Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена процессами информационной глобализации и постоянным ростом общественного интереса к особенностям формирования массовой культуры и либерализации существенных элементов массового сознания: нравственного самосознания личности и языка массовой культуры. Интенсификация процессов массовых коммуникаций оказывает значительное влияние на самоорганизацию современного общества, которое существует во всеобъемлющем информационном поле. В связи с этим приобретает актуальность информационная стратегия российских СМИ в области активного изменения нравственных и языковых норм.
Одним из факторов, определяющую остроту рассмотрения данной проблемы, является парадоксальная тенденция к развитию неомифологических представлений в массовом сознании, усиливающаяся результатом действий средств массовой информации в условиях деструктивизации элементов массовой культуры. Мифологизация актуализируется в массовом сознании, в среде массовой культуры, в периоды кризисов и социальных конфликтов, которые характерны и для сегодняшней ситуации в обществе.
В условиях отсутствия общепринятых нравственных ориентиров, социальных идеалов, способных обеспечить мировоззренческую целостность сознания, отсутствия достоверной информации о происходящих в обществе процессах, неуверенности в будущем, создается благоприятная почва для манипулирования массовым сознанием со стороны властных элит, стремящихся мобилизовать в своих интересах массы населения. Это обусловило культурологический интерес к установлению причин устойчивости современных мифов в массовом сознании.
Средства массовой информации, обращаясь к аудитории, становятся сегодня инструментом социального мифотворчества, говорят с массой (совокупностью индивидов, включенных в социальную систему), влияют на массовую культуру, мифологизируют массовое сознание.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что в современной официальной российской журналистике появился мошный пласт ангажированных деятелей медиа-культуры, которые посредством методов манипуляции создают запрограммированную картину «симуляции реальности» с целью сформировать и закрепить в сознании массовой аудитории оценки феноменов, обусловленные требованиями политической конъюнктуры.
Объект исследования – совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере мифологизации современных СМИ.
Предмет исследования – устоявшиеся мифы в современных СМИ.
Цель настоящей работы – проанализировать сущность и специфические особенности устоявшихся мифов в современных СМИ.
Достижение указанной цели представляется возможным с помощью следующих задач:
– рассмотреть мифотворчество в прессе,
– определить миф как средство манипуляции сознанием,
– провести анализ статей-мифов на примере «Российской газеты» и «Независимой газеты»,
– определить специфику мифов в «Мире новостей» и «Аргументах и фактах».
В процессе исследования в основном мы обращались к трудам философов Лосева А. Ф., Бердяева Н. А. и Элвина Тоффлера; филологов Лотмана Ю. М., Москвина В. П., Апресяна Ю. Д. и Ревзиной О. Г.; а также психологов Зигмунда Фрейда, К.-Г. Юнга, Щербатых Ю. В. и других;
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. ПОНЯТИЕ МИФОТВОРЧЕСТВА
1.1.Мифотворчество в прессе
Особую роль в психологии массовых коммуникаций играет изучение механизмов влияния мифа на массовую аудиторию, поскольку миф лежит в основе массовой коммуникации. Миф (от греч. mythos — предание) — это непроизвольное коллективное утверждение, основанное на бессознательном психическом переживании, живое воспроизведение действительности, отличающееся единством чувства и мысли, силы и действия.
Если у древних народов в мифе концентрировались представления о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях, то современный миф часто принимает формы, которые описывают повседневные события: «Современный человек считает себя рациональным существом, жизнь и деятельность которого весьма далеки от мифа. Но вместе с тем все представления об окружающем нас мире независимо от нашего желания, на бессознательном уровне, носят мифологический характер».
Современный человек во многом активно опирается на определенные мифологические структуры, укорененные в современном общественном сознании.
Периоды смены эпох и переосмысления накопленного человечеством социального опыта, глубокий разрыв между обществом и властью являются предпосылкой для усиления мифологической составляющей, возрождения интереса к политике как в сфере господства манипулятивных технологий, их влияния на массовое сознание.
Английский этнограф Э. Тейлор, рассматривал миф с позиций антрополого-этнографического подхода, миф – форма общественного сознания на разных этапах его существования, продукт раннего состояния человека и человечества: «Нуждаясь в объяснении природы, дикарь использует доступные ему приемы, одушевляет мир и переносит на него все проявления своей личной жизни».
По его мнению, «миф – форма целостного массового освоения и истолкования реальности, использующая чувственно-наглядные образы, субъективное образование, которое является для своего носителя объективной реальностью. Он – объективация мифологического сознания в вербальных (словесных) или иных знаковых формах, в обрядах, являющихся элементом системы мифологического сознания, идеализированное, очищенное от всего наносного представление о событии, герое, процессе.
Миф является частью символического универсума, с его помощью разворачивается символическое содержание, вызываются определенные эмоции и действия. Мифология – форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на всех стадиях общественного развития».
Часто в обыденном понимании понятие «миф» (от греч. - сказание, предание) трактуется как старинная наивная сказка или история о сотворении мира и человека (античная, библейская), а также причудливо-пафосные рассказы о деяниях легендарных греческих или римских богов и героях. На самых ранних этапах развития человеческого общества, в период становления родоплеменных отношений, господствующей формой мировоззрения была мифология. Она являлась результатом объективной духовной потребности людей объяснить устройство и загадки мироздания, фундаментальные проблемы и противоречия человеческого бытия, а также интерпретировать различного рода явления, происходящие в природе.
«Для мифологического сознания как такового миф вовсе не есть ни сказочное бытие, ни даже просто трансцендентное. Это – самое реальное и живое, самое непосредственное и даже чувственное бытие». Содержание мифа представлялось для людей, живущих мифом, в высшем смысле настоящей действительностью и являлось не формой реального знания, а предметом веры.
По словам советского философа Мераба Мамардашвили, «миф есть рассказ, в который умещаются любые конкретные события; тогда они понятны и не представляют особой проблемы».
Архетипы, архетипические конструкции как модели мировосприятия воспроизводятся посредством мифологем – примитивных универсальных мифологических образов, сюжетов, сцен, характеризующихся глобальностью и отсутствием конкретной символьной и ритуальной составляющих.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Аверина М.В. Мифотворчество в средствах массовой информации: вчера и сегодня // Средства массовой коммуникации в многополярном мире : проблемы и перспективы. 2018. С. 260-262.
2.Балахонская Ю.В. Отличительные особенности политической мифологии // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. [Текст] / Ю.В. Балахонская. – 2015.– №3 (67). – С. 189-194.
3. Амзин, А. Новостная интернет-журналистика: Учебное пособие для студентов вузов / А. Амзин. - М.: Аспект Пресс, 2017. - 143 c.
4. Баранова, Е.А. Конвергентная журналистика. теория и практика. учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е.А. Баранова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 269 c.
5. Березин, В.М. Фотожурналистика: Учебник / В.М. Березин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 226 c.
6. Бузин, В.Н. Медиапланирование. Теория и практика: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама», «Маркетинг», «Психология», «Социология», «Журналистика» / В.Н. Бузин, Т.С. Бузина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 495 c.
7. Гордиенко, Т.В. Журналистика и редактирование: Учебное пособие / Т.В. Гордиенко. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 176 c.
8.Деминова М.А., Семилет Т.А., Фотиева И.В., Чутчева А.В. Мифотворчество современной российской журналистики: социальная сущность, практики, детерминанты, инструментарий // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 612-614.
9. Жирков, Г.В. Журналистика сталинской эпохи: 1928-1950г / Г.В. Жирков. - М.: Флинта, 2016. - 504 c.
10. Жирков, Г.В. Журналистика сталинской эпохи: 1928-1950-е годы / Г.В. Жирков. - М.: Флинта, 2016. - 504 c.
11. Загидуллина, К.А. Журналистика / Загидуллина. - Челябинск: Изд.Игоря Розина, 2018. - 128 c.
12. Колесниченко, А.В. Практическая журналистика: 15 мастер-классов. Учебное поссобие / А.В. Колесниченко. - М.: Аспект-Пресс, 2016. - 112 c.
13. Колесниченко, А.В. Практическая журналистика: Учебное пособие. 2-е изд. / А.В. Колесниченко. - М.: Изд. Моск.университета, 2016. - 192 c.
14. Конюкова, М. Журналистика для всех / М. Конюкова. - СПб.: Азбука-Аттикус, Азбука, 2017. - 224 c.
15. Корконосенко, С.Г. Политическая журналистика: Учебник для бакалавриата и магистратуры / С.Г. Корконосенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 319 c.
16. Липгарт, А.А. Функциональные стили современного английского языка: Наука и журналистика / А.А. Липгарт, В.В. Хуринов. - М.: Книжный дом Либроком, 2018. - 208 c.
17. Мирошниченко, А. Работа в пресс-службе. Журналистика для пресс-секретарей / А. Мирошниченко. - М.: Альпина Пабл., МедиаЛайн, 2018. - 192 c.
18. Мирошниченко, А.А. Работа в пресс-службе. Журналистика для пресс-секретарей / А.А. Мирошниченко. - М.: Альпина Паблишер, 2018. - 192 c.
19. Олешко, Е.В. Конвергентная журналистика: Профессиональная культура субъектов информационной деятельности: учеб. пособие / Е.В. Олешко. - М.: Флинта, 2016. - 128 c.
20.Шульга Надежда Викторовна Мифотворчество в средствах массовой информации // Концепт. 2013. №3 (19).