Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современные государства в настоящих условиях находятся в состоянии социально-экономического кризиса, связанного с трансформацией не только экономики, но и всего социального бытия и поисками своей идентичности, своего лица в Европе и в мире. Речь идет не столько об экономическом или политическом имидже, как о лице духовном.
В современных условиях глобализации происходят интеграционные процессы в сфере политики, экономики, культуры. Реалии сегодняшнего дня – процесс создания общечеловеческой культуры через нивелирование национальных традиций и формирование общих духовных ценностей. Глобализация, а также тотальное распространение массовой культуры ведет к трансформации ценностных ориентаций индивида, нравственных и эстетических норм, гендерных стереотипов, сферы повседневности и вызывает кризис личностной и национальной идентичности. Трансформация традиционной культуры, а также религиозных ориентиров приводит постоянный поиск «Я» в пространстве культуры, который особенно остро экстраполирован в современном мультикультурном городском пространстве.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что массмедиа являются важным агентом социализации, именно поэтому совокупность ориентиров СМИ столь важна для понимания того, в каком направлении развивается общественное сознание в России. Изучение войн сквозь призму гуманитарных наук не теряет актуальности на протяжении многих столетий. Глобализационные процессы обусловливают появление новых влиятельных агентов социализации, среди которых особую роль играют средства массовой информации. Они создают и тиражируют культурные модели и типажи, которые служат многим людям образцом для подражания и создания «образов себя».
Объектом курсовой работы является образ войны.
Предметом – особенности образа войны в творчестве Василя Быкова и Алеся Адамовича.
Цель курсовой работы – проанализировать особенности создаваемого образа войны в творчестве Василя Быкова и Алеся Адамовича.
В рамках поставленной цели, в работе решается ряд задач:
- рассмотреть соотношение понятий образа и стереотипа: теоретические подходы к изучению данных определений;
- выделить основные особенности образов войны в литературных произведениях;
- провести анализ образа войны в творчестве Василя Быкова и Алеся Адамовича.
Методологической базой исследования являются общенаучные методы, методы научного наблюдения и описания; теоретический анализ литературы; контент анализ.
В данной курсовой работе представлена структура работы по главам и параграфам, а также список использованной литературы. В первой главе работы рассмотрены теоретические основы формирования понятия «образ войны». Во второй – проведен анализ образа войны в творчестве Василя Быкова и Алеся Адамовича. В заключении представлены общие выводы по проделанной работе.
1. Теоретические основы формирования понятия «образ войны»
1.1 Соотношение понятий образа и стереотипа: теоретические подходы к изучению данных определений
Категория образа требует определенной адаптации к понятийным реалиям социологии. Являясь вполне приемлемой в гуманитарных дисциплинах, в социологии она не нашла должного отражения и научной интерпретации. По сути, образ – смыслоемкая и символическая категория, посредством которой осуществляется коллективное «проговаривание» мира. Она призвана передавать латентный смысл, который вполне «читабелен» для определенного круга «сведущих» реципиентов. Это своеобразное кодирование, унифицирование социального опыта как всеобщей «материи», пронизывающей общественное бытие. Условно говоря, сформированный тот или иной социальный образ и транслированный в толщину социального сознания, позволяет экономить время передачи коммуникационного сообщения об объекте. В социологической интерпретации понятия «образ», как правило, используются несколько схожих значения, сформулированных в рамках философии и/или психологии (см. табл.1.1).
Таблица 1.1 – Интерпретация образа в социологии
№ п/п Понятие образа
1 2
1 Мысленный или вещественный конструкт, представляющий какой-либо объект
2 Целостное, но неполное представление какого-либо объекта или класса объектов
3 Идеальный продукт психической деятельности, который конкретизируется в той или иной форме психического отражения (ощущения, восприятия и т. д.)
4 Представляет собой субъективную картину мира или его фрагментов, включающие самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий
Продолжение таблицы 1
1 2
5 Социологическое понятие образа включает схему реальности в координатах пространства и времени, охватываемую системой социально сформированных значений», и при этом «он всегда есть инструмент и одновременно форма репрезентации чего-либо
6 Синоним словосочетания «совокупность представлений»
При этом, следует иметь в виду, что понятие «образ» тесно связано со схожим понятием «стереотип», поэтому подробнее остановимся на связи образов со стереотипами. Определениями стереотипа, введенными в оборот психологами и социологами в 30-50-е годы XX века, ученые всего мира оперируют до сих пор. Впервые термин «социальный стереотип» был введен У.Липпманом в 1922 году, в то время, когда растущее значение общественного мнения в США и, соответственно, потребность в манипуляции им создали специфическую атмосферу прагматического интереса к общественному сознанию. Специфика интереса выразилась в том, что стало исследоваться сознание массовое, обыденное, эмпирическое, для которого поиски истины заканчиваются после получения инструментального знания, «эффективно работающего» в повседневной жизни. Согласно У. Липпману стереотипы – это «упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой «картинки» мира «в голове» человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищающих его ценности, позиции и права» .
С.Н. Толстая, анализируя концепцию У. Липпмана, полагает, что в отличие от традиционного, чисто философского подхода к сознанию, У. Липпман в качестве главной проблемы ставит не гносеологическую проблему (пропорции в знании истинного и ложного), а функциональную проблему влияния уже имеющегося, содержащегося в сознании, знания о предмете на
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аникин Д. А. Топология коллективной памяти: от социальных рисков к цивилизационным вызовам. Саратов, 2016. 163 с.
2. Ассман Я. Культурная память: письмо, память о прошлом и культурная идентичность в высоких культурах древности. М., 2004. 368 с.
3. Везнер Л.Н. Соотношение понятий «образ» и «стереотип»: основные подходы // VI МНПК «Перспективы развития научных исследований в 21 веке». – № 6. – 2014 г. – С.189
4. Везнер Л.Н. Соотношение понятий «образ» и «стереотип»: основные подходы // VI МНПК «Перспективы развития научных исследований в 21 веке». – № 6. – 2014 г. – С.189
5. Гуань Линьли. Трагические мотивы Великой отечественной. Интерпретация Василя Быкова // Litera. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tragicheskie-motivy-velikoy-otechestvennoy-interpretatsiya-vasilya-bykova
6. Жаданова, Н.И. Образы и стереотипы маскулинности в европейской культуре. – Ростов-на-Дону, 2012. – С.78
7. Жаданова, Н.И. Образы и стереотипы маскулинности в европейской культуре. – Ростов-на-Дону, 2012. – С.93
8. Информационный бюллетень секретариата правления СП СССР, 1980, №. 4, С. 13
9. Липпман, У. Общественное мнение / У. Липпман; пер. с англ. Т.В. Барчуновой. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. С.75
10. Сильнова Е.И. Социальный образ России в исторической динамике [Электронный ресурс]. Электрон.ст. URL: http://www.philhist.spbu.ru/index.php/dissertatsii/224- silnova-elena-ivanovna-sotsialnyj-obraz-rossii-v-istoricheskoj-dinamike
11. Суходольская, Н.П. Социальный стереотип в жизнедеятельности людей // Философия и общество. – 2007. – №3. – С.152
12. Толстая, С. М. Стереотип и картина мира // Этнолингвистика. Ономастика. Этимология: сб. материалов межд. научн. конф-ии. – Екатеринбург, 2009. – С. 262
13. Толстая, С. М. Стереотип и картина мира // Этнолингвистика. Ономастика. Этимология: сб. материалов межд. научн. конф-ии. – Екатеринбург, 2009. – С. 262
14. Топер П. Трагическое в искусстве XX века // Вопросы литературы. М., 2000. №. 2. http:// magazines.russ.ru. С. 3-46
15. Шакирова Е.Ю. Образ войны: проблема содержания и формирования // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-voyny-problema-soderzhaniya-i-formirovaniya