Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях современного развивающегося мира на передний план выходит информация, которая на данном этапе развития общества представляет собой информационное поле – пространство создания, перемещения и потребления информации. Несмотря на усиление роли сети Интернет и новых компьютерных технологий, важным звеном в этой информационном пространстве остается человек и его возможности. Поэтому перед обществом встаёт вопрос формирования таких навыков у человека, которые бы позволяли ему добывать информацию и грамотно её применять. Безусловно данные навыки невозможно получить с рождения, они являются результатом работы системы образования.
В настоящее время важным многосторонним образовательным ориентиром на уровне основного общего образования является Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования, в основе которого методологически лежит системно-деятельностный подход. Стандартом установлены личностные, метапредметные (межпредметные понятия и универсальные учебные действия) и предметные требования к результатам освоения программы, связанные с реализацией и созданием условий для успешного получения образования обучающимся на данной ступени. Задача учителя в этом процессе заключается не только в передачи знаний в форме доступной ребёнку, но и в умение правильно и грамотно применить современные методики и технологии, создать целый ряд условий, способствующих достижению планируемых образовательных результатов.
Вопрос формирования подобных компетенций зависит от заинтересованности не только учителя, но и самого обучающегося. В данный момент педагоги во время учебного процесса всё чаще сталкиваются с рядом проблем, связанных с низким уровнем познавательной активности у детей, отсутствием потребности в приобретении новых умений и снижением мотивации, а также низким качеством приобретаемых знаний. Подобная ситуация наблюдается во многих учебных дисциплинах, в том числе и в истории, где потребность в интенсификации учебного процесса растёт с каждым годом.
Значимость работы заключается в потребности современной системы образования в поиске оптимальных технологий и методов, повышающих эффективность обучения через развитие интереса и мотивации обучающихся и активизации их деятельности в течение всего урока. Одним из возможных вариантов достижения этой цели заключается в применение игровых технологий.
Среди ученых распространено мнение, что у детей биологически обусловлена потребность познавать окружающий мир. Одними из важнейших черт поведения ребенка являются любознательность, стремление к наблюдениям, экспериментам и открытиям, самостоятельная поисковая активность. Именно эта особенность детского поведения порождает потребность в нахождении способов успешной организации такой творческой деятельности. С созданием необходимой среды для реализации потребностей в поисковой деятельности хорошо справляется метод игровой технологии. Задача современной школы заключается в создании необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе.
Эффективность метода игровой технологии связана с решением такой проблемы образования, как развитие социальной компетентности. Совместная работа в рамках игровой деятельности способствует воспитанию социальных навыков взаимодействия, обучает работе в команде, способствует становлению гражданской позиции, воспитанию толерантности.
Актуальность игровой технологии в наши дни обусловливается, помимо прочего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание педагогических игр. Кроме того, игра может стать стимулом познавательных интересов. Все это способствует формированию активной жизненной позиции, развитию логического мышления, научному пониманию явлений и фактов объективной реальности.
Также сложившаяся культурная и экономическая ситуация в России накладывает существенный отпечаток на содержание и структуру современного школьного образования. На стыке интеграции компетентностного и деятельностного подходов особое внимание в образовании уделяется формированию таких поведенческих качеств и компетенций обучающихся, которые помогли бы им быть востребованными и конкурентоспособными в динамично развивающемся обществе.
Следует отметить, что в настоящее время очень актуальным является реализация дистанционного обучения. Эта форма предоставляет новые возможности для организации учебной деятельности, которые необходимо использовать современному педагогу. На сегодняшний день рынок современных технологий заполнен множеством различных предложений. В условиях большой конкуренции и всемирной коронавирусной пандемии становится все сложнее заинтересовать школьников простыми онлайн-уроками. Как следствие, появляется необходимость создания новых подходов к дистанционному обучению. В рамках дистанционного обучения также актуальным является использование игровых технологий.
Целью данного исследования является разработка серии игр по ОБЖ для учащихся 9 класса в рамках изучения раздела «Основы медицинских знаний».
Поставленная цель достигается в результате решения следующих задач:
1. Провести анализ литературы, посвященной данному вопросу;
2. Определить понятие “игровая технология” и выявить ее основные компоненты;
3. Выявить особенности организации игровой деятельности на уроках ОБЖ;
4. Предложить способы организации игровой деятельности на уроках ОБЖ в дистанционной форме.
Объект исследования - игровые технологии.
Предмет исследования - применение игровых технологий на уроках ОБЖ при изучении раздела «Основы медицинских знаний».
При написании данной работы были использованы методы исследования:
1. Теоретические:
а) анализ для разделения темы на более мелкие части, чтобы лучше понять их (анализ научно-методической литературы и документальных и архивных материалов);
б) синтез для объединения ранее разрозненных понятий в одно целое.
2. Эмпирические:
а) наблюдение для описания поведения изучаемого объекта;
б) сравнение для выявления в объекте новых и важных свойств.
Степень научной изученности проблемы. В отечественной и зарубежной научной литературе достаточное количество работ, посвященных применению игровых технологий как в школьном обучении в целом, так и на уроках ОБЖ в частности. В работе мы будем преимущественно ссылаться на разработки и опыт отечественных педагогов.
Разработкой теории игры, её методологических основ, выявлением значимости в развитии обучающегося в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинтшейн.
Большой вклад в научное понимание и толкование игры на Западе внесли следующие ученые, писатели и педагоги: Э. Берн, З. Фрейд, Р. Винклер, Й. Хёйзинг и др. Наиболее глубоко технологию игры как формы организации учебно-урочного процесса рассматривали С. Ф. Занько, Ю. С. Тюнников и С. М. Тюнникова, которые предполагали, что «до развития теории проблемного обучения, её основных понятий, принципов, методов игра не могла получить и не имела педагогической логики построения ни в аспекте дидактической интерпретации структуры и содержания проблемы, ни в аспекте организации осуществления процесса игры» [16, с. 28].
Неоценимый вклад в изучение педагогических игр и дидактических игр, в частности, внес отечественный ученый-педагог Г. К. Селевко. Разработанная им классификация педагогических игр показывает многоаспектность игр, различность форм применения, отражаются качественный и количественные показатели. В современной школе игровой вид деятельности может быть применён как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Он отмечал, что «место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависит от понимания учителем функций и классификации педагогических игр».
Вопросом определения характерных черт игры, принципов её существования, функций, педагогических условий влияние игры на детей занимался советский педагог и публицист С. А. Шмаков. Он разработал классификацию игр с точки зрения деятельностного подхода. Таким образом, можно сделать вывод, что тема применения игровых технологий в обучении ОБЖ остается актуальность в теоретическом и практическом аспекте.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность темы исследования, ее цель, задачи, предмет и объект, теоретическая и методологическая база. В первой главе исследованы теоретические аспекты игровых технологий. Во второй главе проведен анализ использования игровых технологий при изучении раздела «Основы медицинских знаний» на уроках ОБЖ. В заключении обобщены основные выводы и предложения.
Глава 1. Теоретические основы использования игровых технологий на уроках ОБЖ
1.1. Игровые технологии в образовательном процессе
Одним из действенных методов обучения и воспитания школьников является игра. Несмотря на то, что школьники уже перешли на новую ступень развития и образования, игровая деятельность всё ещё играет немаловажную роль в их дальнейшем развитии.
Процесс оформления игровой технологии в отдельную систему применения в образовательном процессе, входящих в неё методов и приёмов, занимал не один десяток лет. Как и прежде ядром содержания является игра, которая является одним из основных видов деятельности человека. В разное время известными учеными и философами предпринимались попытки определения подходов к изучению игры – это философский, антропологический и культурологический. Философский подход, где игра рассматривается как «высшее проявление жизни, дающим свободу над регламентированным существованием» (Г. Гессе, Ф. Шиллер, Ф. Ницше), и определение жизни, как разного рода игры (Платон, И. Кант, Дж. Г. Мид, Ш. М. Берн).
Антропологический подход содержит идею исследования личности человека через игру. Данный подход изложил в своей книге «Человек играющий» нидерландский историк и культуролог Й. Хёйзинг. Он пришел к выводу, что игра – это способ социализации, основа человеческого бытия [41].
Культурологический подход раскрывает понятие игры как феномена культуры. Данная идея возникла и закрепилась с 30-х годов XX века. Интерес к подходу заключается в том, что игра сама по себе тесно взаимосвязана с культурой и характеризует человека, как культурное существо.
Древнегреческие философы Платон и Аристотель, философ-гуманист Э. Роттердамский, французский писатель Ф. Рабле, немецкие философы Г. В. Лейбниц, И. Кант, Г. Гегель и многие другие отводили особое место игре, как особой форме взаимодействия человека с миром. Вопрос возникновения игры в историческом контексте тесно связан с особенностями воспитательного процесса подрастающего поколения того или иного времени. В работе В.А. Дружининой отмечено, что советский психолог и философ С. Л. Рубинштейн даёт следующее определение понятию «игра», как «осмысленной деятельности, то есть совокупности осмысленных действий, объединённых единством мотива и выражающих определенное отношение личности к окружающей действительности» [36, с. 188].
Исследования Л. С. Выготского [7], Д. Б. Эльконина [44] посвящены разработке теории игры, её методологическим основам, выявлению значения в образовании, определяя игру, как увлекательную деятельность для субъекта в условной ситуации. Также Л. С. Выготский с точки зрения психологии показывает особое значение игры в дошкольном возрасте, не умаляя при этом её важность и в школьном возрасте.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акимова, Л.А. Преподавание ОБЖ в школе: теория, практика, организация: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050104 (033300) «Безопасность жизнедеятельности» / Л.А. Акимова. - Оренбург, 2010. – 325 с.
2. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б. Г. Ананьев. – Л.: Нева, 2009. - 157 с.
3. Андреев, В.И. Педагогика / В. И. Андреев. - Казань, 2017. – 608 с.
4. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М.: Наука, 2015. – 327 с.
5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Наука, 2015. -288с.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений / Л.С. Выготский. – М.: Наука, 2013. - 486с.
7. Галагузова, М. А. Социальная педагогика / М.А. Галагузова. - М.: Гуманит. изд. центр 2016. - 416 с.
8. Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем / В.И. Деркач. - М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c.
9. Дурнева, Т.В. Игровые технологии как средство формирования культуры поведения у младших школьников // Новая наука: От идеи к результату. –2017. – № 1-2. –С. 33-35.
10. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения / Е.А. Жесткова. – Ханты-Мансийск, 2014. – 57 с.
11. Заиграев, Г.Г. Проблемы, пути решения подростковой девиации / Г.Г. Заиграев. - М.: Наука, 2013. – 466 с.
12. Закатова, И. Н. Социальная педагогика в школе / И.Н. Закатова. - М.: Наука, 2013. – 310 с.
13. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока / Ю.Б. Зотова. – М.: Просвещение. – 2017. – 144 с.
14. Каратаева, Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия // Директор школы. – 2016. - № 9. – С. 75- 80.
15. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. – М.: Академия, 2017. – 176 с.
16. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В. Коротаева. – М.: Просвещение, 2008. – 237 с.
17. Кочеток, Н.Г. Использование игровых технологий как средства социально-культурной деятельности в формировании коммуникативной культуры младших школьников //Академия профессионального образования. –2016. – № 7 (49). –С. 53-58
18. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС / И.В. Крючкова. – М.: Наука, 2015. –388 c.
19. Кузьмина, В.Г. Активизация познавательной деятельности // Начальная школа. – 2016. – №4. – С. 181-183.
20. Куликовская, М.А. Активные методы обучения на уроках ОБЖ как способ развития коммуникативных компетенций старшеклассников // Сборник статей международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 166-169.
21. Купцов, И.И. Психологическая характеристика преодоления подростками недостатков своего поведения / И.И. Купцов. - М.: Наука, 2015. – 164 с.
22. Менделевич, В.Д. Диагностика склонности подростков к зависимому поведению / В.Д. Менделевич. - Казань, 2015. – 345 с.
23. Михайлов, А.А. Игровые занятия в курсе ОБЖ. 5-9 классы: методическое пособие / А. А. Михайлов. - Москва, 2009. – 325 с.
24. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития / Н.Г. Морозова. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
25. Муратова, И. Д. Воспитание трудного подростка в шко¬ле / И.Д. Муратова. - Архангельск, 2015. – 198 с.
26. Новейший психологический словарь / Под ред. В.Б. Шапаря. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. - 808 с.
27. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 640 с.
28. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. – 336 с.
29. Рекомендации по теме «Психолого-педагогические и организационно-методические основы использования игровой технологии ученического самоуправления в современной российской школе» (авторский коллектив под руководством доктора педагогических наук, профессора Л. С. Прутченкова), обсуждены на Всероссийском семинаре по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях и всероссийской научно-практической конференции // Внешкольник. – 2005. №5. – С. 5-85.
30. Рифицкая, И.И. Педагогические возможности игровых технологий // Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности. – 2016. – С. 45-46
31. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» / М. Р. Сапин. - Москва, 2007. – 512 с.
32. Савельева, О.П. Активизация познавательной деятельности школьников в процессе изучения / О.П. Савельева. - М.: Просвещение 2007. – 133с.
33. Собкин, В. С. Современный российский педагог. Эскиз к социологическому портрету: моногр. / В.С. Собкин. – М.: Авторский Клуб, 2015. – 857 c.
34. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – М.: Инфра-М, 2016. – 687 с.
35. Созонов, В.В. Планирование воспитательной работы: от результата к замыслу // Народное образование. – 2001. №1. – С. 15-98.
36. Титов, С.В. тематические игры по ОБЖ. Метод. пособие для учителя / С. В. Титов. - Москва, 2003. – 405 с.
37. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] – URL: https://fgos.ru/