Фрагмент для ознакомления
2
Воображение – это психический процесс создания образа предмета или ситуации с помощью преобразования ранее обретенных представлений, процесс, отражающий окружающий мир, трактующий его в новых моделях, новых ракурсах, новых композиционных и содержательных построениях.
Огромное внимание, уделяемое воображению современной научной литературой, доказывает важность и актуальность исследования этого феномена, необходимость вновь и вновь обращаться к закономерностям его развития и особенностям реализации.
Актуальность исследования воображения также подтверждается противоречивостью взглядов на его сущность. Подчеркивая значимость воображения в творческой деятельности, специалисты неоднозначны в определении его роли для существования личности: от полного подчинения воображению всего поведения человека, до абсолютного отрицания его самостоятельного существования.
Активное изучение воображения ведется с середины прошлого столетия в разных аспектах: когнитивно-процессуальном (Л.С. Выгодский и др.), побудительно-мотивационном (Л.Ф. Божович и др.), дифференциально-психологическом (А.В. Петровский и др.), личностно-развивающем (В.В. Давыдов и др.), а так же особенно важном для нас психотерапевтическом аспекте (Н.М. Бессонова, Л.С. Выготский, Я. Рейковский, А.А. Федяев, Б.В. Овчинников и др.).
Целью нашей работы является изучение возможностей воображения в психотерапии.
Для достижения цели мы должны решить следующие задачи:
- сформулировать цели и задачи использования воображения в психотерапии;
- изучить методы и техники использования воображения в психотерапии;
- проанализировать перспективы использования воображения в психотерапии.
Объект исследования – использования воображения в деятельности.
Предмет исследования – использование воображения в психотерапии.
Решение поставленных задач возможно при использовании теоретических методов анализа научной литературы, обобщения, сравнения, синтеза, аналогии, абстрагирования и др.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что использование воображения в психотерапии возможно с помощью различных методик и техник, и это повышает продуктивность терапевтического процесса.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ПСИХОТЕРАПИИ
1.1 Образы воображения как средство регуляции психических состояний личности
Воображение – это психический процесс, в результате которого человек создает в своем сознании образ, несуществующий пока в реальности. Основой создания подобного образа является прошлый опыт, который человек получает, взаимодействуя с объективной реальностью. Таким образом, воображение – это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, опыт, интегрирующий перцептивно-абстрактные знания и эмоционально-чувственные впечатления, представленные в зрительных, слуховых, проприоцептивных, тактильных, вкусовых выражениях, являющиеся осознаваемыми или неосознаваемыми.
Способы преобразования исходных образов: комбинирование, акцентирование, типизация, агглютинация, вероятностное прогнозирование [9; 10; 17].
Воображение тесным образом связано с эмоциями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.
Физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ассаджиоли, Р. Психосинтез: теория и практика / Р. Ассаджиоли. – М. : РЕФЛ-бук, 1994. – 311 с.
2. Бессонова, Н.М. Образы воображения как средство регуляции психических состояний личности: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01. – Новосибирск, 2007. – 24 с.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Л.И. Божович; Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.; Воронеж: Изд-во Ин-та практической психологии, 1995. – 352 с
4. Вачков, И.В. Особенности чувственных образов в процессе имаготерапии / И.В. Вачков, М.А. Сухорученков // Клиническая и специальная психология. – 2017. – №6. – С. 125-147.
5. Вольперт, И. Е. Имаготерапия как метод реабилитации при неврозах и психических заболеваниях (к вопросу о теоретических основаниях имаготерапии) / И.Е. Вольперт // Вестник психотерапии. – 2000. – № 7 (12). – С. 141-147.
6. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л.С. Выготский. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 480 с.
7. Главацкая, И. Техника имагинативной рескрипции (переписывания в воображении) / И. Главацкая // Психологи на b17.ru. – URL: https://www.b17.ru/article/imagery_rescripting/ (дата обращения 23.04.2022).
8. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
9. Иванова А.В. Теоретико-психологические аспекты изучения видов воображения / А.В. Иванова // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2016. – №1. – С. 28-39.
10. Крылов, В.И. Психология и психопатология воображения (когнитивные функции и воображение) / В.И. Крылов // Психиатрия и психофармакотерапия. – 2012. – № 3. – С. 4-14.
11. Петровский, А.В. Введение в психологию. – М.: Академия, 1996. – 496 с.
12. Пирожкова, М.Г. Психологические особенности структуры воображения: автореф. дис. …канд. психол. наук: 19.00.01. – Москва, 2001. – 24 с.
13. Погодина, М.Г. Проспективная образно-гипнотическая терапия невротических расстройств на стационарном этапе: автореф. дис. … канд. медиц. наук: 19.00.04. – Москва, 2009. – 24 с.
14. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций / Пер. В.К. Вилюнаса. – М.: Прогресс, 1979. – 392 с.
15. Смирнова, Н.М. Воображение и творчество: когнитивный анализ // Н.М. Смирнова // Социально-гуманитарное обозрение. – 2018. – № 3. – С. 12-21.
16. Федорова, Т.В. К вопросу о сущности, структуре и реализации воображения / Т.В. Федорова // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – №13. – С. 28-38.
17. Фатеев, С.В. Воображение как фактор продуктивной деятельности: автореф. дис. … докт. психол. наук: 19.00.01. – Новосибирск, 1996. – 40 с.
18. Федяев, А.А. Психотерапевтические возможности метода направленного воображения / А.А. Федяев, Б.В. Овчинников // Педиатр. – 2012. – №4. – С. 58-61.
19. Ходоров, Д. Танцевальная психотерапия и глубинная психология. Движущее воображение / Д. Ходоров. – М.: Когито-Центр, 2009. – 219 с.
20. Юнг, К. Г. Трансцендентная функция / К.Г. Юнг // Сознание и бессознательное. – СПб.: Университетская книга, 1997. – С. 284-312.