Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время очень часто число детей инвалидов, у которых различные физические и психологические проблемы. Семья-это окружение ребенка с ограниченными возможностями, которое является главным звеном в его воспитании, социализации, удовлетворения потребностей, обучения.
Сегодня семьи, воспитывающие ребенка инвалида относятся к социально незащищенным категориям населения. У таких семей одними из необходимых потребностей является: медицинское и социальное обслуживание, а ежемесячный доход значительно ниже среднего. Чаще всего дети не имеют возможности получить образование, а один их родителей не может заниматься трудовой деятельностью. Многие дети-инвалиды, по разным причинам, остаются без семей и не могут участвовать в общественной жизни. Государство, обеспечивая социальную защищенность данной категории, должно помогать им адаптироваться к социальной среде, а также создать все условия для развития индивидуальных, творческих возможностей и способностей.
В своей работе мы взяли одно из направлений социальной работы: социальное сопровождение семей, воспитывающих ребенка инвалида и ввели по нему ограничение.
Социальное сопровождение семей, воспитывающих ребенка инвалида, в некоторой степени снижает трудности ребенка и способствует оказанию помощи семье: воспринимать своего ребенка таким, какой есть, любить и окружать его заботой, лаской, теплом и помочь ребенку приобрести уверенность в себе, ощутить свою значимость в этом мире и социальной среде.
Объект исследования: процесс социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка инвалида.
Предмет исследования: социальное сопровождение, как направление социальной работы семей, воспитывающей ребенка-инвалида.
Цель: рассмотреть социальное сопровождение семей, воспитывающих детей инвалидов.
Задачи исследования:
- рассмотреть семью, воспитывающую ребенка инвалида, как объект социальной работы;
- изучить нормативно-правовые аспекты социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка инвалида;
- охарактеризовать технологии и практики социального сопровождения семьи, воспитывающей ребенка инвалида.
В работе применены методы исследования:
- теоретические - анализ, обобщение, синтез;
- эмпирические - наблюдение, анализ документов, анкетирование, опрос.
Базой исследования является Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной помощи семье и детям».
Работа состоит из введения, двух глав, заключение, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ИНВАЛИДА
1.1. Семья, воспитывающая ребенка инвалида как объект социальной работы
В своих работах Е. И. Холостова говорит, что лица инвалиды и их семьи являются одной из наиболее притесненных категорий населения. Не считая общих социальных трудностей, свойственных для большей части населения в критичной ситуации, они с наибольшим трудом адаптируются к
негативным социальным изменениям, обладают низкой способностью к самозащите, испытывают дискомфорт от дефицита развития правовой базы, малоразвитости системы помощи им со стороны государства и негосударственных организаций. В условиях рыночной перестройки содержания и структуры экономических отношений возникла необходимость разработать новые принципы и подходы государственной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями [5, с. 64].
Семья - микросоциу, в котором не только протекает жизнь ребенка, но и устанавливаются его моральные качества. Существует большая зависимость развития ребенка от семейного фактора: чем больше проявляется семейное неблагополучие, тем все больше выражены нарушения развития ребенка.
Современный подход к семье, воспитывающей ребенка инвалида, изучает ее как реабилитационную структуру, с вероятностью по созданию благоприятных условий для развития и воспитания.
Функции, которые свойственны для семьи [11, с. 98]:
- коррекционно-развивающая;
- компенсирующая;
- реабилитационная.
Функции семьи, воспитывающей ребенка инвалида, могут быть нарушены под влиянием некоторые факторов, в том числе особенности личности ее членов и взаимоотношений между ними, условия жизни семьи, нарушение ее структуры и др.
Основные периоды жизненного цикла семьи, воспитывающей ребенка инвалида [17, с. 125]:
- рождение ребенка: получение информации о наличии патологии;
- дошкольный возраст ребенка: организация лечения, реабилитации, обучения и воспитания ребенка;
- школьный возраст ребенка: решение проблем во взаимодействии взрослых и сверстников;
- подростковый возраст ребенка: привыкание к заболеванию ребенка, решение проблем;
- период «выпуска»: принятие решения о подходящем месте проживания ребенка.
Поэтому, семья, воспитывающая ребенка инвалида - это значительный вопрос для внимания всех специалистов, которые предоставляют услуги помощи данной семье.
Появление ребенка инвалида-это серьезная проблема для семьи, жизнь которая описывается следующими особенностями:
- родители находятся в состоянии напряжения;
- испытывают чувство страха за будущее своего ребенка;
- стараются скрыть от окружающих факт рождения ребенка инвалида, ограничивают число контактов;
- возможности ребенка инвалида не оправдываются ожиданиями родителей, в результате чего возникает раздражительность, неудовлетворенность;
- нарушаются отношения среди членов семьи.
Основными проблемами семьи, воспитывающей ребенка инвалида, являются:
- медицинские проблемы: получение информации о заболевании ребенка и прогнозе; освоение навыками выполнения медицинских рекомендаций; поиск возможностей дополнительного консультирования ребенка, его госпитализации, получения путевок в санатории и т. д.;
- экономические проблемы: в семьях, воспитывающих ребенка инвалида, уровень материальной обеспеченности оказывается ниже, чем в семьях со здоровыми детьми. Это обусловлено невольным неучастием одного из членов семьи в общественном производстве; оформлением сокращенного рабочего дня; вынужденной сменой работы нередко с потерей заработной платы и т.д. [25, с. 28];
В семьях, воспитывающих ребенка инвалида услуги в большинстве платные (лечение, лекарства, медицинские процедуры, путевки в санаторий, необходимые приспособления и аппараты, обучение и т.д.). Все это требует большого материального обеспечения, а доход в этих семьях складывается из заработка одного или нескольких членов семьи, а также пособия на ребенка по инвалидности:
- проблема воспитания, обучения и ухода за ребенком инвалидом, которая заключается в трудностях, связанных с подготовкой ребенка к школе и помощью в обучении; реализацией работы по социальной адаптации ребенка, формирование навыков самообслуживания, передвижения, пользования вспомогательными техническими средствами, общественным транспортом, развитием самостоятельности; организацией досуга ребенка, способствующих развитию функций, гармоническому развитию личности; приобретением и установкой специального оборудования для тренировки и развития нарушенных функций;
- социально-профессинальные проблемы семьи - это повышение родителями ребенка инвалида своего образовательного положения; отказ от исполнения профессиональных планов; вынужденные перерывы в работе; смена работы; трудности с проведением досуга;
- психологические проблемы, которые связаны с тревогой за судьбу ребенка инвалида всех членов семьи, напряжение во взаимоотношениях родителей из-за решения всевозможных проблем; зачастую происходит уход одного родителя из семьи; негативное восприятие, со стороны окружающих, физических недостатков ребенка.
Семьи, воспитывающие ребенка инвалида, условно можно разделить на две группы [6, с. 43]:
- семья, в которой отношение к проблеме ребенка имеет конструктивный характер, т.е. не уходят в долгие переживания, а пытаются адаптироваться к новым условиям, наладить семейный быт, изменить свое отношение к возникшей проблеме;
- семья, в которой отношение к проблеме ребенка имеет деструктивный характер, который выражается в форме избегание проблемы, жестокого, холодного обращения и эмоционального отклонения ребенка.
Общество чаще всего неправильно понимает проблемы семей, воспитывающей ребенка инвалида, а лишь малая часть ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей инвалидов в общественные места (театр, кино, зрелищные мероприятия и т. д.), тем самым обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества.
Семья, воспитывающая ребенка инвалида совсем недавно стала целью изучения. Отчасти это вызвано тем, что в школах не уделялось особое внимание детям инвалидам в контексте их семьи. На сегодняшний день происходит усиление влияния в теорий семейного порядка имеющейся информации о детях и взрослых с ограниченными возможностями, дававший новый уровень знаний в данной сфере [15, с. 34].
Ребенок инвалид - это ребенок со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеванием или врожденными недостатками развития, вызывающие ограничение ее нормальной жизнедеятельности и необходимость дополнительной социальной помощи и защиты [9, с. 6].
Согласно Малофееву Н.Н. семьи, воспитывающие ребенка инвалида, можно разделить на четыре группы.
Первая группа - родители с выраженными родительскими чувства. Для таких семей характерна гиперопека своего ребенка инвалида. Когда ребенок является центром всей жизнедеятельности семьи, в связи с этим разрушаются коммуникативные связи с окружением. Родители имеют недействительные представления о допустимых возможностях своего ребенка, у матери выражаются чрезмерное чувство тревожности и напряженности. Одной из причины повреждений семейных взаимоотношений в этих семьях можно назвать регулярные супружеские конфликты. Стиль поведения взрослых членов семьи трактуется сверхзаботливым отношением к ребенку. В зависимости от возраста ребенка повышается и уровень удовлетворения желаний ребенка.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные и правовые акты
1. Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Консультант Плюс.
2. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Консультант Плюс.
3. Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Консультант Плюс.
4. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 N 442-ФЗ (последняя редакция) // Консультант Плюс.
Литература
5. Аверин А. Н. Государственная система социальной защиты населения. - М.: РАГС, 2019. - 124 с.
6. Азарова Е. Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы. - М.: Контракт, 2018. - 253 с.
7. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы. - М.: ВЛАДОС, 2017. - 368 с.
8. Антропов В. В. Экономические модели социальной защиты населения в государствах ЕС. - М.: РАГС, 2019. - 267 с.
9. Васильчиков В. М. Правовое обеспечение социальной работы: учебное пособие. - М.: Академия, 2019. - 336 с.
10. Гуслова М. Н. Организация и содержание социальной работы с населением. - М.: Академия, 2017. - 256 с.
11. Гуслова М. Н. Теория и методика социальной работы. - М.: Академия, 2017. - 160 с.
12. Добромыслов К. Е. Право социального обеспечения. - М.: Книжный мир, 2018. - 416 с.
13. Западнова Н. Л. Качество жизни - основа социального благополучия семьи. // Социальная работа. - 2021. - № 11. - С. 3-8.
14. Заяц О. В. Экономические основы социальной работы. - Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2018. 260 с.
15. Милько Л. В. Система социальной помощи семье и детям в России. - М.: СмолГУ, 2018. - 82 с.
16. Нестерова Г. Ф., Астэр И. В. Технология и методика социальной работы. - М.: Академия, 2021. - 208 с.
17. Огарков М. Д. Дети-инвалиды: проблемы и пути решения. - М.: Наука, 2020. - 300 с.
18. Осухова Н. Г. Служба сопровождения семьи и ребенка. - М.: Транзит ИКС, 2020. - 132 с.
19. Палькина Л. Ф. Помощь семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. // Журнал. Социальная работа. - 2021. - №6. - С. 14-15.
20. Сидоренко А. И. Социальное сопровождение семей с детьми. - М.: ИДПО ДТСЗН, 2018. - 242 с.
21. Ткачева В. В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. - М.: Психология, 2019. - 320 с.
22. Филипова Л. А. Социальное сопровождение в деятельности учреждений социального обслуживания населения. - Великий Новгород, 2018. - 257 с.
23. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. - М.: Владос, 2011. - 438 с.
24. Холостова Е. И. Технология социальной работы. М.: Издательство-Юрайт, 2021. - 76 с.
25. Якушев А. В. Социальная защита. Социальная работа: Конспект лекций. - М.: А- Приор, 2019. - 144 с.