Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы связана с тем фактом, что достичь наиболее высоких результатов в двигательной деятельности можно только при условии владением высоким уровнем развития способностей оценивать и точно регулировать динамические, временные и пространственные параметры движений. Как известно, высоких результатов в двигательной деятельности достигают те, кто имеет наиболее высокий уровень сенсорных и перцептивных возможностей. Важно отметить, что спорт представляет значительные возможности для развития координационных способностей, однако на сегодняшний день методика развития координационных способностей у спортсменов, занимающегося баскетболом, недостаточно разработана.
Баскетбол - командный вид спорта, и участие в соревнованиях способствует повышению квалификации юных баскетболистов. На практике физические качества должны реализовываться с учетом возрастных особенностей, которые напрямую связаны с индивидуальным подходом к подготовке юных игроков. Такой подход должен осуществляться в соответствии с возрастом и полом учащихся, их антропометрическими характеристиками и игровой ролью, принимая во внимание степень биологического созревания, исходя из чего, не стоит требовать от детей большего, чем они могут выполнить в этом возрасте. Особенно в соревновательной деятельности, основанной на технических и тактических навыках.
Для успешного улучшения игровой и соревновательной деятельности юных баскетболистов необходимо использовать спортивный инвентарь и оборудование, соответствующие их возрасту и полу.
Увеличение физических способностей в процессе развития юных игроков происходит неравномерно, и поэтому тренировки должны строиться с учетом наиболее благоприятных периодов в развитии соответствующих двигательных качеств, способствуя их воспитанию путем применения нагрузок специального назначения.
Для бскетболистов начального этапа подготовки требуется особый подход при обучении навыкам и умениям в рамках тренировок. Стоит напомнить, что ребенок - это не просто маленький человек. Это быстро формирующаяся и развивающаяся личность. Проведение с ним занятий спортом требует от тренера особой внимательности и вдумчивости. Необходимо тщательно рассчитать величину предполагаемой нагрузки на ребенка.
Следует отметить, что в начале тренировочных занятий у детей часто наблюдаются нарушения координационных способностей, что негативно сказывается на их развитии, а также на перспективах их будущего, а именно: вызывает нарушения функционирования опорно-двигательного аппарата.
Именно поэтому развитие координационных способностей на начальном этапе подготовки баскетболистов чрезвычайно важно.
Цель исследования – охарактеризовать координационные способности как средство развития технической подготовки баскетболистов.
Объект исследования – координационные способности
Предмет исследования – координационные способности как средство технической подготовки баскетболистов
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования, в частности:
1. Рассмотреть понятие «Координационные способности»
2. Определить особенности технической подготовки баскетболистов
3. Определить возможности развития координационных способностей спортсменов, занимающихся баскетболом
Методы исследования: анализ научной литературы и интернет-ресурсов, анализ деятельности тренеров.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИННЫХ СПСОБНОСТЕЙ КАК СРЕДСТВА ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ
1.1. Понятие координационных способностей
Термин «координация» в переводе с латинского обозначает «объединение, согласованность, упорядочение». Данное понятие используется также применительно к двигательным действиям людей. Оно показывает степень согласованности движений человека.
Координацией является способность человека к максимальной рационализации и согласованности всех движений частей тела в ходе решения определённой двигательной задачи. Данный термин также можно определить и в более конкретном значении: это умения человека управлять своими движениями.
Управление опорно-двигательной системой является очень сложным процессом. Согласно высказыванию создателя современной биомеханики учёного-физиолога Бернштейна, «координация движений состоит в преодолении степеней свободы. Это превращает звенья в послушную человеку систему» [7].
Для того чтобы выявить способность человека к управлению своей опорно-двигательной системой в процессе выполнения определённого вида деятельности, в методике физической культуры на протяжении длительного времени существовал такой показатель, как ловкость. Однако с 70-х годов прошлого столетия вместо него всё чаще стало применяться понятие «координационные способности».
Рассмотрим основные виды координационных способностей, которые в практической части станут основой для проведения эксперимента.
Первое из них – ловкость.
По определению, данному Бернштейном, ловкость является единством взаимодействия тех функций центрального и периферического управления, от которых в значительной степени зависит вся двигательная система организма. При этом происходит перестройка биомеханических структур действий согласно поставленным задачам.
Координационные способности обладают рядом общих свойств:
1. Всегда направлены на окружающую среду. Так, тренировка на груше у боксёров развивает ловкость в меньшей степени, чем поединок с противником.
2. Имеют специфичность. Так, можно обладать способностями и навыками в гимнастике и быть не способным к плаванию.
Координационные способности служат основой ловкости. В последние годы этот показатель стал предметом разнообразных исследований физиологов.
Очень серьёзному исследованию координационные способности человека стали подвергать начиная с 60-х гг. двадцатого столетия. При этом ежегодно специалисты выявляют всё новые виды координационных способностей.
К настоящему времени день среди их видовизвестно 3 общих, а также 20 специальных, которые проявляются специфически (равновесие, пространственная ориентация и т.д.).
Координационные способности – это те возможности человека, которые определяют его готовность оптимально управлять двигательными действиями и регулировать их [11].
Многочисленными теоретическими и экспериментальными исследованиями определено 3 важнейших вида координационных способностей. Это специальные, специфические, а также общие [13]. Рассмотрим подробнее каждый из данных видов.
Специальные координационные способности человека – это те координационные способности, которые можно отнести к однородным группам движений, связанным с психофизиологическими механизмами.
Специальные координационные способности систематизируют по возрастающей сложности:
– пространственные движения тела (акробатические, гимнастические);
– перемещение предметов (переноска грузов, подъем тяжестей);
– манипулирование движениями разными частями тела (удар, укол и т.д.);
– циклические и ациклические действия;
– метательные упражнения, выявляющие меткость (жонглирование, городки, теннис);
– защитные и атакующие действия в спортивных и подвижных играх;
– баллистические движения (метания мяча, ядра или диска).
Специфические координационные способности представляют собой несколько иные координационные способности:
– к ориентированию, то есть к точному определению положения тела;
– к изменению параметров движения в целях получения высокой экономичности и точности работы пространственных и силовых мышц;
– к реагированию, то есть к точному и быстрому выполнению кратковременного целого движения при появлении ранее известного или неизвестного сигнала, или его части;
– к перестройке двигательных действий при меняющихся условиях окружающей среды;
– к согласованию или соединению отдельных движений в единую двигательную комбинацию;
– к равновесию, то есть к сохранению устойчивости при статическом или динамическом положении тела;
– к ритму или точному воспроизведению заданного двигательного действия;
– общие координационные способности третьего вида, которые являются своего рода обобщением специальных и специфических.
В процессе физического воспитания и спортивной деятельности педагог (тренер) нередко наблюдает воспитанников, хорошо выполняющих разнообразные задания на ориентирование и баланс, ритм, реагирование и т. д. Иными словами, у этих детей хорошо развиты общие координационные способности. Однако чаще всего встречаются иные случаи [13].
Например, ребенок обладает высокими координационными способностями к циклическим движениям, показывая при этом невысокий уровень координации в спортивных играх.
К общим координационным способностям относят реализованные, а также потенциальные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению различными по происхождению и смыслу двигательными действиями.
Часто происходит так, что координационные способности существуют в скрытом виде до начала движения. В этом случае они относятся к потенциальным.
Реализованные, или актуальные, координационные способности выявляются в определённый момент времени.
Также координационные способности можно разделить на элементарные и сложные. К элементарным относят умение человека к чёткому воспроизведению пространственных параметров движений.
Сложные координационные способности – это умения человека к интенсивной перестройке двигательных действий при резко изменившихся внешних условиях [15].
Определение основных понятий этих двигательных возможностей с педагогической точки зрения не может содержать в себе только знания о «преодолении избыточных степеней свободы».
Такое видение имеет явные пробелы. Дело в том, что координационные способности, определение которых весьма обширно, во многом зависят от успешности решения поставленной задачи.
При этом можно выделить три вида координационных способностей. Первым из них является нервная координация. Она осуществляется при согласовании нервных процессов и мышечного напряжения.
Второй вид координации – двигательная. Она проявляется в сочетании перемещений всех звеньев тела в пространстве и во времени. Существует ещё и мышечная координация. Это процессы передачи мышцами команды управления на все участки тела [2].
Кроме этого, выделяют сенсорно-моторные, а также моторно-вегетативные координационные способности. От них находится в прямой зависимости качество решения поставленных задач.
Первая из этих двух разновидностей связана с работой опорно-двигательной системы и работой таких сенсорных систем, как зрительная, слуховая и вестибулярная. Иными словами, в процессе осуществления двигательной деятельности человека задействованы органы чувств. Это способствует познанию состояния внешней среды и своевременно реагировать на перемены, происходящие в ней. Сенсорно-моторный тип координационных способностей даёт возможность проанализировать внешние сигналы и сопоставить их с внутренними, которые происходят в организме человека.
Определение моторно-вегетативных координационных возможностей человека идёт через проявление всех функций организма. Это связано с тем, что каждое перемещение тела в во времени и в пространстве прямо связано с деятельностью вегетативных систем (дыхательной, сердечно-сосудистой, мочевыделительной, гормональной и т. д.), которые обеспечивают мышечную деятельность [8].
Без регулярных тренировок и при наличии заболеваний, утомлений или сильного эмоционального влияния происходит дискоординация различных функций организма, обеспечивающих работу мышц.
Всё это отражается на качестве решаемых двигательных задач. Координационные способности человека, а также средства и методы их формирования и развития активно применяются в педагогической практике и тренерской работе. Дело в том, что от этих двигательных возможностей человека зависит его предрасположенности к определённому виду деятельности. Это должно учитываться при формировании и развитии у детей разнообразных умений и навыков[2].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева С.А., Орлова А.М., Нестерова А.Ю. Специфика научных и методологических подходов к занятиям физической культурой. Анализ проблем и перспективы развития // Материалы научно-практической конференции «Проблемы применения научных знаний в современной медицинской практике». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2014. – С. 10–19
2. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991.287 с
3. Брыксин, А.Е. Формирование координационных способностей баскетболистов средствами стэп-аэробики // Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе. сборник научных статей Международной научно-практической конференции. Воронежский государственный институт физической культуры. Воронеж, 2021. С. 77-83.
4. Булкин, В.А. Тест для оценки баллистической координации двигательной деятельности / В.А. Булкин, Е.В. Попова, Е.В. Сабурова // Теория и практика физической культуры. 1997. № 3. С. 44-46.
5. Виленский М.Я. Физическая культура: учебник для учащихся 5–7-х классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2015. – 398 с.
6. Ермоленко, Е.К. Возрастная морфология: учебник. / Е.К. Ермоленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 464 стр.
7. Железняк, Ю. Д. Методика обучения физической культуре - М.: Academia, 2013. - 392 c.
8. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте . - 2013. - 320 c.
9. Курашвили, В.А. Оценка динамики координационных навыков у юных баскетболистов 10 – 14 лет // Экспериментальная и инновационная деятельность - потенциал развития отрасли физической культуры и спорта. материалы Всероссийской научно-практической конференции : в 2 т.. 2020. С. 15-22.
10. Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. 2015. - 28 - 32 с.
11. Лебедева Г.А. Координационные способности как основа физического развития человека // Материалы IV международного научного медицинского симпозиума «Тенденции развития адаптивной физической культуры. Вопросы реабилитации и профилактики». – Казань: Казанский государственный медицинский университет, 2013. – С. 90–98
12. Лях В.И., Зданевич А.А. Координация движений. – М.: Просвещение, 2015. – 104 с.
13. Муллер, А.Б. Физическая культура: Учебник и практикум для СПО Люберцы, 2016. - 328 c.
14. Николаева Л.П. Физическое развитие: структура и основные компоненты. – Новороссийск: Дело, 2014. – 288 с.
15. Новожилова А.А., Васильева О.В. Классификация координационных способностей человека. – Омск: Омская государственная медицинская академия, 2016. – 145 с.
16. Осипова В.Н. Возрастная физиология и психофизиология: учебное пособие.- М.: МГИУ, 2010. – 190 с.
17. Солодовник, Е.М. Методика определения уровня развития координационных способностей у баскетболистов // Вопросы педагогики. 2020. № 6-1. С. 286-289.
18. Солодовник, Е.М. Особенности тренировки опорных двигательных качеств баскетболистов // Вопросы педагогики. 2020. № 7-1. С. 149-153.
19. Урманов А.В., Кропоткина С.С. Особенности развития координационных способностей // Вестник Российской академии медицинских наук. – 2016. – № 11. – С. 142–151
20. Федорова А.Н., Физическая культура, подвижные игры: учеб.пособие /А.Н. Федорова – М.: Издание «Экзамен», 2016. – 64 с.
21. Федорова Я.С. Физическая культура. – Нижний Новгород: Перспектива, 2016. – 412 с.
22. Янсон, Ю. А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога / Ю.А. Янсон. - М.: Феникс, 2013. - 640 c.