Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема социально-педагогического консультирования считается весьма актуальной для всех участников образовательного процесса.
На сегодняшний день нет четких представлений о содержании и основных подходах в социально- педагогическом консультировании , хотя необходимость разработки данной темы подчеркивается многими исследователями и практиками.
Детей, нуждающихся в поддержке, довольно много. Это и учащиеся, не желающие посещать школу, слабоуспевающие, дети, живущие в трудных материальных условиях, находящиеся под опекой, сироты, в том числе и «социальные», и пр. Многие из них испытывают значительные трудности вхождения в школьную среду и оказываются вне сферы целенаправленного педагогического влияния. Для работников образования более понятен был смысл и назначение работы социального педагога, чем конкретные пути и способы его деятельности.
Решение проблемы социализации, по мнению исследователей, заключается еще и в том, что большинство институтов воспитания в настоящее время выполняет главным образом социально-контролирующую функцию.
В школе, например, по мнению А. В. Мудрика, учащиеся не могут в полной мере реализовать свою активность, в том числе и познавательную, в силу определенной за данности форм обучения и взаимодействия с педагогами [6]. Развитие групповых норм также ограничивается определенными рамками, что не создает условий для приобретения достаточного опыта социального общения.
В социальной работе, как отмечает Е.И. Холостова, под технологиями понимается совокупность приемов и методов воздействий, применяемых государственными, общественными и частными организациями, социальными работниками и волонтерами при решении социальных проблем, планировании и реализации помощи объектам социальной работы [6]. Предпочтение той или иной конкретной технологии определяется целями и задачами избранной стратегии, особенностями объектов социальной помощи и имеющихся ресурсов.
Проблема исследования- заключается в вопросе, каковы особенности социально-педагогического консультирования в средних классах школы?
Объект исследования- процесс консультирования.
Предмет исследования- процесс консультирования в средних классах школы.
Цель исследования -изучить особенности социально-педагогического консультирования в средних классах школы.
Задачи исследования:
-раскрыть сущность социально-педагогического консультирования;
- рассмотреть специфику и значение социально- педагогического консультирования;
- изучить принципы и функции социально- педагогического консультирования;
- проанализировать формы и методы социально- педагогического консультирования в школе;
- выявить особенности социально- педагогического консультирования в средних классах школы.
Методы исследования в работе использован метод анализа специальной литературы, периодических изданий по теме исследования.
Структура курсовой работы включает в себя: введение, два параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты социально- педагогического консультирования в средних классах школы
1.1. Сущность социально-педагогического консультирования в психолого- педагогической литературе
Согласно общепринятому определению, консультация это: 1) совет специалиста по какому-либо вопросу, одна из форм учебных занятий; 2) Совещание специалистов по какому-либо вопросу. 3) Учреждение для оказания помощи населению советами специалистов по тем или иным практическим вопросам. [7]
Термин «консультация» обычно используется для обозначения процесса выяснения мнений по определенному вопросу или услуге. Эти процессы обычно кратковременны, организованы для сбора информации по конкретной теме или проблеме и направлены на получение отзывов и мнений.
Консультирование можно определить как процесс диалога, ведущий к принятию решения. Понимание консультирования как диалога предполагает постоянный обмен мнениями и информацией, а не единичное мероприятие. Консультирование - непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода проблем, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.
Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучает новому поведению, способствует развитию личности. Также акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента. [3]
Принципы консультирования : [1]
1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту. Клиент должен чувствовать себя уютно и комфортно. Его должны внимательно слушать, оказывать поддержку и не осуждать.
2. Ориентация на ценности и нормы клиента. Нужно опираться на систему ценностей самого клиента. Уважая их, консультант сможет воздействовать на них.
3. Запрет давать советы. Каков бы ни был ваш жизненный опыт, дать гарантированный совет невозможно. Жизнь уникальна и непредсказуема. Советуя, консультант полностью берет ответственность за происходящее, что формирует у клиента пассивное отношение и все неудачи будут приписаны консультанту.
4. Анонимность. Любая информация не может быть передана без его согласия в другие учреждения, в том числе друзьям и родственникам, если это не угрожает чьей-либо жизни.
5. Разграничения личных и профессиональных отношений, нужно держать дистанцию. Социальный работник должен иметь отстраненную позицию.
6. Включенность клиента в процессе консультирования. Во время приема клиент должен чувствовать себя максимально включенным в беседу, то есть ему должен быть интересен и понятен разговор.
Под социально-педагогической деятельностью подразумевают профессиональную деятельность, которая будет направлена на оказание помощи детям и молодёжи в процессе их социализации, социального развития, освоения ими социальных норм и ценностей, на создание условий
для их самореализации в обществе.
А вот, с другой стороны, социально-педагогическая деятельность – это отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности; а также разрабатывающая систему мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом особенности социальной среды.
В социально-педагогической деятельности существует ряд задач, решение которых является должностной обязанностью социального педагога. К числу таких задач относится подбор методов, форм и техник работы с проблемными подростками или детьми из неблагополучныx семей, направленных на реабилитацию подростков и профилактику возникновения условий, косвенно или непосредственно оказывающих негативное влияние на их поведение. Самыми распространенными технологиями работы с проблемными подростками являются – реабилитация и профилактика.
Социально-педагогическое консультирование - является определенное оказание социальными педагогами специального вида помощи в случаях возникновения проблемы, конфликта в общении или отношениях среди взрослых и детей. Предметом консультирования обычно считают [1]:
-область жизнеобеспечений: оказания специальной психологической поддержки и помощи при трудоустройстве, получения льготных субсидий, а также при получении материальной помощи и т. д.;
-область организации быта: помощь в организации личного свободного пространства ребенка в своем доме, привитие детям культурно-гигиенических навыков гигиены, помощь в организации его свободного времени и т. д.;
-область семейного здоровья: диагностика и профилактика болезней, помощь в организации особенностей процедур оздоровления и отдыха детей и т. д.;
-область духовного и морального здоровья: уделяется большое внимание внутрисемейным традициям и устоям, расхождения ценностный ориентации членов семьи и т. п.;
-область развития и воспитания детей: разрешение проблемы школьной дезадаптации, диагностика и коррекция определенных отклонений в развитии и поведении ребенка, разрешение проблемы педагогической несостоятельности и не информированности родителей;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни // Приложение к журналу «Народное образование». – М., 2015. – 145 с.
2. Арсентьева А. П. Учебно-методический образовательный процесс/ А.П. Арсентьева/ М., 2015.- 234 с.
3. Бирков П.О. Социальный педагог в школе. - Минск, 2015. – 123 с.
4. Бычков Ю. А., Социально-педагогическое консультирование в условиях общеобразовательной школы. - М.,2016. – 178 с.
5. Вишнякова Н. О. Методы, принципы и функции профессиональной деятельности социального педагога в условиях общеобразовательной школы / Н. О. Вишнякова // Теория и практика социологических исследований. – 2015. – № 12. – С. 54-58.
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2016. – 158 с.
7. Гетманова А.Д. Образовательный процесс в общеобразовательном учреждении. - М.,2015. – 258 с.
8. Гетманова А.Д. Социально-педагогическое консультирование. - М., 2015. – 245 с.
9. Гладышев К. Е. Социально-педагогическое консультирование как метод работы школьного социального педагога. – М: Просвещение, 2016. – 203 с.
10. Городенко Н.Ш., Основы консультирования. М., 2015. – 456 с.
11. Григоренко О. Д. Метод работы школьного социального педагога. - М.,2016. – 124 с.
12. Гузеева Е.Н. Роль социального педагога. // Школа сегодня М.: 2017, №3. – С. 12-15.
13. Дегтярев Е. А. Управление современной школой / Е. А. Дегтярев, Ю. Н. Синицын // Педагогика здоровья. – М.: Учитель, 2015. – Вып. 8. 123 с.
14. Деммени Е. Школьный театр кукол. – Л.: Детгиз, 2015. – 456 с.
15. Иваненко К. А., Учебный процесс: обеспечение, структура, функции. М.,2016. – 453 с.
16. Иванин У. Г. Учебный процесс в школе. - М.: Просвещение, 2017.- 234 с.
17. Кириенко В. Б. Деятельность школьного социального педагога. - М.: Просвещение, 2015. – 231 с.
18. Клаус Г. Социально-педагогическое консультирование в школе. М., 2015.с.
19. Кочеткова В. А. Социальный педагог в школе. – М.: Высшая школа, 2016. – 234 с.
20. Курбанова К. М. Социально-педагогическое консультирование. Ростов-на-Дону, 2017. 145 с.
21. Ланда Б.X. Социально-педагогическое консультирование как метод работы школьного социального педагога. // Социальный педагог. М.: Просвещение, 2017. – № 1. – С. 57-60.
22. Мендельсон Э. К. Введение информационно-методическое обеспечение. М.: Наука, 2015.- 423 с.
23. Немченко А. С. Социальная педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений: В 2 кн. – 1-е изд. М., 2017. – 458 с.
24.Консультирование. Введение в социологическое исследование. М.: Просвещение – 2017 – 380 с.
25. Перевалов К.Г. Реализация программ образовательного процесса. – М: Наука, 2016.- 234 с.
26. Попова В. М. Социально-педагогическое консультирование //СПО, 2017, №4. – С. 34 - 39.
28. Садовский О. Л. Социально-педагогическое консультирование // Школьное образование, 2015, №11. – С 3-12.
29. Светлаков О.Д. Методы работы школьного социального педагога. - СПб.,2015. 456 с.
30.Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. – М., 2015. – 456 с.
31. Федоров И. В. Социальная работа в школе. М: Просвещение. – 2016. – № 4. – С. 20-23
32.Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: Гуманитарный издательский центра ВЛАДОС, 2006. – 287с.
33.Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2011. – 384с.