Фрагмент для ознакомления
2
Благодаря возросшему вниманию к выдающейся личности в современной культуре, востребованности мемуарных жанров, биографических описаний и изысканий, биографический метод в литературе не теряет своей актуальности.
Актуальность темы обеспечивается, во-первых, возросшим вниманием к выдающейся личности в современной культуре, что находит яркое отражение в популярности и востребованности мемуарных жанров, биографических описаний и изысканий, во-вторых, дидактическим и воспитывающим потенциалом биографии писателя в преподавании литературы в школе, в третьих, необходимостью понимания связи биографии писателя с созданным им произведением для глубокого и полноценного его понимания.
Биография является своеобразным ключом к произведениям писателя. Такой подход способствует более глубокому восприятию текста, что доказали труды филологов-методистов Г.И. Беленького, Г.К. Бочарова, В.В. Голубкова, И.Е. Каплана, Т.Ф. Курдюмовой, С.А.Леонова, Н.Д. Молдавской, В.А. Никольского, З.Я. Рез.
Кроме того, воспитательная функция изучения биографии выдающегося человека не теряет своей актуальности и в наше время. Еще до революции сложилась традиция изучения писательских биографий как средства воспитания человека и гражданина. Этот принцип развивался в трудах известных методистов по преподаванию литературы в школе уже нашего времени (ХХ в.): В.Н. Дробота, Л.А. Шеймана, Н.В. Тимерманис, В.Г. Маранцмана, Т.В. Чирковской и др.
Эмоциональному воздействию биографии писателя на учащихся, несомненно, содействует применение на уроках наглядности. Музыка, живопись, кино оказываются здесь незаменимыми помощниками педагога.
Объект исследования – методика преподавания литературы в школе.
Предмет исследования – биография писателя на уроках литературы в рамках проведения виртуальной экскурсии.
Цель работы: исследовать возможности обращение к биографии писателя на уроках литературы.
Для достижения поставленной цели надо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть проблему изучения биографии писателя как ключевой фактор литературного образования учащихся.
2. Провести обзор изучения рассказа «Петька на даче» Андреева в отечественном литературоведении.
3. Разработать конспект урока с методическим обоснованием.
Теоретико-методологической базой исследования стали труды Б.Г. Ананьева, Г.М. Анохиной, В.Г. Белинского, Г.О. Винокура, В.В. Голубкова, В.Н. Дробот, Н.А. Котляревского, С.А. Леонова, В.Г. Маранцман, З.Я. Рез, Ш.О. Сент-Бёва, В.А. Сластенина, И. Тэна, Ф. Шлейермахера и других.
Для реализации поставленной цели использованы следующие методы: системный анализ литературоведческих, педагогических, дидактических источников; изучение, анализ и обобщение опыта.
Практическая значимость. Материалы курсовой работы могут быть использованы в подготовке студентов к семинарским занятиям и в практике преподавания литературы в школе.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Изучение биографии писателя как ключевой фактор литературного образования
Современное литературное образование направлено на компетентностный поход, характеризующийся умением решать новые задачи в новых условиях [17]. И одна из основных задач школьного литературного образования заключается в формировании читательской компетентности, читательской грамотности, способности наслаждаться литературным произведением и отторгать художественно несовершенные тексты. Читательская грамотность зависит от отношения, интереса, мотивации к чтению, читательского опыта, читательских предпочтений. Читательская компетентность подразумевает умение находить в тексте необходимую информацию, самостоятельно постигать истинный, эстетический смысл произведения.
Основным видом деятельности школьника является учеба, поэтому формирование читательской компетентности, самостоятельности читателя-школьника происходит, прежде всего, в учебной деятельности, в процессе освоения содержания школьного литературного образования. Одним из основных элементов школьного литературного образования является изучение фактов биографии писателя в контексте историко-литературного процесса или автономно.
Изучение биографии писателя в современной школе сопряжено с целым рядом трудностей: соблюдение традиционного подхода – знакомство с любым новым произведением обязательно начинать с биографии писателя (не становится ли биография писателя ненужным привеском к самому произведению); информативный уровень материала (как относиться к мифам неизбежно окружающим жизнь практически любого известного человек, что делать, если миф становится важнее биографии?); стиль изложения материала (имеет ли право учитель, излагая биографию, быть субъективным в её оценке?) и т.д.
Безусловно, уроки по биографии писателя играют большую роль в системе работы над творчеством писателя. Во-первых, биография писателя не только знакомит учащихся с жизнью автора литературного произведения, но и подготавливает школьников к пониманию своеобразия его творчества, поэтому желательно выяснить единство творческой программы писателя с его жизненным поведением – это даст возможность при анализе произведения выяснить авторскую позицию. Во-вторых, изучение биографии писателя помогает увидеть своеобразие художественного мира, эволюцию мировоззрения, особенности характера и судьбы писателя. В-третьих, обращение к биографии писателя имеет большое воспитательное значение, т.к. писатели – люди великого жизненного подвига. В-четвёртых, биография писателя расширяет кругозор учащихся, потому что школьники получают много сведений исторического и бытового характера.
Исследование связей между жизнью художника и его творчеством нашло свое воплощение в трудах сторонников биографического метода. Этот метод – один из первых научных способов изучения литературы, разработанный в эпоху романтизма.
Впервые примененный французским критиком и писателем Ш. О. Сент-Бевом биографический метод утвердил подход к биографии и личности писателя как к важнейшему и определяющему фактору его творчества. Биография и личность писателя рассматриваются как определяющие моменты творчества.
В теории и методике обучения литературе сложились определенные традиции в решении обозначенной проблемы (исследования В.В. Голубкова, В.А. Никольского, В.Г. Маранцмана, И.Е. Каплан, В.Н. Дробота). Факты биографии, связь жизненного и творческого пути с эпохой, влияние эпохи и общества на формирование личности писателя, проявление этой личности в художественном произведении, письмах, мемуарах — вот далеко не полный перечень проблем, привлекающих ученых-методистов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аничкина Н.В. Основные вопросы теории и методики обучения литературе (Текст): учебно-методическое пособие / Н.В.Аничкина. – Текст : непосредственный // - Орск : Издательство ОГТИ (филиала) ОГУ, 2018
2. Андреев Л. Кусака: Рассказы. – СПб.: Лениздат: Команда А, 2014. – 288 с.
3. Белинский, В.Г. Собр.соч.: в 9 т. / В. Г. Белинский. – Текст : непосредственный // Т. 8. – М.,1982.
4. Бурлюк Н., Бурлюк Д., Крученых А., Кандинский В., Лившиц Б., Маяковский В., Хлебников В. Пощечина общественному вкусу. URL:https://ruslit.traumlibrary.net/book/futuristy-pov/futuristy-pov.html#work002. – Текст : электронный
5. Галакова Е.П. Использование контекстных задач на уроках литературы при изучении биографии писателя – Текст : непосредственный // В сборнике: Наука и образование в XXI веке. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 5 частях. 2015. С. 124-128.
6. Геладзе М. Р. Использование мультимедийных технологий на уроке русского языка и литературы. URL: http://mognovse.ru/tuw-uroka-xxi-veknazivayut-epohoj-informacii-vekom-globalenog.html. – Текст : электронный
7. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. - М., 1962. Изучение литературы XIX-XX веков по новым программам / Отв. ред. Н.А. Бодрова. – Текст : непосредственный // - Самара, 1994.
8. Каплан И.Е. Изучение биографии писателя в старших классах: пособие для учителя. М., 1964.
9. Колышева Е.Ю. Коммуникативный подход при изучении биографии писателя на уроках литературы в старших классах – Текст : непосредственный // В сборнике: Человек в информационном пространстве. Сборник научных статей. Под общей редакцией Т.П. Курановой. 2019. С. 253-259.
10. Кукуев А. И., Шевченко В. А. Современные подходы в образовании. // Международный журнал экспериментального образования. URL: https://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=311. – Текст : электронный.
11. Лавлинский С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие для студентов-филологов. М.: Прогресс-Традиция; ИНФРА-М., 2003.
12. Маранцман В. Г. Биография писателя в системе эстетического воспитания школьников. – Текст : непосредственный // — М.; Л., 1968.
13. Острогорский В.П. Двадцать биографий образцовых русских писателей с портретами для чтения юношества. С.-Петербург: Типография Ю.Н. Эрлих, 1890.
14. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс]. URL:http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2017/03/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-osnovogo-obshchegoobrazovanija.pdf. – Текст : электронный.
15. Путило О.О. Использование современных информационных технологий на уроках литературы в процессе изучения биографии писателя – Текст : непосредственный // Русский язык как государственный язык Российской Федерации: лингвистический, социальный, историко-культурный, дидактический контексты функционирования: материалы межрегион. науч. конф. / сост.: Е.В. Брысина, В.И. Супрун. М., Волгоград: Про100Медиа. 2013. С. 149–153.
16. Родионова О.А. Изучение биографии писателей в 5 - 11 классах с привлечением краеведческого материала: Дис. канд. пед. наук. Оренбург, 2006.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://sch2036v.mskobr.ru/files/federal_nyj_gosudarstvennyj_obrazovatel_nyj_standart_osnovnogo_ob wego_obrazovaniya.pdf. – Текст : электронный.
18. Шамсутдинова З.Д. Изучение биографии писателей с использованием ИКТ на уроках башкирской литературы – Текст : непосредственный // В сборнике: Современная наука: актуальные проблемы, достижения и инновации. Сборник статей по материалам второй Всероссийской научно-практической конференции. Белебей, 2021. С. 569-571.