Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Музыкальное искусство имеет огромное воспитательное значение для формирования духовной сферы человека, его эстетических вкусов и потребностей. По силе своего эмоционального воздействия музыка превосходит любой вид искусства. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека. Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания.
В настоящее время проблема развития восприятия музыки приобретает всё более важное значение. К сожалению, у значительной части современной молодёжи отсутствует интерес к так называемой «серьёзной музыке». Одной из причин этого является неразвитое музыкальное восприятие, и как следствие – несформированность музыкальной культуры молодого поколения. Причиной этому являются недостатки в воспитании музыкальной культуры детей, серьёзные упущения в формировании восприятия музыки, прежде всего в детском саду и в школе.
Восприятие музыки является сложным, многоуровневым процессом и представляет для школьников большую трудность в сравнении с восприятием произведений других видов искусства. Данное обстоятельство обусловлено, с одной стороны, спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой – возрастными особенностями ребёнка-школьника. В связи с этим на начальном этапе развития музыкального восприятия ребёнку нужно помочь услышать и понять музыку, войти в мир её образов. Этим объясняется актуальность выбранной темы.
Проблема формирования восприятия музыки нашла свое отражение в работах педагогов В.А. Сухомлинского, В.Н. Шацкого, Б.В. Асафьева, психологов Б.М. Теплова, Е.В. Назайкинского. Важное значение музыки в становление личности подчеркивают в своих исследованиях отечественные педагоги Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова. Однако, несмотря на проведенные многочисленные исследования, проблема поиска и разработки условий для успешного формирования восприятия музыки детей школьного возраста как средства развития музыкально-эстетического воспитания актуальна до сих пор.
Цель исследования: определить возможности музыки как средства эстетического воспитания младших школьников.
Задачи:
1. Определить понятие эстетического воспитания
2. Провести обзор возможностей музыки в эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста
3. Провести диагностику музыкально-эстетического воспитания младших школьников
4. Разработать рекомендации по использовании музыки в целях эстетического воспитания младших школьников на основе результатов проведённой диагностики.
Объект исследования: эстетическое воспитание.
Предмет исследования: музыка как средство эстетического воспитания младших школьников.
Методы: анализ научно-методической литературы, анализ музыкальных произведений, анализ педагогического опыта, тестирование.
Структура работы. Данная работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список использованных источников, приложение.
Глава 1. Теоретические основы использования музыки в эстетическом воспитании младших школьников
1.1. Понятие эстетического воспитания
Под эстетическим воспитанием понимают культурно-общественный феномен, обладающий значительным потенциалом для развития эстетической культуры, мотивации к творческой деятельности, а также приобщения к культурным ценностям [7, с. 62].
Философские концепции эстетического воспитания основаны на теории, что современное общество характеризуется такими чертами, как доминирование науки и техники, что иногда приводит к технократии, чрезмерному интересу к функционализму, напряжению и тревоге, потере индивидуальности, тотальной унификации. При этом затрудняется привитие морально-нравственных ценностей. Обращение к эстетике для решения данной проблемы является целесообразным.
Следует отметить, что эстетическое воспитание рассматривается главным образом как воспитание через занятия искусством, и не столько через восприятие художественных произведений, сколько через собственную практику ребенка. Предполагается, что жизненные наблюдения приобретают эстетическое значение только при прохождении через призму практического опыта.
В соответствии с этим одной из главных целей эстетического воспитания педагоги и психологи считают установление эмоционального равновесия личности и окружающей среды, накопление позитивно окрашенного субъективного опыта. Наиболее последовательное выражение идея эмоционального равновесия нашла в концепции «Терапия через искусство» Виктора Лоуэрфельда, основанной на предположении, что основной причиной потери детьми жизненной уверенности является неспособность выразить свои мысли словами [11, с. 153].
С терапией через искусство связана целая терминологическая иерархия, перешедшая в работы по эстетическому воспитанию из теории З. Фрейда и поведенческой психологии:
1. самовыражение
2. самоактуализация (самореализация),
3. уверенность (уверенность в себе)
4. самооценка.
Эти аспекты, взятые вместе, называются в американской теории коллективным термином – «личная приспособленность», то есть равновесие индивида с окружающей средой [6, с. 116].
Ещё в 1916 году американский социолог Р. парк (167) отмечал, что ученые начинают использовать понятие и категории эстетической среды как системообразующие для определения влияния внешней среды на поведение человека. В целом период с 20-х по 60-е годы можно назвать подготовительным этапом формирования представлений об эстетической среде, включающим различные эмпирические исследования, связанные с изучением влияния на человека тех мест, где он живет, работает, учится, отдыхает. Одновременно начинается формирование новых теоретических направлений в этой области[11, с. 138].
В 1960-е годы в русле этого подхода появились исследования, посвященные проблеме пространственной организации человеческого общения. Наиболее известна концепция «места поведения» американского психолога Р. Баркера. Суть его заключается в изучении и сравнении поведения детей в привычной для них среде, а также в новой среде, в которой присутствуют оригинальные дизайнерские решения. Исследования показали, что разные дети ведут себя почти одинаково в одной и той же среде. Такие факты послужили основанием для выводов о возможности прогнозирования поведения ребенка путем организации определенного типа среды и использования этой идеи в педагогической практике. По мнению Р. Баркера, это позволяет создавать новые типы сред с заданным и определенным видом деятельности [16, с. 72].
Таким образом, ключевая идея о том, что определенная среда будет играть ведущую роль в формировании определенных черт личности, стала использоваться при формировании эстетической среды.
1.1. Возможности использования музыки в эстетическом воспитании младших школьников
Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Воспитательная эффективность музыкального воздействия таится в самой специфике постижения музыки на уровне музыкального восприятия как художественного общения, когда в музыкальном звучании воспринимаются не просто звуки или структурные элементы, а «социальные чувства человека, и эстетическое переживание заключается в сопереживании, в сочувствии выраженной радости или горю, дружбе или вражде». Исследования таких ученых, как А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн и др., показывают, что деятельность человека связана с активным процессом овладения общественным опытом, достижениями культуры. Теоретические положения отечественных педагогов и психологов, музыкальных деятелей в области музыкального образования (В.Н. Шацкой, Н.А. Гродзенской, Н.А. ВетлугиноЙ и др.) позволяют определить музыкальную деятельность как процесс познания музыкального искусства детьми, в ходе которого осуществляется как музыкальное, так и эстетическое воспитание ребенка.
Содержание и характер детской музыкально-эстетического воспитания обусловлены историческим развитием человека, формирование и развитием различных видов музыкальной деятельности, включая музыкальное творчество, исполнительство, восприятие [14, с. 12]. Целью музыкально-эстетического воспитания детей является их приобщение к музыке и формирование у них потребностей в этом виде искусства [3, с. 12].Поставленная цель обусловила постановку следующих задач музыкально-эстетического воспитания детей школьного возраста:
накопление опыта восприятия доступных музыкальных стилей и жанров;
развитие эмоциональных способностей откликаться на музыку и сопереживать ей;
формирование эмоционально-оценочного отношения к музыке.
Говоря о музыкальном воспитании, педагоги определяют функции музыки через ее роль в формировании личности ребенка: эстетической, познавательной и воспитательной. В этом случае дети учатся не только слушать, но и слышать, и правильно воспринимать музыкальные произведения. Восприятие музыкальных произведений способно удовлетворять потребность людей в самих переживаниях. При этом музыкальное восприятие должно, хотя бы частично, удовлетворить эстетические потребности, которые в настоящее время являются практически невыполнимы. По утверждению Н.А. Метлова, итогом восприятия музыкального произведения является преобразование эмоционального состояния и поведения человека. Музыкально-эстетическое воспитание –это процесс целостного, образного, эмоционального-осознанного, личностно-осмысленного постижения содержания музыкального произведения [6, с. 22].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беляев, Г. Ю. Предметно-эстетическая среда как ресурс решения задач по воспитанию и социализации в образовательной организации // Современные тенденции развития системы образования. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2019. С. 162-166.
2. Бочкарев, Л. Л. Музыкальная психология / Л. Л. Бочкарев. – М.: Классика XXI, 2008. – 352 с.
3. Ваймугина, М. А. Понятие ценности произведения искусства // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2013. № 2. С. 73-80.
4. Вострякова, В.В. Музыкально-эстетическое воспитание школьников во внеурочной деятельности // Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы. Материалы VII Международной очно-заочной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Л.Г. Касьянова; Шадринский государственный педагогический университет. 2017. С. 67-75.
5. Выготский Л. С. Психология искусства. / Л. С. Выготский – Мн.: Современное слово, 1998. – 480 с
6. Дмитриева, Е. Н. Искусство как источник формирования эстетической культуры // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. С. 252.
7. Калист, Е.Л. музыкально-эстетическое воспитание младших школьников на основе эвристического обучения // Актуальные направления повышения качества образования в учебных заведениях различного типа. Материалы международной научно-практической конференции, приуроченной к 55-летию педагогического факультета. 2012. С. 212-215.
8. Князева, М.М. Влияние музыкально-эстетического воспитания на развитие личности. автореферат дис. ... кандидата философских наук / Министерство культуры и туризма Российской Федерации. Российский ин-т искусствознания. Москва, 1992
9. Кречетова, Г.А. Специфика музыкально-эстетического воспитания и развития творческой личности обучающегося // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2017. № 1-1. С. 68-71.
10. Кудрявцева, С.М. Методика музыкально-эстетического воспитания школьников средствами интегрированного подхода в обучении (на основе рериховской концепции эстетического воспитания). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Москва, 2000
11. Левченко, Ю.А. Развитие личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Воронеж, 2006
12. Обухова, М.В. Формирование музыкальной культуры у детей на уроках музыки // Музыкальное образование и наука в современном мире. [материалы международной научно-практической конференции]. 2019. С. 199-203.
13. Острикова, Т.Н. Синтез искусств в процессе музыкально-эстетического воспитания школьников // СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Под общей научной редакцией А.Ф. Григорьева. 2017. С. 74-78.
14. Павлова, И.Ю. Развитие творческих способностей личности в процессе музыкально-эстетического воспитания детей // ЮНЕСКО: стратегия развития культуры, науки и образования в контексте нового гуманизма. материалы Международной научно-практической конференции (в рамках Международного форума «Сбережение человечества как императив устойчивого развития»). 2016. С. 341-345.
15. Седова, Е.А. Современный урок музыки (из опыта работы) // Педагогические идеи: современные технологии для современного образования. материалы всероссийской научно-практической конференции. Частное учреждение дополнительного профессионального образования «Траектория развития». Казань, 2020. С. 84-90.
16. Селезнева, Г.А. Реализация деятельностного подхода в музыкально-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста // Современная образовательная среда: теория и практика. сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. 2018. С. 180-182.
17. Сизова, Л. С. Теоретические основы методики музыкального воспитания в школе / Л. С. Сизова. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 104 с.
18. Соколова, Е. Н. Значение эстетической организации образовательной среды // Эстетическое пространство детства и формирование культурного поля школьника. Материалы Первой Всероссийской научно-методической конференции, Санкт-Петербург, 15-16 февраля 2006 года. науч. ред.: М. П. Воюшина. Санкт-Петербург, 2006. С. 27-29.
19. Соловей Я.Г. Музыка в духовном развитии личности // Науковий вісник Мукачівського державного університету. Серія: педагогіка та психологія. 2015. № 1 (1). С. 121-125.
20. Тенюкова, Н.Н. Музыкально-эстетическое воспитание школьников в деятельности педагога дополнительного образования // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия. Материалы Международной научно-практической конференции. 2013. С. 450-452.
21. Фархшатова, И.А. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 5-2 (82). С. 99-102.
22. Фёдорова, С.Н. Музыкально-эстетическое воспитание: поликультурный аспект // Музыкально-эстетическое воспитание детей на современном этапе развития общества. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Федеральное агентство по образованию; ГОУ ВПО "Марийский государственный университет", Факультет педагогики и психологии, Кафедра дошкольной и социальной педагогики, ГОУ ДОД Республики Марий Эл "Дворец творчества детей и молодежи"; Ответственные редакторы: Р. Р. Лоскутова, Н. Н. Чалдышкина. 2010. С. 26-29.