Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы в центре внимания культурологов, историков, философов, религиоведов, востоковедов находятся вопросы, связанные с определением культурных оснований древней корейской философии и религиозных воззрений корейцев, а также с изучением культурных универсалий. Существующие в обществе обычаи, традиции, ценности, правила, нормы носят универсальный характер и не зависят от исторического времени, конкретной исторической эпохи, географического положения страны, социального устройства общества, иных факторов, однако, всегда прослеживается взаимосвязь универсалий культуры с такими формами общественного сознания как философия и религия, определяющими картину мира данного народа. В каждой культуре существует в качестве доминанты определенная система ценностей, в том числе жизненные, мировоззренческие, социальные, моральные, религиозные, эстетические, политические ценности, которые визуально представлены в произведениях искусства данного народа. Они доступны в познании, освоении, их можно воссоздавать в новых культурных формах, сохраняя содержательный ценностный ряд. Безусловно, мировоззренческие, моральные, религиозные ценности, прежде всего, обуславливают те жизненно важные установки народа, которые укрепляют связь времен, передаются из поколения в поколение благодаря культуре и образованию.
На протяжении всей истории возникновения и развития корейской культуры, философии, религии прослеживается их взаимосвязь.
Культурные, философские и религиозные установки на устройство мироздания продолжают оказать влияние на мировоззрение и мировосприятие современного корейского общества. В данном контексте особую значимость представляют произведения древнейшего корейского искусства, поскольку они в большей степени аккумулируют особенности мироустройства и определение места человека в мире, нашедшее реализацию в философских и религиозных текстах.
Республика Корея – страна, кинематограф которой с конца двадцатого века вышел на международный уровень.
Визуальные образы корейской культуры становятся все более заметными в глобальном медиапространстве. Фильмы корейских режиссеров, таких как Ким Кидук, Ли Чандон, Пак Чанук, регулярно отбираются на международные кинофестивали и завоевывают награды в различных номинациях. Ежегодно на корейских студиях снимается больше сотни сериалов, которые транслируются по телеканалам во всем мире.
Монография российского искусствоведа и культуролога Е. В. Сальниковой «Феномен визуального. От древних истоков к началу XXI века» , изданная в Государственном институте искусствознания, посвящена эволюции визуальности на протяжении всей истории человечества. В ходе масштабной исторической реконструкции автор обращается к социокультурным условиям существования визуального в европейской культуре и прослеживает преемственность его форм. Тем самым демонстрируются возможности для рассмотрения визуальной культуры как целостного и непрерывного явления.
В работе «Практики взгляда: введение в визуальную культуру», издательства Оксфордского университета, подробно рассматриваются особенности организации практик, связанных с бытованием визуального образа в современной культуре .
Экранную культуру в рамках кинематографа анализировали А. Г. Хван, Б. Йесиес, Ким Ресил, Ким Соѐн, Ким Есу, Ким Михѐн, Мун Джэчол, Но Квану, О Менсок, Пак Мисук, Пак Сынхен, Сим Дупо, Чин Далѐн и др. Кроме того, результаты исследований современной культуры Республики Корея представлены преимущественно в англоязычных коллективных монографиях, таких как «В поисках Сеула: культура и идентичность в современном корейском кинематографе», «Корейский кинематограф: от истоков до возрождения» (2007), «Восточноазиатская популярная культура: анализируя корейскую волну» (2008) и т.д.
В монографии «Корейские мифы. От Небесного владыки и принцессы Пари до королей-драконов и духов-хранителей» профессор культурной антропологии Кёндок Ли рассказывает об основных сюжетах и героях корейской мифологии, а также объясняет символизм и потайной смысл старинных легенд и преданий .
Феномен «корейской волны» стал наиболее известным и применяемым ресурсом «мягкой силы» Южной Кореи, способствовал продвижению бизнеса, культуры и имиджа страны. Одним из инструментов мягкой силы является кинематограф.
В настоящее время кинематограф является одним из наиболее влиятельных видов искусства. Некоторые исследователи даже полагают, что он является «стилеобразующим» элементом так называемой «визуальной культуры». Это подразумевает под собой не только огромное количество способов выражения своих творческих идей для авторов, но и большие возможности по воздействию на аудиторию.
Цель исследования: проанализировать корейские мифы и легенды, отображенные в корейском кинематографе.
В соответствии с цель были определены задачи исследования:
• Изучить истоки южно-корейской культуры;
• Провести обзор южнокорейского кинематографа конца XX – начала XXI века и влияние на него общественно-политических условий, сложившихся в стране;
• Проанализировать южнокорейский кинематограф как инструмент современной политической коммуникации и его влияние на образ страны в XXI века;
• Рассмотреть отражение корейской мифология в дорамах и фильмах.
Объект исследования: корейский кинематограф.
Предмет исследования: мифические образы в корейском кинематографе.
Методологические основы исследования: в работе применены методы контекстуального, сравнительного и дискурс-анализа.
Структура исследования строится следующим образом, работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА I.
Развитие и трансформации южнокорейского кинематографа конца XX - начала XXI века
1.1. Истоки южно-корейской культуры
Для понимания особенностей современной южнокорейской культуры необходимо рассмотреть также мифологические и религиозные представления корейцев, которые впоследствии послужили основой для развития корейской философии. В Древней Корее, как и большинства народов данного периода, существовал тотемизм. Являясь одной из форм первобытных религиозных верований он представлял «комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев родоплеменного общества, связанных с представлением о сверхъестественном родстве между определенными группами людей и так называемыми тотемами – видами животных и растений (реже - явлениями природы и неодушевленными предметами)» . В древних мифах корейского народа содержатся частые упоминания о существах полуживотного или получеловеческого происхождения, данные образы представлены и в легенде о Тангуне, который позиционируется как «мифический основатель Древнего Чосона, первого корейского государства, образованного, согласно мифу, в 2333 г. до н. э.» . Матерью Тангуна была женщина-медведь. Данный символ является своеобразным тотемом, с которым ассоциируются такие качества женщины-матери, как забота о детях, надежность, позволяющие быть защитницей семейного очага, продолжательницей рода.
Помимо данного символа в древне-корейской мифологии присутствуют также тотемы кошки, собаки, курицы, лошади, коровы, лисы, ворона, змеи и другие. Данные тотемистические символы показывают, с одной стороны, известных народу животных, отличающихся друг от друга определенными качествами, с другой стороны, они находят свое отражение в изобразительном искусстве. Так, «на стенах королевской могилы Чонкым-каккан в Кенджу (IX в.) сделаны барельефные изображения человеческих фигур с головами животных, входящих в цикл Зодиака.На фресках гробницы Когуре (IV-V вв.) изображено фантастическое животное с головой человека» .
Помимо тотемизма в древне-корейской культуре существовали также тесно связанные между собой шаманизм и анимизм. Сведений о шаманизме, в основе которого лежит вера в одушевленную природу, духов, демонов, дошло до нашего времени совсем немного. Можно лишь предположить, что единой структурированной системы шаманизма не существовало, поскольку ритуалов было неограниченное множество, а шаманы не являлись профессиональными религиозными деятелями и тщательно скрывали свою деятельность, не просвещая в нее неподготовленных людей. В каждой общине существовал свой шаман, проводящий определенные ритуалы, которые не воспроизводились и не воспринимались жителями другой общины. Научный интерес представляют «археологические артефакты, найденные на Корейском полуострове, украшенные такими религиозными символами, как королевская корона, бубен, нож, зеркало, и сейчас широко используются шаманами Северо-Восточной Азии» . Исследование данных находок свидетельствует о особенностях шаманской корейской культуры и о религиозной составляющей символов, изображенных на артефактах, так изображение зеркало или само зеркало может означать защиту шамана от неблагоприятных событий во время его путешествия, символ бубна олицетворяет проводника между двумя мирами, а также оказание нуждающимся помощи.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. «День, когда свинья упала в колодец» («Daijiga umule pajinnal» / «The Day a Pig Fell Into the Well»), реж. Хон Сан-су, Южная Корея, 1996. [Электронный ресурс] URL: https://www.kinopoisk.ru/film/317000/
2. «Зеленая рыба» («Chorok mulkogi» / «Green Fish»), реж. Ли Чан-дон, Южная Корея, 1997. [Электронный ресурс] URL: https://www.kinopoisk.ru/film/46960/
3. Гейтуорд, Фрэнсис (1 февраля 2012 г.). В поисках Сеула: культура и идентичность в современном корейском кино (на английском языке) . SUNY Press.
4. Ерохина Т.И., Сандросян Д.С. Пограничность бытия персонажа корейской дорамы (дорама «W: между двумя мирами») // Верхневолжский филологический вестник. 2017. № 2. С. 82-85.
5. Ерохина Т.И., Сандросян Д.С. Экзистенциальные мотивы в корейской дораме (на примере дорамы «Токкэби» / «Демон») // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 6. С. 290-296.
6. Жаров Б.С. Подводные люди и подводные духи // Скандинавская филология. 1999. Выпуск № 6. С. 140-146.
7. Желобцов Ф.Ф. О шаманизме в Корее // Вестник Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова, 2014. №5. – с. 42
8. Кёндок Ли Корейские мифы. От Небесного владыки и принцессы Пари до королей-драконов и духов-хранителей. – М.: Манн, Иванов и Фебер, 2022. – 516 с.
9. Ким Г.Н. История религий в Корее. Алматы, 2001. – с. 229
10. Лазарева О. В. Компенсаторный эффект корейской дорамы (на примере российской аудитории) / / Корея и Россия: общество, политика, история, культура: К 120-летию корееведения в С.-Петербургском государственном университете. СПб.: Изд-во C.-Петерб. ун-та, 2018. С. 283291.
11. Ланьков А.Н. Современная ситуация и проблема «корейской волны» [Электронный ресурс] // URL: https://makkawity.livejournal.com/819307.html
12. Михайлик О.Н. Феномен «Корейской волны»: синтез запада и Востока? // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2008. № 1. С. 31-40.
13. «Оазис» («Oasiseu» / «Oasis»), реж. Ли Чан-дон, Южная Корея, 2002. [Электронный ресурс] URL: https://www.kinopoisk.ru/film/46959/
14. «Остров» («Seom» / «The Isle»), реж. Ким Ки-дук, Южная Корея, 2000. [Электронный ресурс] URL: https://www.kinopoisk.ru/film/76549/
15. Пострелова М.Н. Мифический основатель Кореи Тангун и его восприятие в различные исторические периоды // Вопросы истории Кореи. Петерб. науч. семинар. 2001. СПб., 2002
16. Сальникова Е.В. Феномен визуального. От древних истоков к началу XXI века. М.: Прогресс-Традиция, 2013. - 576 с.
17. «Связь» («Jeopsok» / «The Contact»), реж. Чан Юн-хён, Южная Корея, 1997. [Электронный ресурс] URL: https://www.imdb.com/title/tt0140914/?ref_=nv_sr_7?ref_=nv_sr_7
18. Семенов Ю.И. Тотемизм, первобытная мифология и первобытная религия // Скепсис. 2005. № ¾. – с. 74-78
19. Степанова В.С., Панченко О.Л. Корейская поп-культура в России: основные направления развития // Казанский вестник молодых учёных. 2019, №3. С. 61-69.
20. Тарасова А.В. Божества и демоны на улицах Сеула: конструирование пространства в южнокорейском телесериале жанра «Фэнтези» // Наука телевидения. 2020. № 16(2). С. 70-98.
21. Тарасова А.В. Одомашнивание вампира в эпоху Чосон: южнокорейский телесериал «Ученый, гуляющий ночью» как пример глокализации / / Научный электронный журнал Артикульт. 2020. № 37. С. 106-114.
22. Хан В.С. Формирование первых философских представлений в Древнем Чосоне: [Электронный ресурс] // Корѐ Сарам. Записки о корейцах. URL: https: // koryosaram.ru/formirovanie-pervy-h-filosofskih-predstavlenij-v-drevnem-chosone/
23. Хван А.Г. Очерки истории корейского кино (1903-1949). – М.: Вост.лит., 2007. – 135 с.
24. Хоружий С.С. Проблема постчеловека или трансформативная антропология глазами синергийной антропологии // Философские науки. 2008. № 2. С.10-31.
25. «Шири» («Swiri» / « Shiri »), реж. Кан Джэ-гю, Южная Корея, 1999. [Электронный ресурс] URL: https://www.imdb.com/title/tt0192657/?ref_=nv_sr_2?ref_=nv_sr_2
26. Farrar L. Korean Wave' of pop culture sweeps across Asia [Электронный ресурс] // URL: http://edition.cnn. com /2010 / WORLD /asiapcf /12/31/korea.entertainment /index.h tml?iref=NSl
27. Practices of looking: An Introduction to visual culture / Sturken, M., Cartwright, L. New York and Oxford: Oxford University Press, 2001. - 385 p.