Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В то же время удовлетворение интересов одного муниципалитета всегда ограничено необходимостью удовлетворения интересов другого муниципалитета или нескольких муниципалитетов. Поэтому, принимая решение об объединении ресурсов, местные органы власти должны в первую очередь учитывать интересы всех участников межмуниципального сотрудничества и создавать механизмы обеспечения их прав.
Учитывая большое количество муниципалитетов и их типы, а также различные финансовые и ресурсные базы, местные органы власти могут иметь различные мотивы для сотрудничества, и эти мотивы могут быть связаны с мотивами других потенциальных участников.
В процессе сотрудничества часто возникают спорные ситуации. Для того чтобы сотрудничество было выгодным для всех сторон, важно с самого начала продумать и согласовать, как будут разрешаться конфликты. Для небольших муниципалитетов существует риск отставания от крупных муниципалитетов, которые доминируют в сотрудничестве. Степень влияния и участия в принятии решений должна основываться на реальных возможностях членов кооперации и гарантировать интересы меньшинства.
Цель курсовой работы – исследовать межмуниципальное сотрудничество.
Задачи курсовой работы:
1. исследовать межбюджетное сотрудничество, основа
2. исследовать ассоциативное сотрудничество
3.изучить договорное сотрудничество
4. исследовать хозяйственное сотрудничество
5. исследовать методы и инструменты долговой политики, применяемые в Республики Карелия.
1.Межбюджетное сотрудничество, основа
В соответствии с положениями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации "1 , основными задачами местного самоуправления являются решение вопросов местного значения. На практике это означает удовлетворение медицинских, образовательных, культурных, социальных, бытовых и других жизненно важных потребностей населения муниципальных образований (МО), т.е. организацию предоставления бытовых услуг.
Следует отметить, что большинство этих проблем могут быть решены только при наличии у местных органов власти, определенных материальных и финансовых ресурсов, позволяющих оптимизировать предоставление соответствующих государственных услуг населению. Однако сегодня не все муниципалитеты располагают такими ресурсами для разработки и реализации программ и планов своего социально-экономического развития. По этой причине одним из важнейших механизмов эффективного решения вопросов местного значения, а также повышения эффективности работы муниципальных учреждений может стать объединение различных видов ресурсов на основе межмуниципального сотрудничества.
Определение целей и форм межмуниципального сотрудничества находится в компетенции органов самоуправления муниципалитетов. Его основной задачей обычно является объединение материальных, финансовых и иных (правовых, организационных, в том числе человеческих) ресурсов муниципалитета для совместного решения вопросов местного значения. На рисунке схематично показаны условия, при которых возникает необходимость в межмуниципальном сотрудничестве.
Каждый из вышеперечисленных ресурсов может быть объединен, но каждый из них имеет свои ограничения и риски, которые необходимо учитывать при принятии решений о межмуниципальном сотрудничестве.
Хотя межмуниципальное сотрудничество имеет ряд положительных аспектов, оно ограничено некоторыми институциональными факторами и не является "универсальным" решением. Поэтому объединение ресурсов в рамках межмуниципального сотрудничества должно осуществляться осторожно и продуманно, а документы, регулирующие этот процесс, должны быть тщательно разработаны.
В результате передачи определенных функций организациям межмуниципального сотрудничества, которые являются самостоятельными хозяйствующими субъектами с разными учредителями и благотворителями, органы местного самоуправления муниципалитета теряют значительную часть контроля и влияния на деятельность.
2.Ассоциативное сотрудничество
Муниципальные ассоциации делятся на:
- общенациональные ассоциации;
- Ассоциации, существующие по всей стране, но еще не получившие официального статуса общероссийской организации;
- специализированные ассоциации;
- межрегиональные ассоциации;
- Региональные ассоциации.
Примерами общероссийских объединений являются: Союз малых и средних городов России, Российский союз местных властей и Союз российских городов. В каждую из этих ассоциаций входят муниципалитеты из более чем половины территориальных органов власти Федерации. Официально они были зарегистрированы судебными органами как некоммерческие организации общероссийского уровня.
Конгресс местных властей Российской Федерации (далее - Конгресс или КМА РФ), включенный в перечень общероссийских объединений, является особым видом муниципального объединения, поскольку учредителями и членами этой организации являются не муниципалитеты, а их объединения, т.е. другие муниципальные объединения всех типов, существующие в России. Таким образом, с чисто формальной точки зрения Конгресс является федерацией ассоциаций.
К ассоциациям, которые активно действуют по всей стране, но пока не имеют официального статуса российской организации, относятся: Ассоциация представительных органов муниципальных образований Российской Федерации, Ассоциация сельских поселений Российской Федерации, Ассоциация социально-экономического взаимодействия малых и средних городов России "Муниципальное экономическое развитие".
К специализированным ассоциациям относятся: Сообщество энергетических городов, Союз исторических городов, Союз развития наукоградов России, Ассоциация шахтерских городов, Ассоциация закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) Министерства атомной энергетики РФ и Ассоциация ЗАТО Министерства обороны РФ. Эти ассоциации образуют города с особенно высоким статусом, что также отражено в названиях ассоциаций.
К межрегиональным ассоциациям относятся: Ассоциация городов Поволжья, Ассоциация муниципальных образований "Города Урала", Ассоциация городов Центра и Северо-Запада России, Ассоциация Юга России, Ассоциация городов Сибири и Дальнего Востока и др. Они объединяют муниципалитеты одного или двух федеральных округов.
Что касается региональных ассоциаций муниципалитетов, объединяющих муниципалитеты в субъектах Российской Федерации, то в настоящее время их насчитывается 32, а в некоторых субъектах - более одной (например, в Челябинской и Свердловской областях).).
В настоящее время в России насчитывается более 50 конгрегационных объединений и федераций, 44 из которых входят в состав Конгресса Конгрегаций Российской Федерации. Существует тенденция, когда один и тот же муниципалитет является членом разных ассоциаций. Например, крупный город с несколькими населенными пунктами может одновременно быть членом Союза городов России, межрегиональной ассоциации и региональной ассоциации субъекта Российской Федерации, в котором находится этот город. Сельские поселения, имеющие статус МО, могут стать учредителями и членами как региональной ассоциации, так и Ассоциации сельских поселений Российской Федерации.