Фрагмент для ознакомления
2
Введение
С момента перехода к построению демократического государства в Российской Федерации, то есть юридически с момента принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года не прекращаясь функционировали процессы, направленные на создание институтов гражданского общества в нашей стране.
Последние десятилетия в силу постепенной стабилизации экономической и внутриполитической ситуации, при сопутствующем этому обострению внешнеполитической обстановки особое внимание со стороны государства уделяется созданию устойчивой системы общественных институтов, которые смогли бы позволить оказывать деятельное содействие в решении тех или иных проблем граждан, тем самым способствовать снижению социального напряжения в обществе, пресекать деструктивное влияние и манипуляции общественным мнением.
В качестве важнейшего института гражданского общества, вовлеченного во взаимодействие гражданина и государства, выступают некоммерческие организации в различных своих организационно-правовых формах. Одним из наиболее часто встречающих видов некоммерческих организаций являются общественные организации.
Эта тема актуальна на сегодняшний день. На данный момент в стране существует сложная ситуация, обостряются проблемы, связанные с коррупцией. Благополучие страны зависит от присутствующей устойчивости темпов экономического развития. Именно поэтому стремление к стабильности напрямую связано с мониторингом рисков, которые наносят некоторый ущерб и препятствуют достижению многочисленных целей. Сегодня во многих случаях борьбой с коррупцией занимаются именно общественные организации, ведь эта борьба отражается системным процессом. Кроме общественных организаций к борьбе с коррупцией подключаются многочисленные СМИ.
Целью курсовой работы является исследование конституционно-правового статуса, проблем создания и деятельности общественных объединений в России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
провести теоретическое исследование основ общественных объединений;
провести анализ практической деятельности общественных объединений.
Предметом исследования являются направления развития социального партнерства в области взаимодействия с некоммерческими общественными объединениями. конституционно-правовой статус, проблемы создания и деятельности общественных объединений.
Объектом исследования выступают общественные объединения в России.
Методы исследования: анализ научной литературы; анализ документальных источников; нормативно-правовых документов.
Глава 1. Теоретические основы исследования общественных объединений
1.1. Общественное объединение как некоммерческая организация
Субъектами социального партнерства являются государственные органы, негосударственные некоммерческие организации и другие институты гражданского общества.
Неприбыльные (некоммерческие) организации (НКО) называют третьим сектором экономики наряду с государственными органами и коммерческими организациями; они играют важную роль в социально-экономическом развитии различных государств. Такие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных целей, защиты прав и законных интересов граждан, а также их здоровья, развития физкультуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и в других целях, направленных на достижение общественных благ. Это могут быть общественные организации, союзы, фонды, ассоциации и тому подобное; в разных странах их состав различен.
Некоммерческие организации производят для населения особые услуги – общественные блага, наделенные двумя фундаментальными свойствами - неконкурентности и неисключаемости, обусловливающие специфику финансирования процесса их производства и реализации .
Некоммерческие учреждения занимаются неприбыльной деятельностью, которая основана на принципах хозяйственной и юридической обособленности, самоокупаемости и финансовой ответственности.
Главное определение некоммерческих организаций дается статье 50 ГК РФ , где указывается, что некоммерческой называется организация, не преследующая извлечение прибыли в качестве цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Данные организации в своей деятельности ориентированы на решение социальных, культурных, благотворительных, политических, образовательных, управленческих и научных проблем в сферах охраны здоровья граждан, удовлетворения их духовных и других нематериальных потребностей, защиты их законных интересов, а также разрешения споров и конфликтов, оказания консультационной и юридической помощи, а также в прочих целях, направленных на достижения общественных благ. Более детально цели некоммерческих организаций расписаны в специальных законах.
В федеральном законе Российской Федерации № 7-ФЗ от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» определено, что некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на приобретение общественных благ. Закон имеет общее значение и распространяется на все формы некоммерческих организаций (исключение составляют потребительские кооперативы и частично религиозные организации) .
Различают следующие виды некоммерческих организаций:
1) потребительские кооперативы;
2) общественные и религиозные организации (объединения);
3) фонды;
4) учреждения;
5) объединения юридических лиц (ассоциации, союзы, концерны и др.) .
Формы некоммерческих неприбыльных организаций различаются по следующим признакам:
- По целям создания, а именно: общественные религиозные организации объединяются на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей; фонды создаются для реализации общественно-полезных целей; некоммерческие партнерства для достижения социальной и другой цели; учреждения - для реализации управленческих целей; автономные некоммерческие организации - для предоставления услуг в конкретных областях; ассоциации и союзы с целью координации их предпринимательской деятельности, а также защиты общих имущественных интересов;
- По формам владения имуществом организации;
- По особенностям правового положения;
- По возможностям осуществления предпринимательской деятельности.
Различают некоммерческие государственные и негосударственные учреждения.
Как правило, социально – ориентированные НКО это:
• общественные объединения;
• религиозные организации (объединения);
• общины коренных малочисленных народов РФ;
• казачьи общества;
• некоммерческие партнерства;
• учреждения;
• автономные некоммерческие организации;
• социальные, благотворительные и иные фонды;
• ассоциации и союзы;
Некоммерческая организация может быть создана в результате ее учрежде¬ния, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой орга¬низации.
Финансирование расходов государственных учреждений осуществляется через систему бюджетного финансирования. Учреждения, которые функционируют за счет средств бюджетов различных уровней, называют бюджетными. К их числу относят дошкольные учреждения, школы, средние технические учебные заведения, высшие учебные заведения, больницы, поликлиники, органы государственного управления.
Финансовый план бюджетной организации является основой его финансирования и составляется в виде сметы доходов и расходов. В расходной части сметы выделяют отдельно расходы за счет бюджетного финансирования и расходы за счет поступлений от деятельности. Превышение суммы расходов над суммой бюджетного финансирования возможно только за счет прибыли от хозрасчетной деятельности, которая остается у предприятия после уплаты налогов и обязательных платежей. Прибыль от неосновной деятельности направляют в первую очередь на оплату труда, оплату коммунальных услуг и других неотложных нужд.
Перечень платных услуг, которые может предоставлять бюджетное учреждение, устанавливает Министерство Финансов РФ и фиксирует это в Бюджетном Кодексе. Эти услуги, как правило, не облагаются налогом.
Как свидетельствует опыт рыночных стран, государство заинтересовано в уменьшении удельного веса предприятий, финансируемых из бюджета. Есть определенная граница, когда возможность бюджетного финансирования становится самодостаточной и последующее уменьшение такого финансирования нецелесообразно.
В числе всех некоммерческих структур самую большую часть имеют бюджетные организации, функциональная деятельность их за последние годы имела очень много изменений. Главным источником финансирования для них является бюджет. Также у них есть возможность дополнительно получать доходы от оказания платных услуг. За последние годы расширились права руководителей бюджетных организаций в использовании материальных и трудовых ресурсов, стимулирования работников.
Нынешние условия экономического кризиса, нехватка бюджетных средств отразились на материальном, финансовом состоянии данных заведений. И поэтому количество их уменьшается, сокращается число работников в действующих бюджетных организациях. В то же время ужесточается контроль финансовыми органами за экономным и целевым использованием средств в бюджетных учреждениях, внедряется порядок жесткого ограничения бюджетных расходов и других государственных расходов в целях уменьшить бюджетный дефицит и предотвратить финансовый кризис.
Финансовый план бюджетной организации составляется в виде сметы. Смета доходов и расходов бюджетного учреждения, организации - это основной плановый документ, подтверждающий полномочия по получению прибыли и выполнения расходов, устанавливает объем и направление средств для осуществления ею своих функций и достижения целей, которые определены в год соответственно бюджетных назначений.
В бюджетной сфере смета состоит из двух составляющих: общий фонд (в нем отображается объем поступлений из общего фонда бюджета и разделение затрат по полной экономической классификации осуществления бюджетным учреждением ключевых функций); специальный фонд (в нем отображается объем поступлений из специального фонда бюджета и их разделение по полной экономической классификации на реализацию расходов отдельного назначения, а также на проведение приоритетных мероприятий, которые связаны с осуществлением учреждением главных функций) .При установлении затрат бюджетными учреждениями учитывается объективная потребность в средствах любого учреждения, беря во внимание основные ее производственные показатели, объем работы, штатную численность и намеченные мероприятия по уменьшению расходов. Предоставляется требование обеспечения в первую очередь финансовыми ресурсами расходов на заработную плату с начислениями на социальное страхование, и на хозяйственное содержание организации. Затраты, которые не имеют первоочередного характера (покупка оборудования, капитальный ремонт помещений и т.д.) предусматриваются при условии обеспечения финансирования срочных затрат. Затраты бюджетных учреждений и организаций на выплату премий и иных видов вознаграждений или поощрений, а также материальная помощь (исключая надбавки и доплаты за специфические условия службы, профессиональный риск, квалификацию, работу в условиях системных ограничений) могут проводиться только при наличии экономии фонда заработной платы и денежного обеспечения.
Смета доходов и расходов производится на календарный год и утверждается руководителем данного учреждения не позже чем через месяц после утверждения соответствующего бюджета, из которого осуществляется финансирование учреждения. Помимо сметы на утверждение данного учреждения предоставляется штатное расписание организации.
Наблюдение за работой некоммерческих организаций в России проводится контролирующими органами (контролируют соблюдение положений устава организации), налоговыми органами (контроль за правильным и своевременным представлением финансовой отчетности) и органами прокуратуры (контроль проводится в порядке общего надзора).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации 1993г. (в последней редакции ФКЗ РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ)
2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ (в актуальной редакции)
3. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996г. № 7-ФЗ (в актуальной редакции)
4. Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» от 30 декабря 2006г. № 275-ФЗ
5. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01 декабря 2007г. № 315-ФЗ (в актуальной редакции)
6. Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998г. № 66-ФЗ
7. Федеральный закон «О жилищных накопительных кооперативах» от 30 декабря 2004г. № 215-ФЗ (в актуальной редакции)
8. Баскакова Я.А. Реализация гражданами права на благоприятную окружающую среду посредством общественных экологических объединений // Эпомен. 2021. № 65. С. 92-101.
9. Геворгян Г.М., Айкина Л.П. Взаимодействие этнокультурных общественных объединений: социально-культурный аспект // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2019. Т. 2. № 8. С. 40-46.
10. Германюк Н.М. Компетенция общественных объединений, ориентированных на реализацию конституционного права граждан на участие в управлении делами государства // Вестник магистратуры. 2021. № 6-3 (117). С. 71-72.
11. Данилович В., Соловьянов А. Общественные объединения в исторической науке // Наука и инновации. 2020. № 1 (203). С. 38-39.
12. Елькина О.Ю. Детское общественное объединение как условие формирования продуктивного опыта младших школьников // В книге: Современные тенденции развития науки. сборник тезисов национальной конференции. 2018. С. 6-9.
13. Ерманок В. А. Педагогическая поддержка развития функциональной грамотности представителей детских и молодежных общественных объединений в области туризма и краеведения // Зборнік навуковых прац Акадэміі паслядыпломнай адукацыі. 2021. Т. 1. № 19. С. 181-194.
14. Зинакова А.И., Строшков В.П. Роль общественных и общественно-государственных физкультурных объединений в управлении физической культурой и спортом Севастополя // Актуальные исследования. 2021. № 3 (30). С. 83-85.
15. Иванов В.Е. Взаимодействие органов внутренних дел с общественными объединениями правоохранительной направленности в приморском крае в период перестройки // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2021. № 21-2. С. 133-135.
16. Иванов М.В. Молодежные и детские общественные объединения ярославля: состояние, участие, перспективы развития общественного сектора // Социальные и гуманитарные знания. 2020. Т. 6. № 3 (23). С. 260-273.
17. Иванов М.В. Молодежные и детские общественные объединения: состояние, участие молодежи в деятельности, перспективы развития общественного сектора // В сборнике: Молодежь XXI века: образ будущего. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Ответственные редакторы Н.Г. Скворцов, Ю.В. Асочаков. 2019. С. 170-171.
18. Ивлева Т.В. Общественные объединения российских немцев на территории красноярского края в советское время // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2019. № 4 (38). С. 108-114.
19. К вопросу о совершенствовании деятельности органов внутренних дел по вопросам взаимодействия с общественными объединениями правоохранительной направленности / Кулеш Е.А., Турская Е.Р., Бойко Ю.А. // В сборнике: Актуальные проблемы науки и практики. Сборник научных трудов по итогам научно-представительских мероприятий. 2019. С. 323-327.
20. Коберниченко В.А. Теоретико-методологические основы деятельности общественных объединений // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО "Донецкий национальный университет". 2018. Т. 4. № 1. С. 322-326.
21. Козлов В.В. Административно-правовое регулирование участия военнослужащих в деятельности общественных объединений и общественно-государственных организаций // Административное право и процесс. 2019. № 7. С. 71-74.
22. Козлов В.В. Участие военнослужащих вооруженных сил российской федерации в общественных объединениях и общественно-государственных организациях // Вестник военного права. 2019. № 1. С. 26-32. 0
23. Косяк И.А. Роль общественных студенческих объединений в формировании лидерских компетенций обучающихся // Вестник современных исследований. 2018. № 12.8 (27). С. 208-211.
24. Кретова А.В., Титаренко В.В. Развитие системы управления социальной ответственностью предприятий с участием общественных объединений // В сборнике: механизмы управления экономическими, экологическими и социальными процессами в условиях инновационного развития. сборник материалов IV Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2018. С. 160-163.
25. Леонтович А.В., Сергеева М.Г. Общественные профессиональные объединения как механизм реализации государственной политики по построению общества, основанного на знаниях // В книге: Ломоносовские чтения. Научная конференция. Тезисы докладов. 2018. С. 22.
26. Матюшенков Д.М. Некоторые аспекты взаимодействия полиции и общественных объединений в сфере охраны общественного порядка // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 6 (58). С. 194-199.
27. Матюшенков Д.М. Реализация механизмов административного принуждения общественными объединениями // Государственная служба и кадры. 2022. № 1. С. 79-83.
28. Меретукова М.А. Факторы устойчивости старших подростков к информационному воздействию общественно-политических объединений деструктивной направленности // Человеческий капитал. 2022. № 1 (157). С. 211-218.
29. Митрофанова Е.А. Назначение общественных наблюдателей объединениями, не являющимися избирательными: новелла в законодательстве о выборах президента РФ // В сборнике: Публичное право и управление: перспективы развития. Материалы I Всероссийской студенческой конференции. 2018. С. 131-133.
30. Митюнова И.Г. Взаимодействие полиции и общественных объединений в сфере охраны общественного порядка: российский и зарубежный опыт // Вестник Новгородского филиала РАНХиГС. 2018. Т. 7. № 1-1 (9). С. 34-41.
31. Моисеенко К.Н. Информационное взаимодействие органов публичной власти и общественных объединений по вопросам развития общественного сектора экономики // В сборнике: XXI Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. сборник статей. Ответственный редактор Погонышев Д.А., 2019. С. 210-212.
32. Наволокин И.И. Педагогический потенциал общественных объединений в формировании у детей и молодежи ценностного отношения к военной профессии // Научные исследования и образование. 2020. № 4 (40). С. 14-17.
33. Негодаева Е.Г. Правовой статус общественных объединений и некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды // Юристъ-Правоведъ. 2020. № 4 (95). С. 21-26.
34. Ревко В.Е. Взаимодействие уполномоченного по защите прав предпринимателей с государственными органами и общественными объединениями предпринимателей // В сборнике: Актуальные проблемы права и правоприменения. Материалы региональной научно-практической конференции. Ответственный редактор Ю.Н. Сушкова. 2019. С. 85-88.
35. Резниченко А.Н. Свобода деятельности общественных объединений // В сборнике: Актуальные проблемы сравнительного правоведения. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции c международным участием профессорско-преподавательского состава, аспирантов и магистров. 2019. С. 341-345.
36. Соболева Ю.В. К вопросу о явочно-уведомительном способе создания общественных объединений // В сборнике: актуальные вопросы теории и практики реализации публичной власти. сборник научных трудов по материалам IV Ежегодных Саратовских административно-правовых чтений. Саратовская государственная юридическая академия. 2018. С. 164-166.
37. Социально-экономическая поддержка молодежных и детских общественных объединений самарской области как инструмент государственного формирования социального капитала / Ефанкин Н.К., Новоселов А.И., Клюшин А.О. // Вестник современных исследований. 2018. № 10.1 (25). С. 208-211.
38. Сулейманова Ш.С. Роль СМИ и национальных общественных объединений в реализации стратегии национальной политики // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2019. Т. 9. № 7 (52). С. 994-1005.
39. Улейчик Н.Л. Национальные общественные объединения как инструмент удовлетворения этнокультурных потребностей литовцев гродненской области // В сборнике: Копытинские чтения - III. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А.М. Авласовича. 2020. С. 100-103.
40. Умарова М.А. Гильдия как прообраз общественного объединения в средневековой европе: вопросы правового регулирования // Colloquium-journal. 2019. № 27-11 (51). С. 77-78.
41. Устинов Д.В. Воспитательный потенциал культурно-досуговой деятельности общественных объединений // В сборнике: Социальные и культурные практики в современном российском обществе: инициатива, партнерство, стратегия развития. Материалы IV Всероссийской научно-методической конференции. В 2-х частях. Под общей редакцией О.В. Капустиной, М.В. Чельцова. 2019. С. 246-249.
42. Чиквин А.Б., Резник Е.С. Проблема гражданской правоспособности общественных объединений без образования юридического лица // В книге: Публичное/частное в современной цивилизации. Материалы XXII российской научно-практической конференции (с международным участием). Редколлегия: Л.А. Закс [и др.]. 2020. С. 295-298.
43. Якушкина М.С. Моделирование региональных полей взаимодействия общественных объединений взрослых и традиционных образовательных организаций // Человек и образование. 2020. № 4 (65). С. 22-28.
44. Ямалитдинов А.А., Боков В.В. Некоторые вопросы взаимодействия полиции с гражданами и общественными объединениями по охране общественного порядка // Закон и право. 2020. № 9. С. 182-184.