Фрагмент для ознакомления
2
В доктрине четко определены пути дальнейшего развития, рассмотрены основные угрозы экономике страны, основные параметры и критерии различных состояний финансового сектора, описаны механизмы противодействия и так далее. Без обеспечения экономической безопасности невозможно решить серьезные вопросы внутри страны и на межгосударственном уровне.
Национальная безопасность государства как гаранта суверенного государства, стабильное финансовое положение страны, повышение эффективности производства и благосостояния общества характеризуются, прежде всего, состоянием экономики и защитой от угроз экономической безопасности.
В целях укрепления экономической безопасности необходимо шире использовать финансово-кредитные возможности, совершенствовать налоговое и бюджетное законодательство, что улучшает территориальную инфраструктуру государства и его финансовое состояние.
В последние годы проблемы безопасности приобрели особое значение в связи с растущей нестабильностью финансовых рынков и ростом числа угроз современной цивилизации. В этих условиях государство сталкивается с необходимостью новых подходов к обеспечению безопасности.
Экономическая безопасность государства - это состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социально-политического и оборонного существования и поступательного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам.
1.2. Угрозы экономической безопасности государства
Угроза безопасности – это факторы, обстоятельства и условия, которые могут сформировать риск для тех же необходимых факторов человека, общества, государства.
Угроза экономической безопасности страны – это риск причинения вреда народному хозяйству в целом и разным его отраслям, а также финансово-кредитной концепции государства.
Угрозы, наущающие экономическую безопасность государства, делятся на внутренние и внешние [20].
К внутренним относятся:
имущественное расслоение общества;
спад престижа учреждений социальной сферы;
ограничение доступа граждан с небольшим материальным достатком к среднему и высшему образованию;
уменьшение роста демографической нагрузки на трудоспособность населения и трудовой потенциал страны в целом;
рост коррупции;
низкий уровень дохода людей, что способствует криминальным выходкам;
высокий уровень инфляции;
возросший риск катастроф и аварий техногенного характера.
К внешним мы отнесли:
потерю высококвалифицированных специалистов, переехавших за рубеж;
развитие негативных процессов в экономической сфере ряда регионов;
возрастание зависимости по товарам ежедневного потребления и продовольствию от импорта (возрастает зависимость нашей страны от импортной продукции стратегического назначения);
покупку российских предприятий западными.
Экономическая безопасность является базисом для обеспечения национальной безопасности страны в целом и ее устойчивого социально-экономического развития. Раскрывая определение экономической безопасности, можно исходить из разных трактовок.
Также существует мнение, что экономическая безопасность страны складывается из уровня экономической безопасности отдельных регионов/городов.
Другие исследователи отмечают, что экономическая безопасность страны представляет собой экономическую безопасность отдельно взятого члена общества.
Эта точка зрения активно укрепилась в странах запада, в частности в США.
Экономическая безопасность или финансовая безопасность – это условие стабильного дохода или других ресурсов для поддержания уровня жизни сейчас и в обозримом будущем. Это включает:
вероятная сохраняющаяся платежеспособность;
предсказуемость будущего денежного потока человека или другого экономического субъекта, такого как страна;
обеспечение занятости или обеспечение занятости.
Финансовая безопасность чаще всего относится к управлению деньгами и сбережениями в семье и семье. Экономическая безопасность, как правило, включает более широкий эффект от уровня производства в обществе и денежной поддержки неработающих граждан [5].
В Соединенных Штатах экономическая безопасность детей определяется уровнем дохода и уровнем занятости их семей или организаций. Экономическая безопасность людей старше 50 лет основана на пособиях по социальному обеспечению, пенсиях и сбережениях, заработной плате и занятости, а также на медицинском страховании.
В 1972 году законодательный орган штата Аризона сформировал Департамент экономической безопасности с миссией по содействию «безопасности, благополучию и самодостаточности детей, взрослых и семей». Этот департамент объединяет действия правительства штата, которые ранее осуществлялись Комиссией по безопасности занятости, Государственным департаментом социального обеспечения, Отделом профессиональной реабилитации, Государственным управлением экономических возможностей, Советом по профессиональному обучению, Государственным управлением планирования рабочей силы и Государственным департаментом Умственная отсталость. Государственный департамент по умственной отсталости (переименованный в Отдел по проблемам развития, законопроект № 2213) присоединился к Департаменту в 1974 году. Целью создания Департамента было обеспечение интеграции прямых услуг людям таким образом, чтобы уменьшить дублирование административных усилий, услуг и расходов. Семейные связи стали частью Департамента в январе 2007 года.
Департамент экономической безопасности Миннесоты был образован в 1977 году из департаментов служб занятости и профессиональной реабилитации, Управления кадров губернатора и Управления экономических возможностей, которые руководили программами борьбы с нищетой. В 1985 году Государственная служба для слепых была включена в этот отдел. В 2003 году Департамент экономической безопасности Миннесоты и Департамент торговли и экономического развития Миннесоты были объединены в Департамент занятости и экономического развития Миннесоты.
Экономическая безопасность в контексте политики и международных отношений – это способность национального государства следовать выбранным мерам политики для развития национальной экономики желаемым образом. Исторически завоевание наций делало завоевателей богатыми за счет разграбления, доступа к новым ресурсам и расширения торговли за счет контроля над экономикой побежденных наций. В современной сложной системе международной торговли, характеризующейся многонациональными соглашениями, взаимозависимостью и наличием природных ресурсов и т. д., Экономическая безопасность сегодня, вероятно, является такой же важной частью национальной безопасности, как и военная политика [15].
Экономическая безопасность была предложена в качестве ключевого фактора международных отношений, особенно в геополитике нефти в американской внешней политике после 11 сентября 2001 года.
Новое прочтение экономическая безопасность получила при администрации президента Д. Трампа.
Президент Трамп все больше стирает грань между национальной и экономической безопасностью Америки.
В то время как предыдущие администрации пытались бороться с экономическими угрозами и угрозами безопасности по отдельности, г-н Трамп преднамеренно смешал их, рассматривая торговую практику другой страны так же опасной для Соединенных Штатов, как и ее военные возможности.
Это точка зрения, которую он поддерживал с начала кампании 2016 года, когда он продвигал свою программу «Америка прежде всего» и поклялся защищать компании, которые, по его мнению, оказались в проигрышном конце мировой торговли. Вступив в должность, г-н Трамп немедленно вывел Соединенные Штаты из многонационального Транстихоокеанского партнерства и начал расследование по импортным товарам, таким как стиральные машины и солнечные батареи, которые, по его мнению, наводнили американский рынок.
Тем не менее, суть экономической безопасности осталась прежней. Экономическая безопасность – это безопасность каждого, отдельно взятого, члена общества.
Индекс базовых таблиц экономической безопасности (BEST) показывает, сколько дохода работающие взрослые из разных семей должны быть экономически безопасными в каждом штате.
В этом информационном бюллетене представлены новые данные BEST на национальном и государственном уровне, рассчитанные Институтом исследований политики женщин.
Угрозы экономической безопасность в США следующие:
только 67 процентов работающих взрослых (в возрасте 19–64 лет) в Соединенных Штатах экономически защищены, что означает, что их семейный доход достаточен для покрытия ежемесячных базовых расходов и достижения скромных целей развития активов;
работающие мужчины более склонны к экономической безопасности, чем работающие женщины (68,2 процента мужчин экономически безопасны по сравнению с 65,5 процента женщин);
белые мужчины чаще всего достигают нужного уровня экономической безопасности в Соединенных Штатах, а латиноамериканские мужчины и женщины реже всего достигают нужного уровня экономической безопасности;
семьи, возглавляемые одинокими матерями, с наименьшей вероятностью будут экономически безопасными, в то время как супружеские пары без детей с наибольшей вероятностью будут экономически безопасными [10].
В Канаде угрозы общей экономической безопасности страны считаются экономическим шпионажем, который является «незаконной, тайной или принудительной деятельностью иностранного правительства с целью получения несанкционированного доступа к экономической разведке, такой как конфиденциальная информация или технологии, для получения экономического преимущества».
Широко распространено мнение, что между экономической безопасностью и экономическими возможностями существует компромисс.
Российское же понимание экономической безопасности практически не касается конкретно граждан.
В стратегии экономической безопасности, принятой в России, упор делается на более «размытых» фактах, в частности на постоянном вялом росте России после мирового финансового кризиса 2008 года и «исчерпании модели экспорта ресурсов». В процессе это стало критикой российской политической экономии.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6–ФКЗ, от 30.12.2008 № 7–ФКЗ, от 05.02.2014 № 2–ФКЗ, от 21.07.2014 № 11–ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1993. – № 31. – Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Российская газета. – 2002. – № 127.
3. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Официальный интернет–портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
4. Бигжанова, А. М. Угрозы экономической безопасности национальной экономики России: проявления, нейтрализация / А.М. Бигжанова // Молодой ученый. – 2021. – №13. – С. 221–225.
5. Варюха, А. О. Современные угрозы экономической безопасности России / А.О. Варюха // Молодой ученый. – 2020. – №8. – С. 3–5.
6. Каранина, Е. В. Определение пороговых значений индикаторов экономической безопасности региона в рамках разработки региональной стратегии экономической безопасности / Е.В. Каранина // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2020. – Т. 2. – № 8. – С. 169–177.
7. Криворотов, В.В. Экономическая безопасность государства и регионов: Учебное пособие / В.В. Криворотов, А.В. Калина, Н.Д. Эриашвили. – М.: Юнити, 2021. – 56 c.
8. Криворотов, В.В. Экономическая безопасность государства и регионов: Учебное пособие / В.В. Криворотов, А.В. Калина. – М.: Юнити, 2020. – 351 c.
9. Кутукова, Е.С. Экономическая безопасность в призме современных экономических процессов / Е.С. Кутукова. – М.: Русайнс, 2020. – 352 c.
10. Матвеева, Е. С. Понятие экономической безопасности государства и ее место в системе национальной безопасности / Е.С. Матвеева // Молодой ученый. – 2020. – №3. – С. 367–369.
11. Орехова, Т.Р. Экономическая безопасность современной России в условиях кризиса: Монография / Т.Р. Орехова, В.И. Орехов, О.В. Карагодина. – М.: Инфра–М, 2020. – 319 c.
12. Попов, М.В. Экономическая безопасность: Учебное пособие / М.В. Попов, М.А. Каткова, Н.В. Манохина, Л Мамаева. – М.: Инфра–М, 2021. – 576 c.
13. Родионова, Л.Н. Экономическая безопасность: концепция, стандарты / Л.Н. Родионова. – М.: Русайнс, 2019. – 32 c.
14. Селиванов, А.И. Методологический комплекс поддержки принятия управленческих решений в сфере обеспечения экономической безопасности / А.И. Селиванов // Безопасность бизнеса. – 2021. – № 5. – С. 3–10.
15. Трошин, Д.В. Подход к типологии и классификации угроз и рисков экономической безопасности Российской Федерации / Д.В. Трошин // Безопасность бизнеса. – 2021. – № 1. – С. 18–24.
16. Шеховцова, Ю. А. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, ее преимущества и пути совершенствования / Ю.А. Шеховцова // Экономика, управление, финансы: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). – Краснодар: Новация, 2021. – С. 34–37.
17. Экономическая безопасность: Учебное пособие / Под ред. В.А. Богомолова. – М.: Юнити, 2020. – 295 c.
18. Экономическая безопасность: Учебное пособие / Под ред. Манохиной Н.В. – М.: Инфра–М, 2021. – 224 c.
19. Экономическая безопасность: Учебник / Под ред. Мантусова В.Б., Эриашвили Н.Д.. – М.: Юнити, 2019. – 384 c.
20. Экономическая безопасность: Учебник / Под ред. МаилянаС.С., Эриашвили Н.Д.. – М.: Юнити, 2021. – 320 c.
21. Состояние показателей экономической безопасности России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://schetuchet.ru/sostoyanie-pokazatelej-ekonomicheskoj-bezopasnosti-rossii.
22. Уровень жизни: Федеральная служба государственной статистки. Официальный сайт: электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.gks.ru/.
23. Официальный сайт статистики РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gsk.ru.