Фрагмент для ознакомления
2
У каждого человека существуют определенные установки, приоритеты и идеалы. Это та основа, на которой выстраивается поведение человека, его целеполагание и направленность действий и поступков. Ценности человека начинают формироваться в детстве, они зависят от особенности личности, окружающей человека культурной среды, эпохи, в которой он живет.
Период ранней юности – это возраст активного «вхождения» человека во взрослую жизнь, время освоения им человеческой культуры во всей ее полноте. Именно этот период жизни во многом определяет формирование ценностно-смысловых ориентаций человека - под воздействием культуры, внешней среды, современного общества, информации.
В современных быстро меняющихся условиях, когда окружающая среда изменчива и непостоянна, вопрос формирования ценностно-смысловых ориентаций личности очень актуален. Сегодня как никогда молодым людям открыт доступ к разным источникам информации, существует масса литературы, СМИ, множество разновекторных направлений современной культуры и способов самовыражения. Поэтому представляется интересным, как молодые люди ориентируются в этих непростых условиях, и насколько современная социокультурная ситуация повлияла на их ценностно-смысловые ориентации.
Объектом данного исследования выступают ценностно-смысловые в психологической структуре личности.
Предмет исследования – ценностно-смысловые ориентации современных людей периода ранней юности.
Цель работы – выявление специфики ценностно-смысловых ориентаций людей, находящихся в возрасте ранней юности.
Задачи:
1. Осуществить анализ и обобщение литературы по проблеме ценностно-смысловых ориентаций в психологической структуре личности;
2. Осуществить анализ и обобщение литературы по проблемам периода ранней юности и ценностно-смысловых ориентаций периода ранней юности;
3. Осуществить планирование эмпирического исследования
4. Провести эмпирическое исследование специфики ценностно-смысловых ориентаций периода ранней юности, осуществить анализ и интерпретацию результатов
Гипотеза исследования содержит следующее допущение: ценностно-смысловые ориентации людей периода ранней юности имеют отличия, обусловленные современной социокультурной ситуацией.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав (6 параграфов), заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИФИКИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПЕРИОД РАННЕЙ ЮНОСТИ
1.1. Ценностно-смысловые ориентации в психологической структуре личности
Согласно личностному подходу, принятому в психологии, мыслит, воспринимает и запоминает информацию из внешнего мира не мозг и органы чувств, а отдельный человек, субъект, личность. «Воспринимают не органы чувств, а человек при помощи органов чувств» [8, с. 48] – писал А.Н. Леонтьев в своей работе «Деятельность. Сознание. Личность». Там же он отмечал: «…субъективный образ внешнего мира есть продукт деятельности субъекта в этом мире» [8, c.52]. Советский психолог и философ С.Л. Рубинштейн указывал, что «все психические процессы … протекают в личности, и каждый из них в своем реальном протекании зависит от нее» [12, с.679]. Таким образом, понятие личности является одним из базовых, основных в психологии. Однако, как отмечает В.А. Иванников, «понятие «личность» используется в психологии как одно из основных, хотя при этом психологи не могут дать описание личности и привести критерии ее выделения как особой реальности» [5, с.152]. То есть, не существует единой трактовки понятию «личность». Согласно Большому психологическому словарю, «в общественных науках «личность» рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения» [2].
Невозможно представить человеческую личность без ценностной составляющей.
Понятие «ценность» впервые возникло в работах философов и социологов, и лишь в дальнейшем появилось в психологии в качестве одного из компонентов, составляющих структуру личности. Изучением ценностей занимается специальный раздел философии – аксилогия (от греческого axia — ценность и logos — учение, слово). К изучению вопроса ценностей в разное время обращались различные философы, социологи и психологи.
Следовательно, поскольку понятие «ценность» имеет междисциплинарный характер, однозначной трактовки оно не имеет. Кроме того, трактовка понятия "ценность" варьируется не только от того, в какой сфере научного знания оно рассматривается (будь то философия, социология, психология или педагогика), но и изменяется в рамках одной и той же научной дисциплины в зависимости от автора, а также от периода развития социальных наук. Как отмечал Д.А. Леонтьев: «У понятия "ценность" в гуманитарных науках странная, во многом парадоксальная судьба. Оно не имеет своего четко определенного места… Психологи до сих пор не могут прийти к согласию относительно того, что такое ценность и нужно ли психологии вообще это понятие» [9, с.23].
Ценности оказывают большое влияние на развитие и становление личности, на формирование ее самосознания, на поступки и направленность мышления, действий. В.А. Иванников отмечает взаимозависимость, взаимообусловленность ценностей и личности: «Ориентация на нравственные ценности заставляет оценивать не только совершаемые действия, но и задуманные, что означает оценку самого себя как нравственного или безнравственного человека, а также оценку и принятие или отвержение своих природных и социальных качеств как достойных или недостойных его как личности. Эти оценки нужны не сами по себе, а для изменения вначале своего поведения, а затем и самого себя. Способность человека к выборам на основе ответственности за них перед другими и собой порождает задачу формирования у себя особых качеств, отвечающих принятым человеком ценностям; задачу оценки и принятия или отвержения своего прошлого как отвечающего или не отвечающего сегодняшним ценностям личности» [5, с.158-159]. Ценности являются некими стандартами, на которые опирается человек, чтобы понять – насколько он близок к своему нравственному идеалу.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук / ред. Т. И. Фролов. - М.: Наука, 1989. - С. 426-433.
2. Большой психологический словарь: АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб; 200
3. Буслаева, Е. Л. Ценностно смысловые ориентации студентов высшей профессиональной школы / Е. Л. Буслаева // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. – № 2(121). – С. 98-103. – EDN NMVBIJ.
4. Горькая, Ж. В. Психология ценностей: учебное пособие / Ж. В. Горькая. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2014. – 92 с.
5. Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций. – Спб.: Питер, 2010. – 336 с.
6. Ковальская, О. С. Ценностно-смысловые ориентации личности как фактор совладающего поведения в период ранней юности / О. С. Ковальская, Н. П. Ансимова // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – Т. 2. – № 2. – С. 275-280. – EDN PYBCYD.
7. Лапин Н.И. «Проблема ценностей в исследованиях В.А. Ядова и его коллег», журнал Экономическая социология. Т 10. № 3. Май 2009 с.82-92
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Алексей Николаевич Леонтьев. – 2-е изд. – М.: Смысл, Издательский центр «Академия», 2005. – 352 с.
9. Леонтьев, Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник Московского ун-та. Сер. 14 Психология. 1996 №4; 1997 №1.
10. Лихачева, Е. А. Ценностно-смысловые предпочтения современных студентов / Е. А. Лихачева, О. А. Шумакова // Психология. Психофизиология. – 2020. – Т. 13. – № 1. – С. 54-61. – DOI 10.14529/jpps200106. – EDN BIDZJG.
11. Миронова, Г. В. Изучение проблемы акмеологического развития личности в период ранней юности( 15-20 лет) / Г. В. Миронова // Наука и устойчивое развитие общества. Наследие В.И. Вернадского. – 2011. – № 9. – С. 74-76. – EDN RTNOBP.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии (изд. 2-е, 1946 г.) Питер, 2002 г.
13. Шварц, Ш. Культурные ценностные ориентации: природа и следствие национальных различий. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т.5, №2. С.37-67
14. https://ru.wikipedia.org/wiki/Рокич,_Милтон