Фрагмент для ознакомления
2
В Государственном образовательном стандарте по иностранным языкам в качестве цели обучения выступает овладение иноязычным общением как минимум на уровне элементарной коммуникативной компетенции в говорении, аудировании, письме.
В настоящее время урок иностранного языка отходит от традиционных форм занятий, переходя на совершенно новый уровень, благодаря чему в педагогической и методической литературе присутствует большое количество различных методик работы над лексикой, из которых педагогу необходимо выделить оптимальные.
В виду ориентации учебного процесса на развитие коммуникативной компетенции учащихся, особым дидактическим потенциалом в данном вопросе обладают театральные технологии. В свою очередь, совершенствование театральных методик в учебном процессе современного образовательного учреждения предусматривает знание учителем театральной педагогики и способность объективно оценивать свою работу. Изменения в учебном процессе ставят новые требования к деятельности учителя, ориентированной на ученика как культуротворческую личность, и это вызывает необходимость по-новому подойти к проблеме преподавания иностранного языка в школе.
Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности в школе. Вопросы, связанные с организацией и методикой театральной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов – Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой и Т. Шишовой и др.
Актуальность данного исследования основывается на нескольких фактах. С одной стороны, на начальном уровне обучения английскому языку закладываются основы фонетики, лексики и грамматики для будущего обучения. Незаинтересованность предметом впоследствии вызывает нежелание заниматься языком вовсе. С другой стороны, по требованиям ФГОС одной из основных целей при обучении является формирование коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации человека. Именно говорение является важным критерием при овладении иностранным языком. А с учетом того, что в ближайшем будущем английский язык войдет в список обязательных предметов в государственной итоговой аттестации, где одним из этапов проверки является демонстрация навыков говорения, проблема языкового барьера принимается критически важное значение.
Несмотря на наличие достаточно большого количества материала, накопившегося по теории педагогики в сфере обучения иностранным языкам, многие теоретические и практические положения в этой лингвистическо-педагогической области еще мало изучены и поэтому являются актуальными, что вполне закономерно на данном этапе развития исследований театральных технологий в образовательном контексте.
Цель работы состоит в изучении особенностей использования театральных технологий как средства обучения иностранному языку в школе.
В связи вышесказанным объектом исследования является процесс обучения иностранному языку, а предметом – театральные технологии как средство обучения иностранному языку в начальной школе.
Гипотеза исследования заключается в том, что для успешного овладения иностранным языком необходимо несколько условий: знание грамматики, лексики и фонетики языка, а также большой разговорный опыт. Процесс общения позволяет выявить проблемы в языке, что невозможно определить при письме или чтении. Коллективное общение по ролям позволяет учащимся в непринужденной обстановке не только развивать навыки говорения, но и аудирования и повысить интерес к изучению английского языка.
Задачи исследования:
1. Описать психологические особенности учащихся начальной школы;
2. Выявить цели и задачи обучению английскому языку на начальном этапе обучения;
3. Определить элементы театрализации на уроках английского языка;
4. Охарактеризовать понятие «театральная технология» и описать приемы ее реализации на уроках английского языка;
5. Разработать примеры реализации театральных технологий на уроках английского языка в начальной школе.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: анализ психологической, педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, систематизация, обобщение и интерпретация анализируемого материала.
Методологической основой исследования являются основные принципы педагогики, такие как принцип природосообразности, культуросообразности, профессиональной целесообразности, целостности.
Практическое значение полученных результатов. Данное научное исследование и его результаты могут быть использованы в практике учителей английского языка в начальной школе.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.
Глава 1 Теоретические аспекты применения театральных технологий на уроках иностранного языка в начальной школе
1.1 Психологические особенности учащихся начальных классов
В различных психолого-педагогических трудах можно обнаружить точку зрения, что в детях наблюдается природная расположенность к языкам, эмоциональная готовность к овладению иностранными языками. Эту готовность психологи и педагоги называют сензитивностью. Сензитивность детей, по мнению большинства психологов и педагогов, тесно связана с явлением готовности ребенка к школе, т.е. психологической и физиологической готовностью детей к обучению, необходимым уровнем их развития для усвоения различных учебных дисциплин, включая иностранный язык.
Как известно, начало младшего школьного возраста определяется моментом начала обучения ребенка, т.е. его поступления в школу. Под начальным периодом обучения сегодня понимается возраст от 6-7 до 10-11 лет, т.е. 1-4 классы школы. Этот период характеризуется, прежде всего, усиленным физическим и психофизиологическим развитием детей [6].
Если раньше считалось, что сензитивный возраст детей – это период от 4 до 8 лет, когда дети характеризуются большой любознательностью, потребностью в познании, гибким усвоением языкового материала, то сегодня исследователи подтверждают уменьшение сензитивного возраста современных детей [31].
Психологи и педагоги сегодня подтверждают, что раннее обучение иностранному языку создает большие возможности для возникновения интереса к языку, к культуре изучаемого языка, следовательно, способствует развитию коммуникативно-речевого акта. Сензитивный период усвоения иностранного языка в школе повышает возможности педагогов не упустить преимущества данного возраста.
Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте постепенно становится учебная деятельность, которая развивает память, внимание, мышление, восприятие и воображение школьников. Однако игровая деятельность, являющаяся ведущей деятельностью дошкольников, до сих пор остается в силе в младшем школьном возрасте. Дети не теряют интереса к игровым занятиям.
Можно сделать вывод, что младшие школьники характеризуются многообразием видов деятельности, которые пересекаются между собой. В связи с этим в учебную деятельность школьников начальных классов необходимо включать игровую, познавательную и учебную деятельность в равных пропорциях, что приведет к формированию положительного отношения учащихся к изучаемому предмету.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Артемов, В. А. Психология обучения иностранным языкам: учеб. пособие / В. А. Артемов. – М. : Просвещение, 1969. - 279 с.;
2. Бочарникова, М. А. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников при обучению пересказу на иностранном языке / М.А. Бочарникова // Иностранные языки в школе. - 2014. - №6. - С. 34-37;
3. Бухбиндер, В. А.. Основы методики преподавания иностранных языков / В. А. Бухбиндер, В. Штраусс // Киев : Виша школа, 1986 336 с.;
4. Быкова Н., Дули Д., Поспелова М., Эванс В. «Английский в фокусе» 4 класс. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2014.
5. Волков, Б. С. Психология младших школьников: учеб. пособие / Б.С. Волков. – М. : Педагогическое общество России, 2002. - 208 с.;
6. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1991;
7. Гальперин, П. Я. Заметки о психологических основах обучения речи на иностранном языке / П. Я. Гальперин // - Воронеж : Воронежский университет, 1980. - С. 18-20;
8. Гурвич, П. Б. Усиление мотивации учебной деятельности, направленной на овладение лексикой иностранного языка / П. Б. Гурвич, С. Т. Григорян // Иностранные языки в школе. 1976 № 6 С. 50–55;
9. Ершова, А. П. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы как средство развития зрительной и читательской культуры школьников: метод. рекомендации в помощь лекторам и методистам ИУУ / А.П. Ершова. - Москва: Просвещение, 1982. - 137 с.
10. Ершова, А. П. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы / Театр и образование. – М. : Просвещение, 1992. - 50 с.;
11. Ершова, А. П. Влияние актёрского творчества на всестороннее развитие личности школьника / А.П. Ершова // Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства. / - М. : АПН СССР. - 1984. - С. 46-52;
12. Ефремова, Т.Ф. Толковый словарь. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://gufo.me/dict/efremova. Дата обращения 19.04.2022;
13. Железняк, В. М. Последовательность развития основных речевых умений на начальном этапе обучения иностранному языку / В. М. Железняк // Вестник Воронежского университета. - 1980. - №4. - С. 74-78.
14. Захаркина, С. В. Театр - языковой социум как средство повышения мотивации школьников при обучении английскому языку / С. В. Захаркина, У. Л. Ерхова, Е. С. Атамчук // Иностранные языки в школе. - 2006. - №8. - С. 47-53;
15. Зепалова, Т. С. Уроки литературы и театр: пособие для учителя / Т.С. Зепалова. – М. : Просвещение, 1982. - 174 с.;
16. Интерактивные занятия как форма развития коммуникативных навыков при проведении выездного языкового лагеря. – Первое сентября. Английский язык. – 2009. – №5. – с. 3 – 5;
17. Калинина, Е. Н. Проблемы интерференции и языкового дефицита: автореф. дис. канд. филол. наук. 10.02.04 / Е. Н. Калинина. - Москва, 1976. - 23 с.;
18. Короткова И.П. Роль фольклора в многоуровневой системе обучения английскому языку младших школьников / И. П. Короткова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. - №5. -Т. 109. - С. 217-220.
19. Леонтьев, А. А. Концепция обучения предметам языкового цикла: материалы для обсуждения / А. А. Леонтьев. – М. : ВНИК «Школа», 1969. - 148 с.;
20. Леонтьев, А. А. Чтение как понимание. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 2001. - 235 с.;
21. Малышева, О. К. Элементы театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе / О. К. Малышева, Е. А. Жесткова // Молодой ученый. - 2015. - №18. - С. 71-74;
22. Маслыко, Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская. – Минск : Вышэйшая школа, 2004. - 445 с.;
23. Мильтруд, Р. П. Организация ролевой игры на уроке / Р. П. Мильтруд // Иностранные языки в школе. - 1987. - №3. - С. 58-67;
24. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. – М. : Просвещение, 1985 – 208 с.;
25. Перкас, С. В. Ролевые игры на уроках английского языка / С. В. Перкас // Иностранные языки в школе. - 2000. - №2. - С. 3-10;
26. Рогова, Г. В. О некоторых путях мотивации изучения иностранных языков у школьников в начальных классах / Г. В. Рогова, З. Н. Никитенко // Иностранные языки в школе. - 1988. - №6. - С. 32-34;
27. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е. Н. Соловова. - М. : Просвещение, 2005.-239 с.
28. Терехина, Л.А. Дополнительная образовательная программа детского объединения «Английская сказка» / Л.А. Терехина. - Усолье, 2013. - 10 с.
29. Ткачева Т.А. Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе обучения / Т. А. Ткачева // Наука, техника и образование. 2014. -№2(2). - С. 88-91.
30. Чаусенко Л.А. Возрастные особенности младших школьников. 2015. / Л. А. Чаусенко. - URL: http://pedportal.net/nachalnye-klassy/psihologiya/vozrastnye-osobennostimladshih-shkolnikov-532982 (дата обращения 09.03.2022).
31. Чикишева О.В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста / О. В. Чикишева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. - С. 90-92.
32. Шайметова Г.И. Роль игр на начальном этапе обучения английскому языку / Г. И. Шайметова // ФЭН-Наука. 2011. - №3. - С. 37-38.