Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
1. Актуальность. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в России рождается около 2500 детей с диагнозом «синдром Дауна». Анализ научно-методической литературы, посвященной специфике структуры дефектов при синдроме Дауна, позволяет выделить данную категорию людей в отдельную специфическую группу. Физическая культура и спорт для детей с синдромом Дауна в нашей стране являются слабо развитыми социальными феноменами. Создание методик занятий спортом с этими детьми, а также программ подготовки специалистов, формирование доступных для родителей в каждом регионе России секций и проведение соревнований на разных уровнях, включая инклюзивные формы,– одни из серьезнейших задач. Их решение будет способствовать развитию психофизического потенциала и вовлечения людей с синдромом Дауна в активную социальную жизнь.
Мощным средством коррекции психофизического развития детей и подростков является адаптивная физическая культура. Доказано, что уровень двигательного развития напрямую связан с первичной исследовательской деятельностью ребенка – мозг активней формируется и развивается при полноценном физическом воспитании.
Плавание хоть и не является самым популярным видом спорта, однако занятия плаванием укрепляют все мышцы, заставляют внутренние органы работать нормально. Преимущество этого вида спорта еще и в том, что им можно заниматься в любом возрасте при любом диагнозе. Занятия плаванием широко используются как средство реабилитации для детей с ограниченными возможностями здоровья, они не только восстанавливают функции организма, но и снижают риск утопления, улучшают восприятие и память ребенка, стимулируют когнитивные функции.
Дети, рожденные с синдромом Дауна, нуждаются в целенаправленном индивидуальном подборе и применении физических упражнений для коррекции нарушений. При гидрореабилитациии занятиях адаптивным плаванием используются доступные и эффективные средства для повышения двигательной активности детей, развития физических кондиций и создания мотивирующего положительного эмоционального фона.
Цель исследования: теоретически обосновать, модифицировать и экспериментально апробировать методику обучения технике плавания пловцов с синдромом Дауна на начальном этапе подготовки.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы по теме исследования.
2. Модифицировать методику обучения технике плавания пловцов с синдромом Дауна на начальном этапе подготовки.
3. Провести анализ показателей до и после применения модифицированной методики обучения технике плавания пловцов с синдромом Дауна на начальном этапе подготовки.
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Характеристика этапа начальной подготовки пловцов с синдромом Дауна
В настоящее время существуют проблемы, ограничивающие развитие детей с интеллектуальными нарушениями, приобретение ими жизненно важных знаний, умений, физических качеств, воспитанности такого уровня, которые позволили бы адаптироваться к предстоящей самостоятельной жизни, социальным нормам [8].
Один из факторов, оказывающий негативное влияние на социализацию детей – это недооценка необходимости целенаправленной двигательной активности и возможности коррекции нарушений организма и личности ребенка средствами адаптивной физической культуры.
Ребенок встречается с водой, которая помогают ему разобраться в многообразии водной стихии, правил поведения на воде, названий, знаков, чувствовать себя уверенно, адекватно реагировать на стрессовые ситуации, взаимодействовать с тренером (педагогом). Адаптивное плавание – это вершина пирамиды, основанием которой является массовая гидрореабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. В условиях водной среды открывается огромная возможность для реализации различных видов физической деятельности, например, преодоление страха отпускания лица (головы) в воду, выполнение элементарных заданий с целью выработки навыков удержания правильного и безопасного положения тела на воде, жизненно необходимого навыка – правильного дыхания в условиях погружения в воду и задержки дыхания под водой [2]. Соревновательная деятельность, проходящая в условиях максимально приближенных к таковым у обычных спортсменов. Это даёт возможность корректировать вторичные отклонения в развитии особенного ребенка, и позволяют апробировать некоторые новые направления, приемы и технологии коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Дети становятся участниками соревнований по плаванию в качестве спортсменов. Вводятся элементы спортивного состязания: сделай лучше, попробуй выполнить; спортивной атрибутики: спортивная форма, построение, самостоятельный выход на старт, церемония открытия соревнований, награждение и т. п. Соревнования внутри группы организованы по возрастным категориям и уровню подготовки. В отдельную категорию выделяются спортсмены с Синдромом Дауна и тяжелой формой аутизма. Во время соревнований каждая группа может наблюдать друг за другом, чувствуя при этом свою принадлежность к спортивному коллективу. Для этой категории детей элементы внутригрупповых состязаний становятся подготовительным шагом к спортивным интегрированным соревнованиям.
Использование двигательных навыков непосредственно на соревнованиях по адаптивному плаванию. Задания и упражнения выполняются в соответствии с правилами, обеспечивающими безопасность действий. При этом адаптивное плавание является школой обучения жизни, взаимодействия с водной средой, местом получения близкого к действительности опыта и переживаний.
Программа адаптивного плавания (гидрореабилитация) для этой группы детей, включает в себя следующие задания:
Передвижение по дну бассейна с использованием вспомогательного средства.
Упражнения этого блока позволяют выработать привыкание к водной среде, справиться со страхом, навык работы с вспомогательным средством.
Погружение лица (головы) в воду.
Задание направлено на выполнение доступного всей группе упражнения. При выполнении упражнения дети испытывают положительные эмоции. Формируются навыки элементарного дыхания при передвижении в водной среде.
Упражнение «поплавок» и «звезда».
Выполнение упражнений требует переключения внимания, точных и последовательных движений, развивает координацию, чувство баланса и правильного положения тела на воде. Способствует формированию устойчивой последовательности действий при выполнении задержки дыхания.
Скольжение.
Упражнение позволяет развить моторную координацию, является условием для формирования навыков правильного положения тела пловца в воде. Развивает ориентацию в пространстве.
Ныряние за предметами на глубину.
Задание позволяет развить чувство положения тела в воде, стимулирует выработку навыка по задержке дыхания и распределения сил, учит достигать цели через контакт с предметами(шайба, разноцветные кольца, резиновые игрушки, иные безопасные и пригодные предметы).
Специалисты отмечают, что у детей повышается диапазон ощущения радости и надежды, возрастает активность и инициативность, уходит чувство страха и неуверенности. Появляется примитивное понимание принадлежности к спортивному коллективу, соревновательной деятельности. Тренировки вызывают восторг и радостные эмоции. Отмеченные изменения в поведении детей, являются косвенным подтверждением, что занятия по адаптивному плаванию социализируют детей с интеллектуальными нарушениями, а программа по адаптивному плаванию является мощным средством социализации особенного ребенка.
Этап начальной подготовки продолжительность этапа без ограничения.
Проведение занятий по плаванию возлагается на опытных тренеров и инструкторов, имеющих специальную подготовку. Во время организации и проведения занятий особое внимание уделяется на соблюдение мер по предупреждению и профилактике травматизма, а также санитарно-гигиенических требований к местам занятий, бассейну, оборудованию и спортивному инвентарю.
На этапе начальной подготовки периодизация учебного процесса носит условный характер, основное внимание уделяется разносторонней физической и функциональной подготовке с использованием, главным образом, средств общий физической подготовки, освоению технических элементов и формированию навыков. По окончании годичного цикла тренировки юные спортсмены должны выполнить нормативные требования по физической подготовленности.
Планирование учебно-тренировочного процесса для юных спортсменов 1-го года обучения в группах начальной подготовки подчинено задачам обучения, всестороннего физического развития, ознакомлению с основными средствами подготовки пловца и основами различных техник плавания.
В связи с этим 1 год обучения можно разделить на три этапа: этап отбора и комплектования учебных групп (2 мес.), этап ознакомления с основными средствами подготовки пловца (7 мес.) и этап подготовки и выполнения программных требований и контрольных нормативов по общей физической и специальной физической подготовки (3 мес.). Подготовка на этом этапе предусматривает выезд в спортивный лагерь и индивидуальную самостоятельную подготовку по заданию тренера в период летних каникул.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алехина, А. В. Особенности психического развития детей с синдромом Дауна :автореф. дис. … канд. психол. наук / Алехина А. В. ; РГПУ им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2000. - 22 с.
2. Викулов А. Д. Плавание : учебное пособие. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2005. 96 с.
3. Герцов А. Д. Основы психологического консультирования для тренеров, работающих с подростками : методическое пособие. Санкт-Петебруг : Изд-во СПбНИИ физической культуры, 2008. 80 с.
4. Евсеев С.П. Определение и оценка выносливости инвалидов / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, А.В. Шевцов // Адаптивная физическая культура. – 2016. – № 1 (65). – С. 25-32.
5. Евсеев С.П. Определение и оценка скоростных возможностей инвалидов / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, А.И. Черная и др. / Адаптивная физическая культура. – 2016. – № 1 (65) . – С. 23-25.
6. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры / С.П. Евсеев. – М.: Спорт, 2016. – 616 с.
7. Евсеев С.П. Установочные принципы, подходы и пути разработки раздела Единой Всероссийской спортивной классификации по спорту лиц с интеллектуальными нарушениями / С.П. Евсеев, Ю.Ю. Вишнякова, О.Э. Евсеева // Адаптивная физическая культура. – 2016. – № 1 (65). – С. 40-49.
8. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. Санкт-Петербург : Изд-во Родник, 2003. 389 c.
9. Кумин, Л. Книга о раннем развитии речи детей с синдромом Дауна / Л. Кумин. - Москва, 2010. - 134 с.
10. Кумин, Л. Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна / Л. Кумин. - Москва, 2012. - 280 с.
11. Лаутеслагер П. Двигательное развитие детей раннего возраста с синдромом Дауна. Проблемы и решения / П. Лаутеслагер. - М.: Монолит, 2003. – 356 с.
12. Лаутеслагер, П. Е. М. Двигательное развитие детей раннего возраста с синдромом Дауна. Проблемы и решения / Петер Е. М. Лаутеслагер ; пер. с англ. О. Н. Ертановой при участии Е. В. Клочковой. - 2-е изд. - Москва : Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2014. - 360 с.
13. Набойченко Е.С. Психофизические возможности лиц с синдромом Дауна и условия их участия в паралимпийском спорте / Е.С. Набойченко // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 5. – С. 146-151.
14. Одинокова, Г. Ю. Выявление и преодоление неблагополучия в развитии общения матери и ребенка раннего возраста с синдромом Дауна :автореф. дис. … канд. пед. наук / Одинокова Г. Ю. ; ИКП РАО. - Москва, 2015. — 24 с.
15. Ольховская Т.И. Развитие спорта ЛИН. / Т.И. Ольховская, П.К. Судаков // Материалы межрегионального научно-практического семинара «Особенности адаптивного плавания для лиц с интеллектуальными нарушениями». – Белгород: Правда, 2019. – С. 23-28.
16. Панфилова, И. А. Некоторые аспекты логопедической помощи в рамках семейно-центрированного подхода / И. А. Панфилова. - Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. - № 1. - С. 22-31.
17. Плешаков А.Н. Исследование физического развития и двигательной функции детей вспомогательной школы и коррекционная работа на уроках физической культуры: автореф. дис. … канд. пед. наук / А.Н. Плешаков. - СПб., 2005. – 21 с.
18. Поле, Е. В. Синдром Дауна. Факты / Е. В. Поле. - Москва, 2004. - 32 с
19. Разенкова, Ю. А. Предупреждение и преодоление трудностей развития общения у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья :автореф. дис. … д-ра пед. наук / Разенкова Ю. А. ; ИКП РАО. - Москва, 2017. - 52 с.
20. Сазерленд, С. Проблемы развития речи детей с синдромом Дауна / С. Сазерленд ; Оксфордская служба «Даун Синдром». - Москва, 2000. - 189 с.
21. Скаллерап, С. Д. Ребенок с синдромом Дауна/ С. Д. Скаллерап, О. К. Васильева, М. Л. Шихарева. - Москва, 2009. - С. 34-50
22. Челышева М.В. Профиль развития как основа разработки программ ранней помощи / М.В. Челышева, Н.А. Урядницкая // «Синдром Дауна XXI век». – 2008. – № 1. – C. 12-19.
23. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: обучение и воспитание: Пер. с нем. А. П. Голубева. Москва : Изд-во Академия, 2003. 432 с.