Фрагмент для ознакомления
2
Проблема осознанного чтения до XIX века не выдвигалась на первый план. Процесс обучения чтению был направлен на обучении детей механическому озвучиванию текста Б. Г. Ананьев [2]. К середине XIXв. сложилось противоречие между формируемым навыком механического озвучивания текста и необходимостью понимать прочитанный текст М.В. Васильева. Первые попытки разрешить это противоречие связаны с практическим методом преподавания языка Ф. И. Буслаева [цит по 1].
В течение минувших лет прослеживается высокий процент увеличения числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Внедрение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии в образовательное пространство является не только отражением времени, переосмысление обществом отношения к людям особыми возможностями здоровья, но и обязательным компонентом закона «Об образовании в Российской Федерации». В категорию детей с особыми возможностями здоровья входят одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья и дети «группы риска». Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) – дети имеющие недостатки в физическом или психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Дети с ОВЗ могут иметь инвалидность, которая устанавливается медицинским учреждением.
Успешность усвоения навыка чтения является одним из критериев уровня развития познавательной деятельности детей. Возникающие трудности в процессе обучения чтению могут свидетельствовать о том, что наблюдаются проблемы в развитии того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи) [11].
Несформированность навыка чтения приводит к тому, что у детей нарушается процесс формирования мыслительных процессов и памяти. Данный вид нарушения приводит к тому, что происходит замедленный процесс обучаемости, и как следствие - низкое качество обучения.
Физиологическим актом чтения является результат высшей кортикальной координации, анализа и синтеза в речевых слуховых рецепциях, двигательных и зрительных. Процесс чтения в первую очередь базируется на узнавании буквы и связанного с ней звука.
Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Основной задачей в коррекционной работе начального обучения является своевременное выявление, предупреждение и преодоление нарушений в развитии устной и письменной речи.
Дети с ОВЗ неправильно оформляют свою речь, избегают сложных фраз, ограничиваются короткими предложениями, у них часто встречаются нарушения связной речи, все это приводит к нарушению у детей сформированности читательской компетенции.
Определение читательской компетенции было дано Т.А. Разуваева: читательская компетентнция учащихся начальной школы - это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги [цит по 25].
Актуальность изучаемой проблемы позволило нам определить и выявить предмет, объект, цели и задачи исследования.
Объект исследования - процесс формирования читательской компетенции у обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ.
Предмет исследования–организация работы по формированию читательской компетенции у обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ на уроках литературного чтения.
Цель исследования– изучить состояние читательской компетенции у обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ и определить основное содержание работы, направленной на формирование навыка читательской компетенции у данной группы учеников на уроках литературного чтения.
Задачи исследования:
1. Описать психологические и возрастные особенности младших школьников с ОВЗ;
2. Охарактеризовать понятие «читательская компетенция»;
3. Выявить роль уроков литературного чтения в формировании читательской компетенции младших школьников с ОВЗ;
4. Определить факторы, определяющие развитие читательской компетенции у учащихся;
5. Подобрать и осуществить диагностики, направленные на изучение уровня развития читательской компетенции младшего школьного возраста с ОВЗ, проанализировать результаты;
6. Разработать учебные задания, направленные на развитие читательской компетенции у младших школьников с ОВЗ.
Ученые, которые посвятили свои работы изучению нарушению чтения были: Т.В.Ахутина, М.В. Ермолаева, А.Н.Корнев, Р.И.Лалаева, Р.Е.Левина, И.Н. Садовникова, Р.А.Ткачева, Н.И.Жинкин, С.С.Мухина, М.Е.Хватцев, Т.А.Фотекова, М.Н.Русецкая. Они занимались разработками основных этапов формирования навыка чтения, структурными элементами, речевыми механизмами чтения, на основе связи чтения с другими психическими процессами и их развитием.
Методы исследования:
- теоретические: анализ теоретических источников, нормативно-правовых документов, информационных ресурсов; сравнение, обобщение;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА I.СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с ОВЗ
Переход от старшего дошкольного возраста к младшему школьному возрасту выражается во множестве изменений, как в психологическом, так и в физическом развитии детей. Д. Б. Эльконин, Г. А. Цукерман, А. Л. Венгер, называют в качестве основного критерия возникновение внутреннего плана действий и произвольности поведения.
В начальной школе следует обратить особое внимание на то, что в результате прихода ребенка в образовательное учреждение, он вступает в новую систему общества, имеющую свой нормированный и строгий характер, который ведет к полной перестройке всей системы отношений с окружающей действительностью. Отношение «ребенок – учитель» становится одной из главных позиций жизни, от которой зависит результат всех благоприятных условий учебной деятельности школьника. Младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет) характеризуется тем, что ведущей деятельностью становится – учебная, социальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления [18]. В процессе этой деятельности первоклассники овладевают умениями учиться, а также способностью манипулировать приобретенными знаниями.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамовская, Л.Н. Системность читательской деятельности учащихся в современном образовательном пространстве / Л.Н. Абрамовская // Человеческий капитал, 2013. - №11. – 185 с.
2. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г. Ананьева. – Москва : Известия АПН РСФС. – 2010. – 201 с.
3. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолова. – Москва : Просвещение, 2011. – 256 с.
4. Белькова, А.Е. Методические способы формирование читательского интереса: сборник научных статей / А. Е. Белькова, П. А. Чубак // Молодой ученый, 2016. – 1842 с.
5. Введение в литературоведение: Учеб. пособие/ Л.В Чернец., В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек и др.; под ред. Чернец Л.В. – Москва: Высшая школа, 2006. – 680 с.
6. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. — Москва: Издательство Юрайт, 2017. — 359 с.
7. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений / А.Г. Зикеев. – Москва : Академия.- 2000. - 421 с.
8. Иншакова, О.Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция / О.Б. Иншакова. – Москва : Педагогика.- 2000. - 246 с.
9. Иншакова, О.Б. Некоторые приемы коррекции специфических ошибок чтения и письма/ О.Б. Иншакова // Причины и методы коррекции нарушения речи. Санкт-Петербург : Образование.-1997.-345 с.
10. Касьянова, Е.А. Формирование практических умений и навыков на уроках русского языка и чтения/ Е.А. Касьянова, Е.А. Клягина. – М.: Панорама, 2006. – 80 с.
11. Колганова, Н.Е. Сущностные характеристики формирования основ читательской компетентности школьников / Н.Е. Колганова // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Международная научная конференция (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). – Санкт-Петербург: Реноме, 2012. – 228 с.
12. Лутошкина, В.Н. Формирование читательской грамотности младших школьников: учебно-методическое пособие / В. Н. Лутошкина, Е. Н. Плеханова ; под общ. Ред. С. В. Буланкова. – Красноярск: КК ИПК ППРО, 2012. – 66 с.
13. Марковская, С.В. Литературное творчество детей — одно из средств повышения эффективности обучения на уроках русского языка в начальных классах / С.В. Марковская // Начальная школа, 2017. – №5. – С. 12 – 14.
14. Опарина, Н.А. Развитие литературных способностей младших школьников / Н.А. Опарина/ Начальная школа, 2017. – №5. – С.21 – 23.
15. Орлова, В.А. Рекомендации по повышению читательской компетенции в рамках национальной программы поддержки и развития чтения / пособие для работников образовательных учреждений. – Москва: Педагогика, 2008. – 136 с.
16. Пинская, М.А. Может ли школа влиять на уровень читательской грамотности младших школьников? / М.А. Пинская, Т.В. Тимкова, О.Л. Обухова // Вопросы образования. – 2009. – № 2. – с. 87–108.
17. Пранцова, Г.В. Современные стратегии чтения. Теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом: учебное пособие / Г.В. Пранцова, Е.С. Романичева.– Москва : Форум, 2015. – 368 с.
18. Серова, Л.Г. Формирование правильной речи ребенка / Л.Г. Серова // Упражнения, устранения дефектов, дидактический материал. М.: Астрель. – 2008. - 376 с.
19. Ткаченко, Т.А. Логопедическая энциклопедия / Т.А. Ткаченко. - Москва : Мир книги. - 2010. - 248 с.
20. Садовникова, И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова. – Москва : Просвещение. - 1995. - 215 с.
21. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В, Чиркина. – Москва : Просвещение. – 1989.- 209 с.
22. Цукерман, Г. А. Оценка читательской грамотности : Материалы к обсуждению / Г.А. Цукерман. - Москва : РАО, 2010. – 67 с.
23. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей / Г.В. Чиркина. – Москва : Арктри.-2003.- 240 с.
24. Харчевникова, Е.Л. Стратегиальный подход в обучении учащихся смысловому чтению и работе с информацией/ Е.Л. Харчевникова// Начальная школа, 2017. – №11. – С. 9 – 11.
25. Худенко, Е.Д. Современные подходы к организации коррекционного обучения в образовательных учреждениях / Е.Д. Худенко // Развитие и коррекция. М.: - 1998. - Вып. 1. - 159 с.