Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
За последнее время журналистика во всем мире изменилась радикально: средства массовой информации стали значительной и объемистой отраслью — медиаиндустрией.
Изменился облик массовой коммуникации в целом: кроме привычных каналов распространения информации — печати, радио, телевидения — активно используются новые информационные технологии. Создана информационно — коммуникационная промышленность, в которой появились и работают совершенно новые отрасли, такие как реклама, паблик рилейшнз, маркетинг.
Возник новый вид распространения журналистской продукции — электронные версии СМИ, которыми обзаводятся телевизионные каналы, радиостанции, газеты и журналы. Появились электронные информационные агентства, расширяющие свою аудиторию, а иногда даже пытающиеся конкурировать по оперативности и быстроте сообщения новостей с телевидением.
Активно развивается инфраструктура журналистики, создаются объединения распространителей печати, исследовательские центры, определяющие отношение аудитории к различным средствам массовой информации.
В результате этих значительных изменений круг профессиональных обязанностей журналиста становится намного шире, чем это было раньше. Какие требования предъявляются к журналисту для получения востребованности у СМИ и наличие каких качеств послужит успехом в профессиональном росте я выясняла в своей курсовой работе.
Для большинства молодых журналистов, только получивших образование и начинающих делать первые шаги на пути к вершине карьеры, порой оказываются совсем неожиданными задания редактора при приеме на работу. Еще более неожиданны они для студентов. Сталкиваясь с первыми трудностями динамичной и непредсказуемой практики, многие разочаровываются и бросают, не начав. Ведь в журналистике, как ни в какой другой профессии, теория радикально отличается от практики.
Исследованию специфики деятельности регионального журналиста посвящено предлагаемое исследование. Все вышесказанное подчеркивает актуальность предлагаемой работы, поскольку она направлена на решение "горячих" проблем, стоящих перед региональными СМИ на современном этапе его развития.
Объектом исследования является деятельность регионального журналиста в условиях современной России.
Предметом исследования служат факторы, оказывающие влияние на деятельность журналиста, специфика деятельности регионального журналиста.
Целью исследования является выявление особенностей деятельности регионального журналиста
В рамках реализации поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
– рассмотреть организацию работы журналиста,
– выделить особенности работы регионального журналиста,
– определить специфику региональной интернет-журналистики на примере сетевых изданий Республики Мордовия,
– выявить творческие аспекты работы региональных журналистов.
При исследовании места и роли региональных СМИ в системе современных СМИ автор опирался на работы Э. Г. Багирова, Р. А. Борецкого, В. В. Гаспаряна, В. В. Егорова, Г. В. Кузнецова, С. А. Муратова, В. Л. Цвика, А. Я. Юровского и др.
Методологической основой исследования являются: сравнительно-исторический, диалектико-логический, социально-ситуативный методы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ЖУРНАЛИСТА В РОССИИ
1.1.Организация работы журналиста
Слово «журналистика» образовалось от французского «journal» (газета, журнал). Журналистикой называют вид общественной деятельности, который заключается в сборе, обработке и распространении информации через средства массовой информации (газеты и журналы, радио, телевидение, интернет).
Журналистика зародилась в Древнем Риме. Археологи «откопали» глиняные дощечки, на которых вырезались решения сената и городские новости. После гравировки таблички по указанию Юлия Цезаря развешивались в людных местах.
Отдельной сферой журналистика стала лишь в XVII веке. Разделившись на несколько различных направлений, она почти сразу превратилась в инструмент, влияющий на общество. Печатные издания, а именно – газеты, сыграли далеко не последнюю роль в пропаганде революционных идей в Европе, а позднее и в России.
Первым успешным изданием стала английская газета The Daily Courant. Первый выпуск напечатали в 1702 году, затем она выходила ежедневно на протяжении 33 лет. В том же году у нас, в России (Санкт-Петербург), появилась газета «Ведомости». Издавали ее не так часто, но зато существовала она более 200 лет – до 1917 года.
Распространение печатных изданий и их популярность привело к тому, что потребовались специалисты, которые собирали бы информацию, обрабатывали и систематизировали ее, а далее превращали в печатный текст. Так и появились первые журналисты.
Сейчас, конечно, у журналистов гораздо больше обязанностей, чем раньше, ведь СМИ в современном мире включают в себя не только газеты, но и радио, телевидение, интернет-страницы. СМИ в наше время – это не просто источник каких-то информационных данных, но средство, формирующее общественное мнение, а иногда даже манипулирующее им. Поэтому на журналистах сейчас лежит большая ответственность: от их личных качеств и убеждений часто зависит интерпретация событий.
На первый взгляд работа журналиста кажется интересной и простой. Посещать события и места, общаться с интересными людьми, а потом рассказывать об этом всем – что тут трудного? Но так может показаться лишь тому, кто еще не познакомился с профессией поближе. Деятельность – да, в большинстве случаев она действительно интересная, но простым журналистский труд никак не назовешь.
Работая журналистом, нужно продумывать массу деталей: выбирать надежные источники информации и договариваться о встречах, общаться с самыми разными людьми и находить к каждому из них индивидуальный подход, ведь на контакт с журналистом пойдет не каждый. Наконец, подавать материал достойно – так, чтобы редактор, а затем и читатель заинтересовались и дочитали до конца. При этом писать правдиво, не приукрашивая и не привирая.
Журналисты не весь день проводят в редакции – много времени занимают встречи, интервью, конференции и презентации. И только после всех этих мероприятий дело доходит до чтения документов, отчетов и пресс-релизов.
Кроме того, в журналистике важно уметь глубоко погружаться в профильную тему, иметь хорошие связи с источниками информации, всегда оставаться на связи и на виду, и часто не только в рабочее время.
Профессия журналист отлично подойдет активным, любознательным и коммуникабельным людям. Тем, кто имеет широкий кругозор и стремится быть в курсе последних событий. Однако нужно понимать, что в такой работе творчество сочетается с высоким уровнем ответственности. Профессиональный журналист отвечает за каждое написанное или произнесенное в материале слово, он должен уметь объективно доносить информацию до аудитории.
Журналист не только пишет статьи в газеты и журналы. Источников информации сейчас много, и для каждого нужны «свои» журналисты. Кроме того, и сама профессия делится на множество специализаций.
Военный журналист. Его работа может быть не просто тяжелой, но даже опасной. Журналисты, освещающие военные действия в СМИ, сопровождают армию, авиацию и флот во время боевых действий.
Перед отправкой в горячую точку военный журналист проходит подготовку: узнает, как нужно себя вести (например, как правильно падать и в какую сторону бежать при критической ситуации), учится защищаться самостоятельно и помогать другим людям, оказывая первую медицинскую помощь и так далее.
Военный корреспондент должен не только быстро ориентироваться во время боевых действий, но и уметь документировать все происходящее на ходу.
Важность деятельности военкора на поле боя сложно переоценить, ведь от того, как он преподнесет информацию, зависит «градус» новостей. Определенная подача может как повысить уровень напряжения, так и снизить его. Такая работа под силу не каждому, и это можно понять. Она тяжелая не только физически, но и морально.
Спортивный журналист. Чтобы стать профессионалом в спортивной журналистике, главное – всей душой любить вид спорта, о котором рассказываешь. Спортивные журналисты ищут, анализируют и оценивают информацию о спортивных мероприятиях, берут интервью у спортсменов, тренеров, членов спортивных ассоциаций, пишут статьи и ведут программы на тему спорта в СМИ (радио, ТВ).
Часто спортивные корреспонденты пытаются успеть всё и сразу. Комментируют футбольные матчи за кадром, участвуют в программах о новостях спорта на телевидении, ведут свою авторскую колонку в печатных изданиях и так далее. Пытаясь задать своей работе бешеный темп, нужно учитывать, что универсальным профессионалом оставаться сложно. Гораздо продуктивнее выбрать какое-то одно, наиболее близкое направление, и развиваться в нем.
Спортивные журналисты общаются с известными спортсменами и тренерами. Фото: globallookpress.com
Научного журналиста можно назвать проводником между наукой и людьми. Именно он берет сложную для понимания информацию и преподносит ее так, чтобы каждому было понятно. Научные журналисты могут объяснить, каким сведениям стоит доверять и почему, оградить от лженаучной информации, мифов, неприятных или опасных заблуждений. Они увлекательно рассказывают о последних исследованиях и открытиях, предстоящих экспериментах, о том, как протекают биологические и химические процессы.
Кроме того, что научный журналист должен грамотно писать, он, безусловно, обязан разбираться в той области, о которой пишет. И не просто разбираться, а быть настоящим специалистом в ней. Ведь только так можно понимать все происходящие процессы и уметь описывать их простым языком.
Репортер. Чем он отличается от журналиста? Чтобы понять разницу, можно сравнить эти две профессии с полицейским и детективом из отдела по расследованию убийств. Второе является более конкретным примером первого. Репортер работает с первоисточником: берет интервью, участвует в пресс-конференциях или новостных мероприятиях. Далее передает собранные факты, сведения, информацию. На этом все. То есть репортер не занимается данными в дальнейшем. Не редактирует их, не оформляет и не публикует.
Телевизионный журналист, или тележурналист, – это журналист, работающий над созданием различных телепередач и телерепортажей как развлекательного (например, шоу) так и информационного (например, научно-популярные программы) характера. Тележурналист ищет темы для сюжетов, пишет новости и репортажи, участвует в создании телепрограмм, ведет передач на ТВ
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев, К.А. Спортивная журналистика: Учебник для магистров / К.А. Алексеев, С.Н. Ильченко. - М.: Юрайт, 2015. - 427 c.
2. Алексеев, К.А. Спортивная журналистика: Учебник для магистров / К.А. Алексеев, С.Н. Ильченко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 427 c.
3. Амзин, А. Новостная интернет-журналистика: Учебное пособие для студентов вузов / А. Амзин. - М.: Аспект Пресс, 2017. - 143 c.
4. Баранова, Е.А. Конвергентная журналистика. теория и практика. учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е.А. Баранова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 269 c.
5. Березин, В.М. Фотожурналистика: Учебник / В.М. Березин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 226 c.
6. Бузин, В.Н. Медиапланирование. Теория и практика: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама», «Маркетинг», «Психология», «Социология», «Журналистика» / В.Н. Бузин, Т.С. Бузина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 495 c.
7. Гордиенко, Т.В. Журналистика и редактирование: Учебное пособие / Т.В. Гордиенко. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 176 c.
8. Жирков, Г.В. Журналистика сталинской эпохи: 1928-1950г / Г.В. Жирков. - М.: Флинта, 2016. - 504 c.
9. Жирков, Г.В. Журналистика сталинской эпохи: 1928-1950-е годы / Г.В. Жирков. - М.: Флинта, 2016. - 504 c.
10. Загидуллина, К.А. Журналистика / Загидуллина. - Челябинск: Изд.Игоря Розина, 2018. - 128 c.
11. Колесниченко, А.В. Практическая журналистика: 15 мастер-классов. Учебное поссобие / А.В. Колесниченко. - М.: Аспект-Пресс, 2016. - 112 c.
12. Колесниченко, А.В. Практическая журналистика: Учебное пособие. 2-е изд. / А.В. Колесниченко. - М.: Изд. Моск.университета, 2016. - 192 c.
13. Конюкова, М. Журналистика для всех / М. Конюкова. - СПб.: Азбука-Аттикус, Азбука, 2017. - 224 c.
14. Корконосенко, С.Г. Политическая журналистика: Учебник для бакалавриата и магистратуры / С.Г. Корконосенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 319 c.
15. Липгарт, А.А. Функциональные стили современного английского языка: Наука и журналистика / А.А. Липгарт, В.В. Хуринов. - М.: Книжный дом Либроком, 2018. - 208 c.
16. Мирошниченко, А. Работа в пресс-службе. Журналистика для пресс-секретарей / А. Мирошниченко. - М.: Альпина Пабл., МедиаЛайн, 2018. - 192 c.
17. Мирошниченко, А.А. Работа в пресс-службе. Журналистика для пресс-секретарей / А.А. Мирошниченко. - М.: Альпина Паблишер, 2018. - 192 c.
18. Олешко, Е.В. Конвергентная журналистика: Профессиональная культура субъектов информационной деятельности: учеб. пособие / Е.В. Олешко. - М.: Флинта, 2016. - 128 c.
19. Интернет-СМИ «ProГород», имеет печатный аналог [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pg13.ru
20. Региональное информационное агентство «INFO-RM» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://inform.com
21. Электронный аналог газеты «Известия Мордовии», с ежедневно пополняемым контентом [Электронный ресурс] Режим доступа: http://izvmor.ru
22. Интернет-издание «Gazeta13» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://gazeta13.ru
23. Информационный городской портал «MordovMedia» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mordovmedia.ru/news