Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: общее образование не в полной мере способствует формированию готовности обучающихся к безопасной практи¬ческой деятельности. Знания, получаемые на уроках, не достаточно подкреп¬ляются практическими умениями и навыками, поэтому не востребованы в повседневной жизни. По результатам обучения у школьников наблюдается недостаток практического опыта профилактики инфекционных заболеваний.
Возникает противоречие: с одной стороны, общество нуждается в лич¬ности безопасного типа, который умеет и может обеспечить личную и обще¬ственную безопасность, а с другой - школа не может в полной мере сформи¬ровать у обучающихся компетенции, присущие личности безопасного типа, а именно - практические умения и навыки безопасного поведения. Из данного противоречия вытекает проблема исследования: какова должна быть мето¬дика проведения практических занятий по предмету ОБЖ?
В то время как люди во всём мире принимают меры предосторожности для защиты себя, своей семьи и своей общины от коронавирусной инфекции (COVID-19), также важно, чтобы дети продолжали учёбу, и чтобы это происходило в доброжелательной, уважительной, инклюзивной обстановке, когда детям оказывается необходимая поддержка.
Школы и учителя играют в этом важную роль. Обмен достоверной информацией, основанной на научных данных о COVID-19, поможет уменьшить страхи и тревоги учащихся по поводу заболевания и поможет им справиться с вторичными эффектами, вызванными эпидемией.
Объект исследования: Образовательный процесс по профилактике инфекционных заболеваний.
Предмет исследования: Методика проведения практических занятий по профилактике инфекционных заболеваний.
Цель исследования: Разработка методических рекомендаций по профилактике инфекционных заболеваний.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме проведения практических занятий по профилактике инфекционных заболеваний.
2. Изучить методику организации по профилактике инфекционных заболеваний.
3. Разработать методические рекомендации по проведению занятий по профилактике инфекционных заболеваний.
Методы исследования: теоретический анализ по теме исследования.
Структура исследования обусловлена целями и задачами исследова¬ния, отражает ее логику и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕ¬СКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
1.1. Место практических по профилактике инфекционных заболеваний
Предмет ОБЖ является уникальным учебным предметом, которое впервые ввели в общее образовательные организации именно в нашей стране. Особенностью предмета ОБЖ является ее интегрированность - способность объединить воедино все имеющиеся знания, умения и навыки человека из разных сфер деятельности для решения одной жизненно важной проблемы: обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Основной целью практических занятий является по профилактике инфекционных заболеваний формирование опре¬деленных умений и навыков.
Действующий ФГОС, диктует следующие тенденции учебной деятельности: ученик перестает быть пассивным звеном учебного процесса и становится активным субъектом; учитель больше не источником знаний, а организатор коммуникаций. Также, в ФГОС представлены требования к результатам ос¬воения образовательных программ, особое место в котором занимает практи¬ческая подготовленность обучающихся. Перечислены необходимые практи¬ческие умения и навыки, которые должны быть выработаны у обучающихся. Также, со временем изменились средства проведения практических занятий. Несмотря на значительное усовершенствование практических занятий, суть их остается прежней: связь теоретических знаний с практическими умениями и навыками.
Педагогический потенциал практических занятий огромен по профилактике инфекционных заболеваний.
Проведение практиче¬ских занятий по профилактике инфекционных заболеваний способствует практическому закреплению тео¬ретического материала, формированию умений и навыков безопасного пове¬дения, способствуют более глубокому усвоению учебного материала.
При проведении практических занятий, осуществляется воспитание - формирование культуры безопасности обучающихся, их мировоззрения и от¬ношения. Воспитание осуществляется через упражнения, соревнования, при¬мер, ситуации успеха, доверие, просьбу, убеждение, авансирование, требова¬ние, критику, эмоциональное воздействие, создание воспитывающих ситуа¬ций (условий, среды), общественное мнение [4].
Выполнение практических занятий обеспечивает общее развитие обу¬чающихся. Так, на практических занятиях обучающиеся тренируют само¬стоятельность, инициативность, творчество. Преодоление сложностей, связанных с выполнением заданий, способствуют развитию очень важных воле¬вых качеств: настойчивость, упорство, высокое чувство ответственности, трудолюбие и исполнительность. Практические занятия способствует разви¬тию очень важных мыслительных процессов - анализ, синтез, сравнение и обобщение. Совершенствуются физические качества обучающихся - быстро¬та, ловкость, выносливость, сила, гибкость.
Практическое занятие является формой организации образовательного процесса, осуществляющей связь теоретических знаний с практическими умениями и навыками повседневной жизни, путем решения обучающимися различных практических задач. Практическое занятие как форма отражает характер организации образовательного процесса. А внешнюю сторону орга¬низации образовательного процесса определяет вид практического занятия.
Изучив литературу по методике преподавания безопасности жизнедея¬тельности, мы систематизировали и представили единую классификацию ви¬дов практического занятия по предмету ОБЖ (см. рис. 1).
Рисунок 1. Виды практических занятий по профилактике инфекционных заболеваний.
Рассмотрим некоторые виды практических занятий, проводимых на уроках по профилактике инфекционных заболеваний:
Практическая работа - это форма обучения, при котором обучающие¬ся под руководством учителя по заранее намеченному плану выполняют практические задания [23].
Практическая работа как вид практического занятия по профилактике инфекционных заболеваний предпола¬гает деятельность обучающихся по применению теоретических знаний по безопасности жизнедеятельности на практике через выполнение практиче¬ских заданий и упражнений. Управление ходом занятия осуществляется че¬рез заранее подготовленный учителем инструктаж, в котором пошагово про-писываются действия и алгоритмы (это могут быть методические распечатки, карточки, учебник и т. д.). Практические работы чаще носят парный или групповой характер (для удобства отработки действий). В основном практи¬ческие работы проводятся после изучения теоретического материала и состо¬ят из нескольких частей.
Лабораторная работа - это форма обучения, при котором обучаю-щиеся под руководством учителя проводят опыты, расчеты, эксперименты, позволяющие изучать различные явления и процессы [24].
Лабораторная работа как вид практического занятия по профилактике инфекционных заболеваний представ¬ляет собой деятельность обучающиеся по проведению различных опытов, исследованию физических и химических
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айзман, Р. И. Значение курса «основы безопасности жизнедея-тельности» в современной подготовке школьников [Текст] / Р. И. Айзман // Сибирский педагогический журнал - 2012. - № 7. - 211-215 с.
2. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика [Текст]: учебное посо-бие. / Н. В. Бордовская, А. А. Реан - СПб. : Питер, 2016. - 304 с. - С ил. - Серия: Учебное пособие.
3. Бочаров, Е. А. Ступени обучения выживанию: программно-мето¬дическое пособие для педагогов [Текст] / Е. А. Бочаров, Н. И. Бочарова. - М.: Владос, 2008. - 201с.
4. Бузанаков В. Методика постоянно расширяющейся деятельности [Текст] / В. Бузанаков // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2007. - № 10 . - 64 с.
5. Вербицкий, А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции [Текст] / А. А. Вербицкий - М. : Логос, 2011. - 334 с.
6. Данилов, М. А. Дидактика [Текст] / М.А. Данилов, С.В. Иванов. - М. : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 2013. - 520 с.
7. Дьюи, Л. Демократия и образование [Текст] / Л. Дьюи: пер. с англ. - М.: Педагогика-пресс, 2000. - 382 с.
8. Латчук, В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности : рабочая программа к линии УМК В. Н. Латчука. 5-9 классы : учебно-методическое пособие / авт.-сост. В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский, М. А. Ульянова. - 4-е изд., перераб. - М. : Дрофа, 2017. - 102 с.
9. Латчук, В. Н. Рабочая программа. Основы безопасности жизне-деятельности. 10-11 классы. Базовый уровень: учебно-методическое пособие / авт.-сост. В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский, М. А. Ульянова. 3-е изд., пере-раб. - М. : Дрофа, 2017. - 95 с.
10. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. Пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина. - 3-e изд. - СПб. : Питер, 2017. - 352 с.
11. Мельникова, Н. Ф. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности [Текст]: учебное пособие / Н. Ф. Мельникова; ГОУ учре¬ждение ВПО «Уральский гос. пед. ун-т». - Екатеринбург : Уральский гос. пед. ун-т, 2011. - 140 с.
12. Морева, М. А. Основы педагогического мастерства: практикум: учебное пособие для вузов [Текст] / М. А. Морева. - М. : Просвещение, 2006. 191с.
13. Пальчук, М.И. Роль моделирования в познавательной и практи¬ческой деятельности [Электронный ресурс] / М.И. Пальчук. URL: http:// www.filosofa.net/referat-440-1.html
14. Попов, В. А. История педагогики и образования [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. А. Попов. - Москва: Академия, 2010. - 200 с.
15. Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабо¬чие программы. Предметная линия учебников под редакцией А. Т. Смирнова. 5-9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2016. - 63 с.
16. Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабо¬чие программы. Предметная линия учебников под редакцией А. Т. Смирнова. 10-11 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. Т. Смир¬нов, Б. О. Хренников. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2014. - 96 с.
17. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии : Учебное пособие для студентов медицинских вузов / под ред. А. А. Воробьева, А. С. Быкова. — М. : Медицинское информационное агентство, 2003. — С. 121.
18. Брико Н.И., Кучма В.Р., Шубочкина Е.И., Омариев З.М. Инфекционная заболеваемость детей и подростков и санитарно-эпидемиологическое благополучие обра¬зовательных учреждений. Российский педиатрический журнал. 2022; 2: 40-4.
19. Кучма В.Р., Шубочкина Е.И., Омариев З.М., Брико Н.И. Инфекционная заболеваемость детей и под¬ростков как важная составляющая оценки санитарно¬эпидемиологического благополучия образовательных учреждений в современных условиях. В кн.: Материалы 3-го Всероссийского Конгресса с международным уча¬стием по школьной и университетской медицине «Ак¬туальные проблемы здоровья детей и подростков и пути их решения». М.; 2012: 35-44.