Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Дети в возрасте 3-6 лет чувствительны к развитию многих способностей, в том числе творческих и интеллектуальных, сенсорного восприятия и социализации. Особенностью детей этого возраста является тесная связь эмоций и способностей. Столкнувшись с негативными переживаниями, ребёнок утрачивает интерес и приобретает негативное отношение к определенному виду деятельности. Таким образом, от эмоционального состояния ребенка зависит тот факт, насколько успешным будут программы по его развитию.
В тоже время, в силу ряда причин, воспитанники детских садов претерпевают на себе разнообразные негативное воздействие со стороны окружения. В этом возрасте могут развиваться повышенная тревожность, агрессивность, навязчивые страхи и фобии. Всё это будет препятствием к интеллектуальному и физическому развитию, может послужить причиной серьезных отклонений в будущем.
Вопрос наличия эмоциональных и поведенческий нарушений у дошкольников и школьников достаточно актуален, так как на данных этапах детства во всех сферах жизнедеятельности ребенка чрезвычайно значимы его эмоции и чувства. Такие авторы как Л.И. Божович, JI.C. Выготский, A.B. Запорожец, А.Н. Леонтьев выделяют формирующую функцию эмоциональных состояний на данном этапе развития ребенка, говорят о его определяющем влиянии на формирующуюся личность, его будущий характер, поведение. Поведенческие нарушения у детей разных возрастов изучались такими учеными, как Л.С. Выготский, П.П. Блонский, А.С. Макаренко и др.
Объект исследования – особенности нарушения поведения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - нарушение поведения детей-дошкольников.
Цель работы - проанализировать особенности нарушения поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения выше поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
1. дать определение психологическим особенностям детям младшего школьного возраста;
2. дать определение нарушениям поведения;
3. определить цель и методики исследования особенностей нарушения поведения у старших школьников;
4. провести исследования особенностей нарушения поведения у старших школьников.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что дети старшего дошкольника имеют эмоциональные нарушения, связанные с тем, что не складываются отношения со сверстниками; родители уделяют ребенку мало внимания или больше заняты собой, своими делами, игнорируют ребенка; родители больше фиксированы на опрятности, аккуратности.
Методы исследования: теоретические (анализ исследовательских работ, программ психокоррекции; сравнение различных подходов к коррекции развития и методов их диагностики) и экспериментальные (проведение формирующего эксперимента по авторской методике, оценка выраженности негативных проявлений в состоянии дошкольников до и после коррекции по Л.А. Венгеру, Дж. Буку и при помощи теста тревожности).
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Психологические особенности дошкольников
Во многих источниках по психологии и педагогике детей, которые ещё не посещают школу, называют дошкольниками. Этот период включает, как правило, время нахождения в дошкольном образовательном учреждении (детском саду). Однако на самом деле он представляет собой два самостоятельных периода жизни ребенка: с 1 до 3 лет – раннее детство, с 4 до 7 лет - первое детство. Каждый из указанных периодов обладает рядом особенностей, однако между ними существуют общие черты, которые будут приведены ниже.
Прежде всего, стоит отметить, что два указанных периода характеризуется бурным развитием восприятия у ребенка. Работа анализаторов разных модальностей начинается в онтогенезе довольно рано. Так, например, перинатальные психологи утверждают, что уже на этапе внутриутробного развития дети отражают действительность, эмоционально реагируя на нее [31, с. 30]. У новорожденного ребенка восприятие опирается преимущественно на вкус, далее - на осязание, а одной из последних оформляется зрительный анализатор. Постепенно формируются связи восприятия и других когнитивных функций, мышление ребенка от предметно-деятельностного становится абстрактно-логическим [7, с. 1].
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка – совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др. При восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять отношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи - слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков. Значительно совершенствуется у детей умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени. Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны - усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчлененно воспринимать окружающий мир [16, c. 124].
Важную сторону психического развития составляет возникновение, изменение и совершенствование психических процессов и качеств детей. Однако возникающие задачи дети решают в процессе самого манипулирования предметами. Через два-три года дети могут уже заранее придумать и согласовать между собой несложный сюжет игры, распределить роли, игровой материал. Отмечается переход от мышления в действии к мышлению в уме, которое начинает направлять и регулировать практические действия.
В процессе игры, рисования, конструирования и других видов деятельности происходит развитие знаковой функции сознания ребенка, он начинает овладевать построением особого вида знаков – наглядных пространственных моделей, в которых отображаются связи и отношения вещей, существующие объективно, независимо от действий, желаний и намерений самого ребенка. Детский рисунок в большинстве случаев представляет собой схему, в которой передается главным образом связь основных частей изображаемого предмета и отсутствуют индивидуальные черты.
Восприятие – сильная сторона этого периода [31, c. 35]. В это время очень важно обогащение среды различными стимулами, что в дальнейшем благоприятно сказывается на способностях ребенка [26, с. 102]. Особенностью является практическая направленность восприятия предметов (с точки зрения того, как они могут быть использованы). Само восприятие в основном опосредовано действиями и манипуляциями с объектом.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Александров А.А. Типология деликвентного поведения при психопатиях и акцентуациях характера. (Нарушение поведения у детей и подростков.- М. :Просвещение, 2001. - 390с.
2. Астапов В.М. Тревожные расстройства у детей. // Прикладная психология №2, 2002г.- С.34.
3. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги// Психологический журнал.- №5,2002 г.-С.25.
4. Атавелян М.Г. Практикум по развитию социально-перцептивной сферы умственно отсталых школьников.- Челябинск,2009.- 157с.
5. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. - М.: Премиум, 2001.- 456 с.
6. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 2008.- 363 с.
7. Вайнер М.Э Игровые технологии коррекции поведения дошкольников.- М.: Педагогическое общество России, 2004.-196с.
8. Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общественные науки и современность. – 2003. - №3.- С. 45-86
9. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во МГУ, 2000.- 209 с.
10. Возрастная и педагогическая психология. -М. : Просвещение, 2008. -288с.
11. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. - Л. : Медицина, 2009г. -176с.
12. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников.- М.: Университет, 2008 г. – 237 с.
13. Долгова В.И., Напримеров А.А., Латюшин Я.В. Формирование эмоциональной устойчивости личности.- СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.- 138с.
14. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей.- М.: Владос, 2005.- 291с.
15. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб: Союз, 2002. -224с.
16. Изард К. Эмоции человека.- М.: Изд-во МГУ, 2000г.- 456 с.
17. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультация, тренинг.- Ярославль: Академия развития, 2002.-160с.
18. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми.- СПб.: Речь, 2005.- 160с.
19. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2009.-208 с.
20. Лалаянц И. Энергия агрессивности // Семья и школа. – 2005. -№6.- С. 78-94
21. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- СПб: Речь ,2001.- 259с.
22. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад. // Психологическая наука и образование, 2003 г., № 2.- С.39-48
23. Мельниченко Н.Д. Детская психология . - СПб.: ВЛАДОС, 2003.- 321с.
24. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция.- СПб.: Речь, 2004.- 248с.
25. Немов Р. С. Психология. -М. : Просвещение: ВЛАДОС, 2008. -576с.
26. Немов Р. С. Психология. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 632 с.
27. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков- патопсихология- М.: Институт практической психологии ,2006. 430с.
28. Практикум по возрастной и педагогической психологии :Для студ.сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008. – 160 с.
29. Психология агрессивного поведения. – М.: Феникс, 2008.-199 с.
30. Психология человеческой агрессивности. – М.: Прессиздат, 2009.- 459 с.
31. Психология человеческой агрессивности. – Минск.: Харвест АСТ, 2001.- 459 с.
32. Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности // Ананьевские чтения. - 2007. - №2.- С. 46- 67
33. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. – 2009. - №5.- С. 45- 51.
34. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное посоие. -М. : ВЛАДОС, 2008. -529с.
35. Романов А.А. Направленная терапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. - М.: Романов, 2001. - 48с.
36. Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии», - Спб: Питер, 2000г.- 456 с.
37. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. – М.: Академия, 2001. – 168 с.
38. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 2002. - №5.- С. 56- 68
39. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. - М.: Премиум, 2001.- 189 с.