Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе развития достаточно остро стоит проблема воспитания интеллектуально и духовно развитой личности. Чтобы становление личности было оптимальным, субъекту необходимо иметь о себе объективную и адекватную самооценку. Для психологов и педагогов,
очевидно, что самооценка ребенка, его отношение к себе и восприятие себя во многом определяют его поведение и успеваемость. Педагог должен помочь сформировать у ребёнка правильную самооценку. Изучение и формирование самооценки ученика является организационно-педагогическим условием интенсификации процесса обучения субъекта в определённых условиях. Для этого необходимо использовать возможности учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
Многие педагоги рассматривают арт-терапию и её методы в качестве средства. Которое позволило бы формировать у школьников адекватную самооценку. Объективная самооценка – это сложный и многогранный компонент самосознания субъекта. Это процесс опосредованного познания себя, который развернут во времени и связан с движением собственных
ситуативных образов. В настоящее время в теории существует не мало всевозможных методик, позволяющих определить какова самооценка субъекта, но на практике бывает достаточно сложно определить самооценку ребёнка и её сложнее сформировать её адекватной. В этом заключается актуальность исследования.
Цель работы: выявление эффективности комплекса занятий арт-терапии для формирования самооценки обучающегося.
Объект исследования: процесс формирования самооценки обучающихся посредством арт - терапии.
Предмет исследования: самооценка обучающихся.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование самооценки обучающихся подростков будет эффективным, если в работе использовать методы арт - терапии, позволяющие раскрыть творческие способности личности обучающегося.
Задачи:
1. Раскрыть понятие самооценки для обучающихся и особенности её формирования.
2. Рассмотреть арт - терапию как средство формирования самооценки обучающихся.
3. Провести диагностику сформированности самооценки обучающихся.
4. Рассмотреть организационно-педагогические условия формирования самооценки обучающихся.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, наблюдение, беседа, анкетирование.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1: Теоретические основы применения техники арт-терапии при формировании самооценки обучающихся
1.1. Понятие самооценки для обучающихся и особенности её формирования
Под самооценкой субъекта понимают оценку себя и своих возможностей. Это объективное оценивание личностных достижений и качеств, в том числе, отношение человека к самому себе. Самооценка в школьном возрасте имеет большое значение. Если она занижена, ребенок не стремится достичь большего. Он не чувствует в себе ни сил, ни желания, что либо в себе менять. Завышенная самооценка тоже не является, чем либо, положительным. Ребёнок ощущает себя способным влиять на всё вокруг, но на самом деле – это не соответствует действительности [3].
Приоритетной целью школьного образования, согласно федеральным государственным образовательным стандартам становится развитие у учащихся способности самостоятельно и успешно усваивать новые знания, формировать у себя умения и компетенции, включая самостоятельную организацию этого процесса. У школьника должно быть сформировано умение учиться. Достижение этой цели становится возможным, благодаря формированию системы универсальных учебных действий, в частности, их регулятивного компонента, которые регламентированы ФГОС на каждой школьной ступени. Важнейшим психологическим фактором формирования учебной деятельности учащегося является его самооценка. Она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Умение объективно оценить себя и свою деятельность закладывается в раннем детстве. Развитие и совершенствование этого процесса происходит в течение всей жизни человека [8].
Вопросом формирования самооценки занимались учёные А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова и др. Авторы В.В. Столин и А.Г. Спиркин понимают самооценку как сложный и многогранный компонент самосознания. А.Н. Леонтьев предлагал осмыслить самооценку через категорию «чувство» как устойчивое эмоциональное отношение по отношению к когнитивному компоненту. Исследование самооценки является одной из проблем исследования психологической науки. Наиболее подробно это освещалось в трудах психологов Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского и др. Учёный Г.М. Якименко в своих работах упоминал про разнообразные методы арт-терапии, которые влияют на формирование самооценки субъекта. Самооценка – это оценка человеком самого себя. Это оценка своих личностных качеств, возможностей и способностей. Самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности и способности в их реальном свете. Это конечно при условии, что самооценка субъекта является объективной и адекватной. Формирование самооценки связано с активными действиями ученика с самонаблюдением и самоконтролем [16].
В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью субъекта, является учебная деятельность. От ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ученика. психологические исследования часто показывают, что самооценка школьников далеко не самостоятельна. Она зависит от оценки учителя и окружающих. То, как оценивает себя ученик, представляет собой копию, буквальный слепок оценок, сделанных учителем. У хороших учеников при этом формируется, как правило, высокая, часто завышенная самооценка. У слабых учеников, самооценка низкая, или заниженная. Сегодня необходимо учить школьника умению учиться. Учить также школьника умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения. Необходимо учить ребенка в любой момент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы. Работу ученика постоянно оценивают в школе и дома. Можно сказать, что цель этих оценок – постепенно подвести ученика к пониманию и собственной оценке тех изменений, которые происходят в нем самом. Сам школьник в коллективе сверстников постоянно является свидетелем и участником различных взаимооценок. Чтобы яснее увидеть, что стоит за тем или иным мнением школьника о себе, нужно учить детей обосновывать, доказывать свои оценки и самооценки [10].
Особую важность формирование самооценки приобретает в
подростковом возрасте. Особенности самовосприятия и самоотношения, влияющие на принятие или непринятие подростком своего
внешнего облика, часто сопровождаются довольно серьезными
эмоциональными переживаниями. Важность задачи для педагога состоит в том, чтобы направить рефлексивные процессы, оценочное отношение, корректировку и самоконтроль в процессе обучения в нужном направлении и активизировать деятельность подростков через формирование самооценки как стимула к развитию собственной личности. Связь когнитивного и эмоционального компонентов формулирует автор И.И. Чеснокова. Она раскрывает самооценку субъекта как обобщенные результаты познания себя и эмоционально ценностного отношения к себе и выделяет общую самооценку как синтез и обобщение отдельных самооценок субъекта. По её мнению, переживания, связанные с самосознанием обобщаются в эмоционально-ценностное отношение к себе. Обобщенные результаты познания себя и эмоционально- ценностное отношение к себе закрепляется в самооценку, которая включается в регуляцию поведения личности как один из определяющих мотивов.
Автор С.Р. Пантилеев самооценку называет центральным звеном сферы самосознания личности. Действенная природа самооценки проявляется в единстве двух ее компонентов – когнитивного и эмоционального, о чём собственно говорили многие исследователи. Многие авторы выделяют самооценку как базовое ядро личности, включающее в себя устойчивую совокупность знаний о себе и частные самооценки, сформированные на основе выполнения определенных деятельностей [14]. Некоторыми авторами самооценка понимается как действующая динамичная система, определяющая положительную и отрицательную структуру намерений и поступков личности.
Зарубежный психолог С. Куперсмит рассматривает самооценку как эмоциональный компонент Я - концепции и определяет ее как степень отражения у индивида чувства самоуважения и ощущения собственной ценности. Он подразумевает под самооценкой отношение индивида к себе, которое не сразу приобретает привычный характер. Психолог Р. Бернс полагал, что самооценка – это совокупность всех представлений индивида о себе. Самооценка личности основывается в основном на сравнении человеком своих достижений с успехами окружающих, т.е. на так называемом социальном сравнении. Самоприятие себя является не столько оценкой, сколько стилем отношения к себе и общей жизненной установкой. Существует множество трактовок понятия «самооценка». Существует также, много подходов к типизации самооценки. Классификация часто выстраивается на понимании самооценки в зависимости ее реалистичности, то есть, адекватная и неадекватная самооценка. Это означает, что самооценка может быть завышенной или заниженной. Завышенная самооценка – это уровень самооценки, когда у человека появляется идеализированное представление о себе и своейзначимости для других людей. Заниженная самооценка – это уровень самооценки, при котором у человека отмечается отсутствие уверенности в себе. Люди, у которых наблюдается заниженная самооценка, как правило, не реализуют в полной мере свой потенциал и свои возможности [13].
Адекватная самооценка субъекта заключается в возможности реалистично осознавать и оценивать свои положительные стороны и недостатки. За этим стоит положительное отношение к самому себе, самоуважение, принятие себя, чувство собственного достоинства и ощущение своей значимости. Адекватная самооценка выражается в том, что человек ставит перед собой реально достижимые цели и задачи. Он способен брать на себя ответственность за свои неудачи и успехи, уверен в себе, способен кжизненной самореализации [12].
Адекватность – это соответствие требованиям ситуации и ожиданиям окружающих. Если люди верят, что человек может с задачами справиться, а он не верит в свои силы, говорится о заниженной самооценке. Если человек заявляет о планах нереалистичных, говорят о его завышенной самооценке. Самый главный критерий адекватности самооценки – исполнимость планов человека. Самооценка сомневающейся личности обычно зависит от оценок окружающих. Но окружающие субъекта люди далеко не всегда бывают объективными. Чем более зрелая личность, тем адекватнее её самооценка. Чем адекватнее самооценка субъекта, тем более зрелой является личность [2].
Уровень самооценки субъекта и самооценка в целом, зависят от уровня притязаний человека. Притязания у всех бывают разные. Под уровнем притязаний можно понимать степень сложности тех задач, на решение которых нацелен человек. В уровне притязаний можно выделить несколько аспектов:
1.Уровень сложности задач, которые человек перед собой ставит.
2. Степень соответствия между задуманным и реализованным.
3.Уровень притязаний характеризуется степенью сложности
задачи, реализация которой даст человеку удовлетворение.
Одним из факторов уровня притязаний является достигнутый успех или неудача в определенном виде деятельности. Если человек ставит перед собой цель изначально невыполнимую, неудача приведет его к понижению уровня притязаний. Уровень самооценки конкретной личности всегда зависит от уровня ее притязаний. Чем выше уровень притязаний субъекта,
тем меньше вероятность успеха в целом. И это непременно приведёт к снижению уровня имеющейся самооценки [19].
Самооценка субъекта в период роста и взросления очень часто изменяется. Основная особенность школьного периода – это резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития ребёнка. У разных детей в разные периоды времени все эти изменения также протекают по - разному. Девочки во многих отношениях развиваются быстрее, чем мальчики. Психическое развитие каждого ребёнка происходит неравномерно. Одни стороны психики развиваются быстрее, другие медленнее. Особенности развития личностной сферы ребёнка при переходе от младшей школы к основной, характеризуется следующими изменениями:
Фрагмент для ознакомления
3
1.Аверин, В.А. Психология детей и подростков [Текст] / В.А. Аверин. – Санкт-Петербург: Изд-во Михайлова В.А.- 2013 - 379 с.
2.Андрианова, О. П. Самооценка на уроках в начальной школе / О. П. Андрианова, Г. Н. Васильчикова, Е. А. Плетникова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. —-2016. - № 27 (131). - С. 642-645. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36418/ (дата обращения: 23.04.2022).
3.Алексеева, М. Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя: Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка [Текст] / М.Ю. Алексеева. - Москва: АПК и ПРО, 2013.- 216 с.
4.Бардышевская, М.К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей [Текст]/ М.К. Бардышевская. - Москва: УМК, «Психология», 2013 - 320 с.
Боровик, О.В. Применение приемов арт-терапии в помощи детям [Текст]/О.В. Боровик. - Москва: ООО «РОН», 2012. – 112 с.
5.Донская, Т.К. Арт-педагогика в современной образовательной парадигме [Электронный ресурс] / ТК. Донская // Наука. Искусство, культура. – 2013. - №2. – с. 144-152 - http://elibrary.ru(дата обращения: 23.04.2022).
6.Киселева, Т.Ю. Арт-терапия как психолого-педагогическая технология [Электронный ресурс] /Т.Ю. Киселева // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - №11. – с. 218-225 - http://elibrary.ru(дата обращения: 23.04.2022).
7.Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии [Текст]/ А.И. Копытин.– Санкт-Петербург: Питер, 2012.- 186с.
8.Копытин, А.И. Социальная и клиническая арт-терапия [Электронный ресурс] // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2013. – N 2 (2). – URL: http://medpsy.ru/climp(дата обращения: 23.04.2022).
9.Копытин, Л.И. Арт-терапия детей и подростков [Текст]/ Л.И. Копытин.- 2-е стереотип, изд.- Москва: «Когито - Центр», 2014.- 197 с.
10.Королева, З.К. Говорящий рисунок: 100 графических тестов [Текст]/З.К. Королёва. - Москва: Когелет, 2013.- 212 с.
11.Королева, К.И. Арт-терапия как один из новых методов психологической коррекции [Электронный ресурс] / К.И. Королева // Научное обозрение. – 2015. - №3. – с. 42-45 - http://elibrary.ru/(дата обращения: 23.04.2022).
12.Короткова, Л.Д. Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста [Текст]/Л.Д. Короткова.- Санкт-Петербург: Речь ,2016.-276 с.
13.Калашникова, В. Н. Формирование адекватной самооценки учебной деятельности младшего школьника при использовании деятельностного метода обучения / В. Н. Калашникова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 6 (192). - С. 173-175. - URL: https://moluch.ru/archive/192/48254/ (дата обращения: 23.04.2022).
14.Комакова, А. Д. Возможности работы педагога-психолога с семьей по формированию адекватной самооценки младших школьников / А. Д. Комакова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 2 (106). - С. 1017-1020. - URL: https://moluch.ru/archive/106/25210/ (дата обращения: 23.04.2022).
15.Лавинская, Е.С. Методы арт-терапии в современной психиатрии [Электронный ресурс] / Е.С. Лавинская // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. - №33. – с. 103-108 - http://elibrary.ru/(дата обращения: 23.04.2022).
16.Лебедева, Л. Д. Арт-терапия в педагогике [Текст] / Л.Д. лебедева. -Педагогика.- 2000.- № 6.- С. 27–34.
17.Молодцова, Т.Д. Психология, диагностика и коррекция детских трудностей [Текст]/ Т.Д. Молодцова.- Ростов н/ Дону: Изд-во Ростовского университета, 2015. – 254 с.
18.Практикум по арт-терапии [Текст] / Под ред. А. И. Копытина. - Санкт-Петербург: Питер, 2014. - 450с.
19.Павлова, Л. В. Методические приемы по формированию адекватной самооценки у учащихся как метапредметного результата: из опыта работы МБОУ г. Астрахани «НОШ № 19» / Л. В. Павлова, Е. Ю. Савинова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2014. - № 2 (61). - С. 815-818. - URL: https://moluch.ru/archive/61/8963/ (дата обращения: 23.04.2022).
20.Савинова, Е. Ю. Исследование уровня самооценки младших школьников / Е. Ю. Савинова. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). - Москва: Буки-Веди, 2012. - С. 178-180. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2069/ (дата обращения: 23.04.2022).
21.Сергеева, Б. В. Педагогические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте / Б. В. Сергеева, Т. К. Габелия. - Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. - С. 9-12. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10215/ (дата обращения: 23.04.2022).
22.Холодкова, В.Ю. Функции детского рисунка в формировании личности методами арт-терапии [Электронный ресурс] / В.Ю. Холодкова // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2016. - №21. – с. 73-76 - http://elibrary.ru/(дата обращения: 23.04.2022).