Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Существует множество различных способов, которые оказывают влияние на психологическое состояние человека. Одним из них является использование средств арт-терапии. В настоящее время многочисленные психотерапевтические техники используют креативный компонент, так как именно данный вид деятельности способен в полной мере раскрыть личностный потенциал, использовать разнообразные личностные ресурсы.
Цель исследования: определить влияние арт-терапии на эмоциональное состояние.
Объект исследования: эмоциональное состояние.
Предмет исследования: влияние арт-терапии на эмоциональное состояние.
Гипотеза исследования: использование арт-терапии способствует эффективной коррекции эмоционального состояния.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности арт-терапии
2. Охарактеризовать понятие эмоционального состояния
3. Определить возможности арт-терапии в коррекции
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды таких ученых, как Асеев В.Г., Бодров В.А.,Жданович А.А., Ильин Е.П., Климов Е.А., Макклелланд Д.,Маслоу А., Мильман В.Э.,Могилевкин А.Е., Мартин П., Ричи Ш., Чернышев Я.Л., Шаповалов В.К. и др.
Методы исследования:
-теоретические: анализ источников научной литературы и интернет-ресурсов, анализ опыта работы практикующих психологов;
-эмпирические: проведение диагностической методики «Рельеф психического состояния»;
-статистические: T-критерий Стьюдента.
Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе вуза. В нём приняли участие 50 студентов в возрасте 20 − 22 лет.
Структура работы. Данная исследовательская работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования влияния арт-терапии на эмоциональное состояние
1.1. Понятие, специфика и использование арт-терапии
В последние годы психологи и психотерапевты разных стран активно применяли такой метод работы, как арт-терапия. Арт-терапия - направление психотерапии, когда различные художественные средства, творческий процесс и полученные в результате произведения искусства используются для исследования чувств, урегулирования эмоциональных конфликтов, развития самосознания, управления поведением и зависимостями, развития социальных навыков, улучшения ориентации на реальность.
Арт-терапия – (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой метод психологической коррекции с средствами различных видов творческой деятельности [10]. В отношении различных сфер деятельности элементы арт-терапии могут быть использованы в консультировании сотрудников компании для повышения эффективности их деятельности и взаимодействия, а также для развития желаемых качеств личности.
По мнению Е. А. Романовой, арт-терапия может быть направлена на решение следующих проблем:
1) психологическая травма, потеря, посттравматическое стрессовое расстройство, что актуально в послевоенный период;
2) кризисное состояние;
3) внутри- и межличностные конфликты;
4) с развитием личной целостности;
5) в работе с людьми с ОВЗ
6) совершенствование психологического климата в коллективе[6].
Арт-терапия оказывает тонизирующее, укрепляющее, успокаивающее, стимулирующее, расслабляющее воздействие на психоэмоциональное состояние человека. В арт-терапии используется комплекс корректирующих и развивающих упражнений, влияющих на общее физическое развитие, эмоциональное развитие, речевое (вербальное) развитие, что в целом оказывает положительное влияние на социальное развитие. Арт-терапия развивает мелкую моторику, творческие способности и воображение, создает эмоционально позитивный настрой. Нетрадиционные формы работы дарят массу положительных эмоций, что помогает преодолеть застенчивость, страх. Ценность арт-терапии заключается не в результате (творческом продукте), а в личности участников. В целом арт-терапия - это эффективный, доступный, безопасный, интересный метод специальной психологической коррекции.
А. В. Сидиярова отмечает, что методы арт-терапии имеют следующие возможности:
- направлены на решение психологических проблем;
- позволяют участвовать практически всем, независимо от пола, возраста, социального статуса;
- помогают наладить отношения между людьми, ведь с помощью искусства человек не только выражает себя, но и узнает больше о других;
- позволяют познать себя и мир – в творчестве человека воплощаются его эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты; все это происходит на бессознательном уровне, и человек многое узнает о себе;
- развивают творческие возможности: во время проведения арт-терапевтических методик человек может раскрыть ранее неизвестные таланты, реализовать свой внутренний потенциал;
- в арт-терапии в основном используются средства невербального общения, это очень важно для людей, которым трудно выразить свои мысли словами [3].
Арт-терапия основана на идее, что творческий процесс создания искусства исцеляет и улучшает жизнь, является формой невербальной коммуникации мыслей и чувств [7]. Арт-терапия основана на теории о том, что ранняя травма или конфликт развития могут быть недоступны через типичный вербальный язык, и хранятся в бессознательных в довербальных формах, кинестетических или воображаемых познаниях и связанных с ними эмоциональных переживаниях, представленных на символическом языке [Robbins].
В практике различные аспекты арт-терапии используются с целью оптимизации психического состояния, для анализа эффективности различных аспектов деятельности, для выявления его внутренних ресурсов, для определения возможностей новых перспективных видов деятельности. Рассмотрим, в каких направлениях арт-терапия реализуется на практике.
Музыкотерапия - это система психологической помощи для физическогои психического здоровья человека с помощью музыкально-акустических воздействий. Музыка вызывает различные терапевтические эффекты. Метод может быть использован, чтобы повлиять на благополучие человека. Есть групповая и индивидуальная музыкальная терапия. Сеанс проводится как сидя, так и лежа. Важен психологический контакт перед сеансом. Человеку объясняются цели, задачи и возможности консультирования. Иногда используется живая музыка [3].
Драматерапия - театральные постановки на разные темы благоприятно влияют на все познавательные психические процессы: память, волю, воображение, чувства, внимание, мышление. Занятия драмой помогают развить логику, владеть своим телом и не стыдиться его, избавиться от внутренних зажимов, реализовать несбывшиеся мечты через игру. Чаще всего используется при коррекции межличностных взаимодействий: я и друзья, я и родители, сильные и слабые, враг и друг [6].
Игровая терапия - это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с помощью игры. Использование игр и игрушек позволяет человеку рассмотреть, потрогать, послушать, почувствовать и вспомнить то, что беспокоило на протяжении многих лет и вызывало проблемы. Метод игровой терапии может быть использован как в групповой, так и в индивидуальной работе [6].
Изотерапия - терапия изобразительным искусством, в первую очередь рисованием. Она дает возможность внутренним конфликтам выйти наружу; помогает понять собственные чувства и переживания; помогает повысить самооценку; помогает в развитии творческих способностей. Чаще всего изотерапия применяется: для психологической коррекции пациентов с невротическими, психосоматическими расстройствам; создаётся осознание своих переживаний; развивается произвольность и способность к саморегуляции, уверенность в себе через социальное признание ценности создаваемого продукта [3].
Маскотерапия является известным методом психологической деятельности, который основан на переводе глубоких комплексов и проблем человека в материю неживой маски. Лицо представляет собой проекцию психологических состояний и настроений, телесности человека, а также проблем и особенностей прошлого и настоящего [9].
Коллаж - это техника в изобразительном искусстве, которая заключается в приклеивании к чертежной доске предметов и материалов, отличающихся от основы цветом и фактурой. Материал - газеты, глянцевые журналы, натуральные материалы, различные предметы. С помощью ленты, клея, ножниц и бумаги создается трехмерная композиция. Метод коллажа является эффективным в работе на практических занятиях в организационной психологии; он способствует сплочению в профессиональном коллективе, развитию креативных способностей сотрудников компаний, расслаблению, снижению внутреннего напряжения при профессиональных перегрузках [4].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антилогова, Л. Н. Саморегуляция психических состояний личности: монография. / Л. Н. Антилогова, Е. А.Черкевич. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2010. – 220 с.
2. Аристотель. О душе / Аристотель ; [пер. с др.греч. П.С. Попова; примеч. А.В. Сагадева; вступит. Ст. А.В. Лызлова]. : РИПОЛ классик, 2020. – 260 с.
3. Бортнюк, О. А. Арт-терапия как инструмент социальной работы в сфере охраны общественного здоровья // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2015. № 11. – 125 с.
4. Бхавна, Б. Из истории музыкотерапии // IV всероссийский научный медицинский форум студентов и молодых ученых с международным участием "белые цветы". Сборник тезисов 91-й Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, 20-й Всероссийской медико-исторической конференции студентов и молодых ученых, посвященной 160-летию со дня рождения профессора Владимира Михайловича Бехтерева. 2017. – 205 с.
5. Ганзен, В.А. Системное описание психических состояний, возникающих в процессе восприятия информации / В.А. Ганзен, В.Н. Юрьев // Вестн. ЛГУ. Сер. 6. – 1987. – Вып.1, №6 – 60 с.
6. Голубых, А.И. Использование музыкотерапии в процессе развития личности // Человек в мире искусства: векторы развития и образования. Сборник научно-методических трудов. Саратов, 2019. – 98 с.
7. Дикая, Л. Г. Психические состояния и эффективность деятельности // Психологический журнал. – 1982. – Т. 3. – № 6. – 157 с.
8. Ермолаева, А. Ю. Возможности применения метода арт-терапии в работе с детьми // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика. Материалы Всероссийской (заочной) научно-практической конференции (с международным участием). 2015. – 420 с.
9. Закиров, Т.М. Музыкотерапия в психологическом сопровождении сотрудников УИС // Проблемы и перспективы развития уголовно-исполнительной системы России на современном этапе. Материалы Международной научной конференции адъюнктов, аспирантов, курсантов и студентов. 2018. – 350 с.
10. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. / Е.П. Ильин –СПб: Питер, 2009. – 434 с.
11. Каяшева, О. И. Общая характеристика арт-терапии как средства развития личности клиента // Психология личности: изучение, развитие, самопознание. Сборник научных материалов. Под общ. ред. О.И. Каяшевой, Н.В. Николаевой. СПб, 2015. – 378 с.
12. Кучеренко, В.В., Петренко В.Ф., Россохин А.В. Измененные состояния сознания: психологический анализ // Вопросы психологии. 1998.№3. – 220 с.
13. Лебедева, Е. А. Арт-терапия как один из способов решения проблем человека и мобилизации творческого потенциала // Высшая школа. 2016. № 21. – 28 с.
14. Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека./ Н.Д. Левитов – М.: Просвещение, 1964. – 79 с.
15. Методики диагностики и измерения психических состояний личности / Автор и составитель А.О. Прохоров. М.: ПЕР СЭ, 2004. – 176 с.
16. Мясищев,..В.Н.…Психические состояния и отношения человека//Психические состояния: Хрестоматия / сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001. – 512с.
17. Ножичкина, Л. В. Формирование организационно-педагогической культуры учителя средствами арт-терапии // Известия АСОУ. Научный ежегодник. 2014. № 1 (2). – 307 с.
18. Петров, И.Г. Психическое состояние как особое явление: его определение и структурно-содержательные характеристики / И.Г. Петров // Мир психологии. – 1998 (14). – № 2. – 20 с.
19. Прохоров, A.O. Психология состояний: Учебное пособие / Под ред. А.О. Прохорова. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. – 624 с.
20. Прохоров, А.О. Образ психического состояния/А.О. Прохоров// Психологический журнал– 2013. – 122 с.
21. Прохоров, А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. –М.: ПЕР СЭ.–2005.–352 с.
22. Прохоров, А.О., Репрезентация психического состояния: ситуация и феноменология образного уровня / Сборник материалов юбилейной конференции, посвященной 130-летию организации психологического общества при Московском университете «От истоков к современности»: в 5 томах: Том. 3. – М.: Когито-Центр 2015.− 472 с.
23. Прохоров, А.О. Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов субъекта (на примере учебной деятельности) // Экспериментальная психология. – № 2. – 2010. – 44 с.
24. Пугачев, М.Д. Музыкотерапия как метод социальной реабилитации // ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. Отв. за выпуск Ю.А. Калинина, С.Г. Чудова. Барнаул, 2019. – 130 с.
25. Психологическая диагностика [электронный ресурс] / − URL: https://www.sites.google.com/site/test300m/rps(дата обращения 22.04.2022). Загл с экрана.
26. Романова, Е. А. Арт-терапия «под видом игры»: диалектика культурных форм // SCIENCE, TECHNOLOGYANDLIFE – 2015. Proceedings of materials the international scientific conference. Editors L.I.Savva, A.I. Marasanov, A.V.Podoprigora, T.G.Gurnovich. 2016. – 498 с.
27. Сердюкова, Е. Ф. Отреагирование эмоций как важный фактор формирования уверенности в себе // Актуальные вопросы психологии и педагогики. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. 2016. – 11 с.
28. Сидиярова, А. В. Особенности арт-терапии // Тенденции и закономерности развития современного российского общества: экономика, политика, социально-культурная и правовая сферы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции школьников, учителей, студентов, аспирантов и ученых. Институт экономики, управления и права. 2015. – 289 с.
29. Соловей, Я.Г. Музыка в духовном развитии личности // НауковийвісникМукачівського державного університету. Серія: педагогіка та психологія. 2015. № 1 (1). – 125 с.
30. Старовойтов, А. В. Системно-аналитическая арт-терапия в коррекции последствий психологических травм // Гуманитарные науки (г.Ялта). 2016. № 1 (33). – 157 с.
31. Фопель, К. Создание команды. Психологические игры и упражнения( Пер. с нем. )/К.Фопель− М.: Генезис, 2003. − 400 с.
32. Хабибуллина, С.Р. Музыкотерапия как эффективный метод коррекции психоэмоционального и физиологического состояний человека // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов, посвященной десятилетию победы Казани в заявочной кампании на право проведения XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года и 5-летию проведения Универсиады-2013:В 3-х томах. 2018. – 434 с.
33. Холодкова, В. Ю. Арт-терапия как метод психологической помощи // ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: СукиасянАсатур Альбертович. 2015. – 285 с.