Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Построение эффективной системы управления предприятием является важной, но одновременной сложной задачей для формирования и всестороннего развития стратегического менеджмента организации.
Понятие стратегического управления предприятием строится на определении процесса установления, регулирования и развития поведения индивидов, входящих в персонал компании, образующих организацию как единое целое в будущем.
Актуальность темы заключается в том, что построение эффективной системы стратегического управления организацией является его развитием и получением максимальной экономической выгоды на рынке.
Объектом исследования курсовой работы является особенности разработки проектирования модели стратегического менеджмента на предприятии.
Предметом исследования выступает проект по внедрению модели стратегического менеджмента на предприятии ИП «Ганин».
Целью данной темы является раскрытие понятия системы стратегического управления предприятием и практика ее реализации в конкретной организации.
В связи с этой целью ставится ряд задач:
- Раскрыть понятие системы стратегического управления предприятием.
- Рассмотреть основные модели стратегического управления.
- Проанализировать практику реализации системы стратегического управления в конкретном предприятии.
- Предложить основные мероприятия по совершенствованию системы стратегического управления-
Работа состоит из введения, трех глав с параграфами и заключения.
Во введении обоснована актуальность курсовой работы, определены цели исследования и задачи для их достижения.
В первой главе отражены теоретико-методологические аспекты проектирования стратегического менеджмента на предприятии. Определены понятие и сущность стратегического менеджмента, методы и инструменты оценки эффективности проектирования стратегического менеджмента на предприятии.
Во второй главе проводится анализ и проектирование стратегического менеджмента на примере ИП «Ганин».
В третьей главе разрабатываются рекомендации по совершенствованию системы стратегического менеджмента на предприятии.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Сущность и функции стратегического менеджмента
Построение эффективной системы стратегического управление предприятием является важной, но одновременной сложной задачей для формирования и всестороннего развития менеджмента организации.
Рисунок 1 - Модель системы стратегического управления организации[12, c.56]
На рисунке 1 цифрами обозначены следующие связи и взаимоотношения внутри и вне предприятия:
1 - управляющие воздействия и информация по прямому каналу связи;
2 - информация о состоянии управляемой подсистемы по обратному каналу связи;
3 - ресурсы на входе системы;
4 - выход системы (продукция, услуги, выполненные обязательства);
5 - внешние задающие воздействия;
6- исходящая информация и документация (решения), воздействующие на внешнюю среду;
7 - информация о внешней среде.
Стратегический менеджмент имеет ряд отличий от оперативного управления [10, c.205]:
- миссия организации в стратегическом менеджменте – выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамического баланса с окружением, в оперативном менеджменте – производство товаров и услуг с целью получения прибыли;
- в стратегическом менеджменте внимание концентрируется преимущественно на проблемах внешнего окружения, на поисках новых возможностей в конкурентной борьбе, на адаптации к изменениям в окружении; в оперативном менеджменте – на проблемах, возникающих внутри предприятия, связанных с более эффективным использованием ресурсов:
- стратегический менеджмент ориентирован на долгосрочную перспективу, а оперативный – на краткосрочную;
- основными факторами построения системы управления для стратегического менеджмента являются люди, система информационного обеспечения и рынок, для оперативного менеджмента – организационные структуры, техника и технология;
- при управлении персоналом стратегический менеджмент рассматривает работников как основу организации, источник благополучия, оперативный – как ресурсы организации;
- эффективность в стратегическом менеджменте выражается в том, насколько своевременно и точно организации в состоянии реагировать на новые запросы со стороны рынка и изменяться в зависимости от изменения окружения, в оперативном – в максимизации прибыли, рациональном использовании производственного потенциала.
Стратегический менеджмент обычно рассматривается как совокупность пяти взаимосвязанных процессов: анализ среды (внешней и внутренней), определение миссии и целей, анализ и выбор стратегии, реализация стратегии, оценка и контроль ее выполнения.
Эффективность системы стратегического менеджмента определяется:
- обеспечением полного, системного обзора предприятия и его наружного окружения;
- упрощением принятия стратегических решений на базе использования особых понятий, способов и подходов к обработке информации;
- обеспечение координации и коммуникации, как по горизонтали, так и по вертикали:
- помощь в конфигурации;
- возможность угадать тенденции развития бизнеса;
- помощь в стратегическом выборе и реализации стратегии.
Стратегический менеджмент - это управление в социально-экономических системах, где выделяются многофункциональная, процессная и элементная стороны. Многофункциональная - при которой управление рассматривается как совокупности видов деятельности, направленных на достижение определённых результатов. Процессная - в её рамках управление рассматривается как деяния по выявлению и разрешению проблем, т. е. процесс подготовки и принятия решений. Элементная - управление рассматривается как деятельность по организации взаимосвязей определённых структурных частей.
Таким образом, понятие системы управления предприятием строится на определении процесса установления, регулирования и развития поведения индивидов, входящих в персонал компании, образующих организацию как единое целое в перспективе.
1.2. Процесс разработки стратегического менеджмента
Стратегическое планирование сфокусировано на принятии оптимальных решений, в то время как стратегический менеджмент связан с достижением стратегических результатов: новых рынков, новых товаров и новых технологий. Перефразируя П.Друкера, стратегическое планирование – управление планами, а стратегический менеджмент – управление результатами. Стратегическое планирование – аналитический процесс, а стратегический менеджмент – организационный.
В стратегическом планировании используются экономические и технологические переменные. В стратегическом менеджменте, кроме того, учитываются еще и психологические, социологические и политические факторы. Таким образом, стратегическое планирование отвечает на вопрос «что делать?», стратегический менеджмент – на вопросы «как» и «кто это будет делать?».
Стратегический менеджмент состоит из [10, c.211]:
- формулирования стратегии;
- развития деловых способностей компании;
- управления внедрением стратегий и развитием способностей.
Целью первой стадии стратегического проектирования является сбор информации. Так, при принятии важных жизненных решений мы обязательно руководствуемся соответствующей и необходимой информацией. Рассмотрим более подробно общую схему проектирования стратегического менеджмента на малом предприятии, которая проиллюстрирована на рисунке 2
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский Кодекс РФ (глава 4)
2. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 23.11.2015) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
3. Бариленко В. И. и др. Основы бизнес - анализа: учебное пособие. / под ред. В. И. Бариленко. - М.: КНОРУС, 2017. - 272 с.
4. Елиферов В. Г. Бизнес - процессы: регламентация и управление. - М.: Дашков и Ко, 2019. - 386 с.
5. Зудина Л.А. Организация управленческого труда. Учебное пособие, 2018. - 546 с.
6. Магданов П.В. Система управления организацией: понятие и определение// ВЕСТНИК ОГУ. - 2018. - №8(144). - С.56 - 67.
7. Нечаев Е.И. Организация производства и предпринимательской деятельности. - Краснодар: КубГАУ, 2016. - 266 с.
8. Поршнев А.Г., Румянцева З.П. Управление организацией/ А. Г. Поршнев, З. П. Румянцева. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 375 с.
9. Радченко Л.А. Организация производства на предприятиях. - Ростов н/Д: Феникс, 2019. - 352 с.
10. Репин В. В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 419 с.
11. Терехин В.И., Моисеев С.В. Финансовое управление фирмой / В.И. Терехин, С.В. Моисеев. - М.: Экономика, 2018. - 350 с.
12. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. - М.: Инфра-М, 2016. - 504 с.
13. http://www.refa.de/home - институт менеджмента, инноваций и бизнес - анализа
14. http://www.jobgrade.ru/ - все об организации труда в компании
15. http://www.inventech.ru - библиотека по менеджменту
16. http://consulting.1c.ru - управление предприятием
17. http://investobserver.info - институт управления бизнесом
18. http://institutiones.com/ - экономический портал
19. http://hr-portal.ru/ - сообщество HR менеджеров
20. Материалы ИП Ганин