Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Туризм является одним из важнейших направлений в развитии экономики как для страны в целом, так и для отдельных ее регионов. Однако, в отличие от ряда зарубежных стран, направление внутреннего туризма слабо развито в нашей стране, что по большей части, связано с низким уровнем развития инфраструктуры туризма, несоответствием цены и качества туристских услуг, низким уровнем сервиса, недостатком квалифицированного персонала в отрасли. В данном исследовании авторами был проведен анализ современного состояния туристской отрасли. Туристская отрасль многими странами рассматривается как одна из движущих сил экономического роста. Россия не является исключением. Решение вопросов развития внутреннего туризма, адаптации к значительному воздействию внешних факторов, достижения конкурентоспособности не только на национальном, но и международном рынке формирует тенденции развития отрасли на долгосрочную перспективу.
Согласно стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, основной курс отрасли направлен на развитие внутреннего и въездного туризма в Россию за счет формирования конкурентоспособного туристического продукта, развития инфраструктуры, обеспечения качественных и доступных туристских услуг на территории РФ, ориентируясь на лучший отечественный и международный опыт развития туристских кластеров и привлечение потенциальных клиентов к местам притяжения.
Цель работы: проанализировать особенности развития сферы туризма на юге России. Для достижения цели и подтверждения гипотезы были определены следующие задачи исследования:
– дать основные понятия туристической деятельности и исторические этапы его развития;
– раскрыть организацию внутреннего туризма в России;
– рассмотреть регулирование внутреннего туризма в РФ;
– раскрыть особенности развития внутреннего туризма в различных регионах;
– проанализировать проблемы российского внутреннего туризма и пути их решения;
– рассмотреть перспективы развития внутреннего туризма.
Предмет исследования – сфера регионального туризма.
Объекты исследования – внутренний туризм России.
В работе использовались следующие методы: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме, методы анализа и синтеза.
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РОССИИ
1.1. Основные понятия туристической деятельности и исторические этапы его развития
С самого начала истории развитие и становление цивилизаций было связано с развитием и укреплением контактов между разными государствами, народами и определёнными регионами. Многочисленные путешествия совершались для определения и изучения характера соседей – их дружеского или враждебного настроя, поиска рынков, поиска работы, приобретения товаров, знаний и т. п. Позднее путешествия стали для определённых слоёв общества (мореплаватели, исследователи, купцы, священники) профессиональной необходимостью. А ещё позднее появились люди, желавшие просто посмотреть новые народы, земли и получить новые впечатления . Всех этих людей мы называем путешественниками. Именно они сыграли большую роль в накоплении человеком знаний в различных областях науки, культуры и техники. Всё это послужило причиной возникновения особой формы путешествий – туризма.
В период первых древних государств, таких как Греция и Рим, Персия и Парфия, Вавилон и Ассирия, Бактрия и Сирия, большая часть путешествий предпринималось с целью обмена товаров. В это же время путешествия становятся неотъемлемым спутников военных действий. В результате военных походов Александра Македонского, персидских царей, римлян и греков открываются новые земли и народы, которые были отражены на древних картах и рукописях. Эти открытия помогли людям осознать, что мир огромен и в нём множество неразгаданных тайн.
Когда же произошло первое туристическое путешествие? Ответ на этот вопрос до сих пор не найден. Но принято считать, что первые туристические путешествия начались в то время, когда поездки утратили торговое значение. Модно предположить, что подобные путешествия начались в Древнем Египте в 4 тысячелетии до н. э. Путешествия древних египтян связывались с путешествиями к пирамидам, городам, храмам и искусственным озёрам. Однако из-за неразвитости дорог, мест ночлега и питания затрудняли первые путешествия. Туризм в период эллинизма не составлял источника доходов, этому препятствовали постоянные военные столкновения, грабежи и не заинтересованность государственного аппарата.
В древние времена значение дорог оценили только персы, которые на территории Персидской империи развили систему коммуникаций. Но даже эти дороги не были построены для развития транспорта, экономики, культуры. Изначально они были предназначены для похода персов в Грецию, по этим дорогам персидская армия без препятствий и в короткий срок могла добраться до побережья Малой Азии. Эти дороги вошли в историю как «королевские дороги», связывавшие Вавилон, Сузы, Сарды и Экбатаны. Каждые 30 миль на этих дорогах находились корчмы, пункты питания и отдыха.
Но всё же расцвет античного туризма связан с Грецией и периодом эллинизма. А её наследником можно по праву считать Древний Рим, который на протяжении нескольких столетий завоёвывал другие земли и народы.
Все эти события, несомненно, дали возможность человеку увидеть и познать мир.
Основным мотивом путешествии долгое время была торговля. Чуть позднее к нему добавились спортивные (Олимпийские игры) и религиозные (паломничество) мотивы.
В Европе во времена Римской империи возникает новый вид путешествий – досуговый туризм. Римляне из высших слоёв общества нередко ездили в Грецию для пополнения образования, богатства. Постепенно эти поездки приобрели развлекательный характер: путешествия в Грецию совершались всей семьёй или холостыми богатыми римлянами ради развлечений. Кроме этого, у богатых римлян были свои земельные участки в разных уголках империи, чтобы контролировать их, римлянам нужно было выезжать из столицы и проделывать долгий путь до своего имения. Такие земельные владения были в Галлии и Испании, в Италии и Германии, в Греции и Македонии, в Фракии и Дакии, в Египте и Малой Азии.
В это же время начал функционировать Великий Шелковый путь, который простирался от Жёлтого моря на востоке и заканчивался Римом на западе. В период античности можно было выделить два типа путей: сухопутные и водные. Естественно, основные пути были в Средиземном море, в дельте Нила, а также в Месопотамии – между Тигром и Евратом. Путешествовать морем было гораздо легче и безопаснее, чем пешком. Ездовые животные (лошади, слоны) использовались в основном в сражениях .
В I веке до н. э. в Римской империи сформировались основные дороги, которые предназначались для передвижения гонцов и армии. А инфраструктура отдыха всё ещё оставалось на втором плане, так как поездки в разные регионы и страны являлись сугубо частным делом.
В эпоху средневековья смысл путешествий начал меняться. Увеличение товарооборота и частые воины повлекли за собой обмен новыми идеями. В результате появляется новая причина для путешествия – распространение своих интеллектуальных и религиозных взглядов. Священники, пилигримы, паломники, к которым часто присоединялись толпы бродяг, воинов перемещались пешком и на конях, главным образов по маршрутам между Европой и Азией.
Кроме выше перечисленных видов путешествий, существовали путешествия, которые были связаны с переездами знатных семей из зимних дворцов в летние и назад, поездками в дальние страны для заключения браков и альянсов, для сохранения контроля и расширения власти над отдельными владениями. Этот вид путешествия охватывал не только множество сопровождающих людей, придворных и солдат, но и курьеров и послов, частые
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агешкина, Н. А. Основы турагентской и туроператорской деятельности: учебное пособие / Н.А. Агешкина. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 567 с.
2. Багдасарян, В. Э. История туризма: учебное пособие / В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов, А.Д. Попов. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 190 с.
3. Бугорский, В. П. Организация туристской индустрии. Правовые основы: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. П. Бугорский. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 165 с.
4. Губа, Д. В. Лечебно-оздоровительный туризм : курорты и сервис: учебник / Д. В. Губа, Ю. С. Воронов. – Москва : Спорт, 2020. – 240 с.
5. Джанджугазова, Е. А. Туристско-рекреационное проектирование: учебное пособие для вузов / Е. А. Джанджугазова. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 257 с.
6. Дурович, А. П. Организация туризма : учебное пособие / А. П. Дурович. – Минск : РИПО, 2020. – 295 с.
7. Дурович, А. П. Реклама в туризме : учебное пособие / А. П. Дурович. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 158 с.
8. Золотовский, В. А. Правовое регулирование в сфере туризма: учебное пособие для вузов / В. А. Золотовский, Н. Я. Золотовская. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 247 с.
9. Ивлиева, О. В. Теория и практика экологического туризма: учебное пособие / О. В. Ивлиева ; Южный федеральный университет. — Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2020. — 86 с.
10. Игнатьева, И. Ф. Организация туристской деятельности: учебник для вузов / И. Ф. Игнатьева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 392 с.
11. Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы: сборник научных трудов XV Международной студенческой научно-практической конференции – 29 апреля 2021 г. М.: Московский государственный университет спорта и туризма, 2021. Часть 1. 507 с.
12. Истомина, Э. Г. Внутренний туризм и туристские ресурсы России: учебное пособие / Э. Г. Истомина, М. Г. Гришунькина; Рос. гос. гуманитары, ун-т. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Рос. гос. гуманитары, ун-т, 2019. – 288 с.
13. Латынова, С. В. Проблемы развития внутреннего туризма Пензенской области / С. В. Латынова, О. С. Коростелева // Проблемы и перспективы развития регионального туризма: сб. науч. ст. II Междунар. науч.-практ. конф. / гл. ред. Н. Е. Воинова; М-во обр. и науки РФ [и др.]. Курск: ORANGE, 2019. – С. 95–97.
14. Лысакова, Л. А. Tourismus. Туризм: учебное пособие / Л. А. Лысакова, Е. М. Карпова, Е. Н. Лесная. – 3-е изд., стер. – Москва: ФЛИНТА, 2020. – 145 с.
15. Лысикова, О. В. Операционный менеджмент туризма: учебное пособие / О. В. Лысикова, А. В. Фоменко. – 3-е изд., стер. – Москва: ФЛИНТА, 2019. – 96 с.
16. Матюхина, Ю. А. Индустрия туризма учебное пособие / Ю. А. Матюхина. – 3-е изд., стер. – Москва: ФЛИНТА, 2019. – 310 с.
17. Матюхина, Ю. А. Индустрия туризма: учебное пособие / Ю. А. Матюхина. – 3-е изд., стер. – Москва: ФЛИНТА, 2019. – 310 с.
18. Н.В. Осипова, А.В. Ильясова Оценка туристско-рекреационного потенциала пензинского региона / Осипова Н.В., Ильясова А.В.
// Сервис в России и за рубежом. – 2017. – Т. 11. – № 3 (73). – С. 52-61.
19. Правовое обеспечение туризма: учебник / коллектив авторов; под общ. П68 ред. Е.Л. Писаревского. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2019. — 336 с.
20. Практика активного туризма. Учебно-методическое пособие / сост. С. Ю. Махов. – Орел: МАБИВ, 2020. – 149 с.
21. Рубцова Н.В., Солодухин К.С. Внутренний и выездной туризм в России: состояние и прогноз развития в условиях пандемии COVID-19 // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Том 12. – № 1. – С. 301-314.
22. Рубцова Н.В., Солодухин К.С. Внутренний и выездной туризм в России: состояние и прогноз развития в условиях пандемии COVID-19 // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Том 12. – № 1. – С. 301-314.
23. Русина А.Н., Карпычева О.В., Якимова Е.А., Лихман Д.А. Перспективы развития внутреннего туризма в современных условиях // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Том 11. – № 10. – С. 2343-2356.
24. Русина А.Н., Карпычева О.В., Якимова Е.А., Лихман Д.А. Перспективы развития внутреннего туризма в современных условиях // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Том 11. – № 10. – С. 2343-2356.
25. Сущинская, М. Д. Культурный туризм: учебное пособие для среднего профессионального образования / М. Д. Сущинская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 157 с.
26. Технология и организация сопровождения туристов. Обеспечение безопасности: учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. М. Суворова [и др.]; ответственный редактор Г. М. Суворова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 195 с.
27. Шатульская Н.А. Влияние пандемии на развитие внутреннего туризма в России // Экономика и социум. – 2021. – № 2-2 (81). – С. 333-336.
28. Исследование российского рынка туристских услуг. – URL: http://marketing.rbc.ru
29. Статистический бюллетень Росстата к всемирному дню туризма – 2021. Clck.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/YLmRa (дата обращения: 11.10.2021).
30. Пандемия как возможность: Эксперты ВШЭ оценивают потенциал внутреннего туризма в России. Новости исследований и экспертизы в Университете НИУ ВШЭ. Ниу вшэ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/en/news/research/433402363.html (дата обращения: 15.03.2022).
31. Главные туристические тренды 2021 года. URL: https://www.skyscanner.ru/news/2021-trevel-trendy-Бэкш (дата обращения: 15.03.2022).
32. Тенденции туризма 2020-2021. URL: https://www.tohology.com/hospitality/industry/tendencii-turizma-2020-2021/ (дата обращения: 05.03.2022).