Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что на рубеже XX - XXI вв. в России произошли глобальные изменения как политических, так и социально-экономических отношений, что определили понятие как значимых демократических основ правового государства, так и обеспечение конституционных прав и свобод граждан, а также взаимную ответственность государства и граждан. В основу указанных догм должен был встать независимая, эффективно функционирующая судебная система.
Принятая в 1993 г. Конституция РФ дала правовую основу деятельности судебных органов, а федеральное и региональное законодательство более детально очертило условия реализации конституционных норм, сформировало, в том числе, статус мировых судей.
Впоследствии в 2011 г. был принят закона «О судах общей юрисдикции в РФ», который обозначил задачу реализации его новых принципов и основ правосудия среди мировых судей.
Объектом и предметом исследования выступают правоотношения в сфере производства дел у мирового судьи.
Цель курсовой работы – проанализировать сущность и историю становления института мировых судей, полномочия мировых судей до начала судебного разбирательства.
Поставленная цель может быть решена путем решения следующих задач:
- рассмотрение сущности и становления института мирового судейства в РФ;
- исследовать понятие института мировых судей;
- проанализировать историю становления и развития института мирового судейства;
- изучить возбуждение уголовного дела частного обвинения;
- рассмотреть полномочия мирового судьи до начала судебного разбирательства.
Структура работы. Курсовая работа структурирована введением, двумя главами, пятью параграфами, заключением, списком использованных источников.
1. Сущность и становление института мирового судейства в РФ
1.1 Понятие института мировых судей
Компетенция мирового судьи определена статьей 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» . Это единственная наиболее измененная часть этого закона. Многочисленные поправки в данную статью отражают попытки изменить количество дел, рассматриваемых мировым судьей, и демонстрирует непрекращающуюся борьбу за баланс между мировыми и районные судами. Каждый раз, когда компетенция мировых судов была ограничена, это означало, что эти дела будут рассматриваться в судах первой инстанции. Конечно, иерархический характер системы означает, что районные суды выступают в качестве апелляционных судов для дел, рассмотренных мировыми судами, поэтому окружные суды никогда не смогут полностью отказаться от этих дел. Учитывая, что обжалованию подлежит лишь небольшой процент решений мировых судов, реальность такова, что распределение ответственности за рассмотрение дел в мировых судах эффективно освобождает окружные суды от ответственности по многим делам.
В соответствии с действующим законодательством, которое закрепляет порядок реализации правового статуса мирового судьи, данный институт правосудия в лице мировых судей представляет собой институт относящиеся судам общей юрисдикции субъектов РФ и находит свое отражение в единой системе правосудия несмотря на то, что их непосредственная деятельность находится в прямой зависимости от содержания местного законодательства.
Особенность данного правового института сводится к тому, что мировые судьи являются судами по первой инстанции и представляют свои полномочия на территории конкретного судебного участка.
Количество мировых судей и их судебных участков закрепляется в законе об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах РФ . Так, в Воронежской области образовано 117 судебных участков .
Число и территория участков в пределах одного района закреплены решением органа законодательной власти. Участки формируются из расчета количество людей на одном участке от 15 до 23 тысяч.
Мировые судьи наряду с другими судами таже пользуются гарантиями независимости и неприкосновенности в ходе своей профессиональной деятельности.
В соответствии с российским законодательством дела обычно делятся на три категории: административные, уголовные и гражданские. Статья 3 Закона о мировых судьях включала 9 категорий дел, подлежащих рассмотрению в исключительной компетенции мировых судов, однако в действующей редакции закона 3 пункта статьи утратили силу. Итого к компетенции мирового судьи в настоящее время отнесено 6 категорий дел.
В статье 3 Закона о мировых судьях только один пункт относится к административным делам (пункт 9), которые касаются государственного органа (например, налоговой службы) без уголовного преследования. Он оформлен в таком общем виде, что не требует частой смены: в нем отражено, что мировые суды должны рассматривать любые административные дела, которые были направлены ему в соответствии с положениями Кодекса об административных правонарушениях. Это достаточно хитрый способ избежать конкретики в Законе о мировых судьях, но при этом внести ясность в категорию дел, по которым мировые суды несут ответственность. Этот раздел был изменен только один раз в 2005 году: компетенция мирового суда была расширена путем включения не только тех дел, которые делегировали соответствии с положениями Кодекса об административных правонарушениях, но и любым законом субъектов Российской Федерации.
Статья 3 Закона о мировых судьях включает только одну категорию уголовных дел (пункт 1). Как и в пункте, посвященном административным делам, этот раздел является всеобъемлющим. Первоначально на мировые суды были возложены все дела, по которым максимальным наказанием было лишение свободы на срок до двух лет. В 2005 году это положение было изменено на три года, что естественным образом увеличило количество и виды дел. Тем не менее, как мы увидим далее из анализа рассматриваемых дел мировыми судьями Ростовской области, уголовные дела занимают наименьшую долю среди других категорий дел.
Гражданские дела содержались в 7 из 9 подразделов статьи 3 Закона о мировых судьях, однако 3 из них утратили силу. Итого в действующей редакции закона имеется 4 категории гражданских дел, отнесенных к компетенции мирового судьи.
Компетенция мирового судьи по гражданским делам охватывает множество дел: споры между членами семьи, споры, связанные с недвижимым имуществом, и множество других дел, включая денежный ущерб. Каждая из этих категорий изменялась годами .
Их параметры определяются предметом дела и / или требованиями, выдвинутыми сторонами. Отдельная категория дел поступает в суд по процессуальным основаниям. Случаи, которые могут быть заслушаны в упрощенном порядке в форме выдачи судебных приказов, составляют значительную часть загруженности судов, в отличие от других видов дел, которые требуют полноценного слушания (пункт 2 статьи 3 Закона о мировых судьях) .
Дела о расторжении брака, если у сторон нет спора о детях, входят в компетенции мирового судьи. Если один из супругов задает вопросы об опеке, то дело передано в районный суд. Стоит отметить, что судья не исследует подробности об опеке . Она просто спрашивает стороны, согласны ли они с принятым решением. Как показывает практика, чаще всего стороны договариваются, с кем будет жить ребенок. Формулировка этой части закона не менялась с 1998 года (пункт 3 статьи 3 Закона о мировых судьях).
Пункт 4 статьи 3 Закона о мировых судьях, касающийся споров между разводящимися супругами по поводу имущества, приобретенного во время брака, менялся несколько раз. Вначале все подобные споры находились в компетенции мировых судов. В 2008 году его компетенция была ограничена делами по иску, не превышающему 100000 рублей. В 2010 году цена иска была уменьшена до 50000 рублей.
Цели этих поправок были двоякими. Самой важной целью было ограничить количество дел, поступающих на рассмотрение в мировой суд, чтобы сделать их работу более управляемой. Также разумно предположить, что споры усложняются по мере увеличения их стоимости. Передача таких дел в районный суд была вполне уместной.
Помимо дел по семейному праву, мировые суды также рассматривают дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности (пункт 6 статьи 3 Закона о мировых судьях).
Данная статья также менялась несколько раз в целях урегулирования потока дел между мировыми и районными судами. Первоначально размер таких случаев был ограничен 500-кратным размером минимальной заработной платы. Как и в случае споров по поводу семейной собственности, первая поправка конкретизировала лимит в 100000 рублей в 2008 году, но затем он снизился до 50000 рублей в 2010 году. Данное послабление в очередной раз способствовало разгрузке мировых судов по большей части споров.
Таким образом, в соответствии со статьей 3 Закона о мировых судьях в компетенцию мирового судьи входят административные (1 пункт), уголовные (1 пункт) и гражданские дела (4 пункта).
Таким образом, данный институт правосудия в лице мировых судей представляет собой институт относящиеся судам общей юрисдикции субъектов РФ и находит свое отражение в единой системе правосудия несмотря на то, что их непосредственная деятельность находится в прямой зависимости от содержания местного законодательства.
Особенность данного правового института заключается в том, что мировые судьи представляют свои полномочия на территории определенного судебного участка. Мировые судьи наряду с другими судами таже пользуются гарантиями независимости и неприкосновенности в ходе своей профессиональной деятельности.
1.2 История становления и развития института мирового судейства
История России вплоть до восемнадцатого века не знала, что такое судебные инстанции. До этого периода правосудие осуществлялось главами населенных пунктов, которые конечно не обладали профессиональными знаниями, что приводило к злоупотреблению со стороны данных должностных лиц. Впоследствии данные преобразования привели к тому, что
в XVII – начале XVIII возникла ситуация, в которой необходимо было поменять систему судебных органов .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. "Конвенция о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г. Риме 04.11.1950) // "Бюллетень международных договоров", N 3, 2001
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 25.03.2022) // "Российская газета", N 249, 22.12.2001.
4. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // Российская газета от 22 декабря 1998 г. N 242
5. Федеральный закон от 29.12.1999 № 218-ФЗ (ред. от 03.04.2018) «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 1 (часть I). Ст. 1.
6. Закон Воронежской области от 21 марта 2001 г. № 219-II-ОЗ «О создании судебных участков и должностей мировых судей в Воронежской области» (в ред. законов Воронежской области от 06.03.2014 N 12-ОЗ, от 02.03.2015 N 08-ОЗ) // СПС «КонсультантПлюс».
7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2009 N 28 (ред. от 15.05.2018) "О применении судами норм уголовно-процессуального законодательства, регулирующих подготовку уголовного дела к судебному разбирательству"
8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 3 (ред. от 25.12.2018) "О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации" // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 4, апрель, 2012.
9. Алпатова В.В. История развития мировой юстиции в России // Вестник современных исследований. 2020. № 8-8 (38). С. 4-7
10. Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). 15-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2021. 640 с.
11. Власенко И.Г. К истории возникновения института мировых судей в России // Ленинградский юридический журнал. – 2019. – № 87. – С. 29-34.
12. Дворянинов А.С. Место и роль института мировых судей в системе судебной власти // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №7. 2021. С. 265-271.
13. Дворецкова Д.А. Становление института мировых судей в России // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – № 51. – С. 79-85.
14. Доника Д.А. Мировой суд как регулятор уголовно-процессуальных отношений, содержащих признаки злоупотребления правом // Мировой судья. 2021. N 2. С. 3 - 8.
15. Кдлян Е.Л., Магдесян Г.А. Основные направления совершенствования законодательства о мировых судьях в России // В сборнике: Информационное обеспечение как двигатель научного прогресса. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 126-129
16. Казаккулов Д. Р., Исаева Л. А. Институт мировых судей: история становления и развития // Юридические науки. 2021.
17. Комбарова Е. Л. Криминалистический алгоритм действий мирового судьи на стадии возбуждения уголовного дела частного обвинения // Вестник Воронежского института МВД России № 2. 2020. С. 263-274.
18. Николайченко О.В. Компетенция мирового суда // Мировой судья. 2019. N 8. С. 21 - 25.
19. Сиганова А.И. Зарождение института мировых судей в РФ // Молодой ученый. – 2019. – № 22 (260). – С. 363-365.
20. Титов П. М. Некоторые особенности подачи заявления мировому судье по делам частного обвинения // Вестник Уральского юридического института МВД России. — 2019. — №1. — С. 59.
21. Хамицевич Ю.О. Особенности рассмотрения дел частного обвинения мировыми судьями // Юридические науки. 2018.