Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Интернет развивается в настоящий момент бурными темпами. Только в России ежемесячно совершают десяти тысяч человек свои первые шаги в этот огромный мир. Помимо этого владельцы переносных ноутбуков и сотовых телефонов получили выхода в интернет в связи с развитием беспроводных и сотовых технологий.
Все чаще в разговорах, на страницах электронных и печатных изданий можно услышать и увидеть фразы: "интерактивное содержание", "on-line контент", "интернет-магазин" и т.д. Естественно, что все новые веяния просто не могли не коснуться и такого привычного для большинства людей телевидения. Интернет с каждым днем становится все более динамичным, приобретая новые мультимедийные, развлекательные, ну и, конечно же, коммерческие черты. И телевидение просто обязано учитывать эти изменения, перенимая и беря на вооружение хотя бы некоторые из его них. В результате традиционное телевидение все более приобретает окраску интерактивности. До сих пор телевидение было средством односторонней доставки видео- и телепродукции телезрителям, и единственным намеком на интерактивность долгое время оставалась возможность переключиться на другой канал.
Однако вещательными компаниями давно овладела идея привлечь телезрителей к участию в том, что происходит на телеэкране. Телевизионные опросы и прямой эфир, общение с телезрителями и через пейджинговую связь и электронную почту, а также интернет-чат, применяемый Дмитрием Дибровым в программе "Антропология" на канале НТВ, - это только начало: все равно каждый зритель видит одно и то же. Но суть интерактивного телевидения не сводится к расширению традиционного телевидения до двусторонней системы передачи информации. Главное - это переход от широковещательных (broadcasting) технологий к узконаправленным (narrowcasting) и индивидуальным: из пассивных потребителей общедоступной теле- и видеоинформации телезрители превращаются в активных участников процесса формирования и распространения телепрограмм. Телевидение станет универсальным поставщиком новых форм информирования, общения, электронной коммерции и развлечений, а телевизор - универсальным средством доступа к глобальным ресурсам интернета и новому поколению бытовых устройств, управляющих домашним хозяй ством.
Теоретическую базу исследования составляют труды российских авторов в следующих областях научного знания: теории журналистики (Адамьянц Т. З., Лукина М.М., Черных А.И., Шарков Ф.И.); истории отечественной и зарубежной тележурналистики (Корнилов Е.А., Фортунатов А.Н.); медиакоммуникаций (Адамьянц Т. З., Анисимов С., Ливсон М. В., Черных, А.И., Шарков, Ф.И.). В этих трудах прослеживается рост интереса исследователей к телевизионным медиа.
Объект исследования – интерактивное телевидение.
Предмет исследования – особенности, специфика интерактивного вещания на примере программы «Кто хочет стать миллионером?» на «Первом канале».
Целью исследования выступает процесс изучить особенности - интерактивного телевидения на современном этапе, определить его роль и место в современном медиапространстве.
Задачи необходимые для раскрытия цели:
- вначале стоит рассмотреть генезис интерактивного вещания на российском телевиденье
- привести специфику новых форм интерактивного вещания;
- на примере программы «Кто хочет стать миллионером?» рассмотреть применение новых технологий интерактивного вещания;
- проанализировать методы интерактивного вещания в драматургии шоу.
В работе автором применили следующие общенаучные и специальные методы, а именно: теоретические: рассуждение, описание, обобщение, сравнение, синтез, индукция, дедукция, какие применялись при характеристике современного интерактивного телевидения, его основных жанров и форматов телевизионных программ, а также при сравнении подходов к деятельности интернет СМИ в России. Эмпирические методы такие, как наблюдение, анализ, эксперимент – использовались при анализе интерактивного телевидения в социально-историческом контексте, наблюдении за результатом работы российского Первого телеканала в интернете, и при изучении программы «Кто хочет стать миллионером?».
Эмпирическую базу исследования составляют видеовыпуски программы «Кто хочет стать миллионером?» за последние полгода.
Новизна работы состоит в определении первой попытки изучения интерактивного телевидения, создания успешного плана развития, затрагивая все аспекты, начиная от жанрообразующих факторов программ, концепции телеканала, и потребностей его аудитории.
Результаты исследования имеют практическую значимость. Например, выведенные нами конкретные критерии и рекомендации по созданию успешного развития интерактивного телевидения, для лучшего восприятия его аудиторией.
Структура работы состоит из введения, где определяется актуальность выбранной темы и выявляются критерии данной работы; двух глав, каждая из которых содержит в себе по три параграфа, заключения, библиографического списка, и приложений.
Первой главы, где дается исторического описания и специфики функционирования интерактивного телевидения в России.
Второй главы, где анализируется выпуски программы «Кто хочет стать миллионером?» по ветке вещания в интернете, на сайте компании Первого канала.
Заключения, в каком обосновываются выводы по проделанной работе.
1. Интерактивное вещание как инновационная форма коммуникации
1.1. Генезис интерактивного вещания на российском телевиденье
Одной из первых телевизионных программ, творчески работавших со своей аудиторией, была детская программа Джека Барри "Винки Динк и ты", которая транслировалась на канале CBS с 1953 по 1957 год.
Взаимодействие с юными зрителями было создано экран из целлофана, какой купили в местном магазине, а затем прикрепить к телевизору во время программы. Это была создана новая поверхность, какая стала основным полем игры. В программе анимационный персонаж Винки Динк столкнулся с различными проблемами. Примером выступает эпизод, где за ним гнался тигр. В конце погони герои оказываются на краю обрыва. Что делать? Зрителей попросили помочь, нарисовав мост для Винки Динка на экране из целлофана . Интерактивное телевидение в современной форме появилось в 1964 году, когда на Всемирной выставке в Нью-Йорке был продемонстрирован видеотелефон .
В течение 70-х годов самый известный эксперимент интерактивного телевидения назывался QUBE, именовалась услуга интерактивного кабельного телевидения, предлагаемая Warner Communications своим пользователям в Огайо. Клиенты получали специальные декодеры, напоминали коробочки с 5 кнопками. Пользователи могли принимать участие в телевизионных викторинах, комментировать игры футболистов, участвовать в электронных городских встречах и т.д. Зрители нажали соответствующую кнопку, и их выбор был записан компьютером. Результаты были позже объявлены на экране. Из-за дорогостоящей системы QUBE обанкротилась, и у не хватило сил для распространения за пределами Огайо.
В конце 1980-х годов началась настоящая битва меж телефонными и кабельными компаниями за пользователя. Они начинают соревнование, и время от времени работают вместе, что в будущем определяет интерактивное телевидение. В итоге пресса всегда сообщала о интересе к интерактивным играм и образовательным программам.
То есть изобретения прошлых лет были переосмыслены. Но уже в свете новых технологических достижений TSI совместно с Viacom проложили волоконно-оптические линии в Сан-Франциско, чтобы соединить несколько кабельных систем региона. Это стало технической основой для интерактивных сервисов .
Ближе к началу 90-х годов появились возможности для создания сервисов ITV (интерактивного телевидения) в различных формах, когда такие крупные компании, как TIC и Time Warner, запустили свои пилотные проекты "видео на заказ", чтобы зрители могли заказывать специальные программы или фильмы. Но все эти эксперименты были обречены на провал, так как они были слишком дорогими и плохо подготовлены с точки зрения технологии .
В 90-х годах функционировали только две службы интерактивного телевидения. Интерактивная сеть, которая обслуживала зрителей Калифорнии, затребовала специальный порт стоимостью в несколько сотен долларов и высокой ежемесячной платой. Идея оказалась не работоспособной. Кроме того, процесс взаимодействия со зрителем происходит не на самом экране телевизора, а на небольшом дисплее. Сами интерактивные сервисы состояли из игры, похожей на телевизионную викторину, и возможности оставлять комментарии к спортивным событиям. Но там не было оригинального контента .
В 1996 году Mountain view и open channels, кто создал ПО для телевизионных приставок и спутниковых ресиверов, заключили портнерство со спутниковыми и кабельными компаниями (IP во Франции и Birkyb в Великобритании) и тем самым заложили фундамент в развитие интерактивного телевидения. Вероятная аудитория, состоящая из подписчиков телевизионных сетей, в то время насчитывала более 3 млн человек.
Естественно, интерактивные элементы открытого доступа ограничены. Реальные технические возможности появились благодаря Интернету. .
В 1999 году многие крупные интернет-компании и представители телевизионной индустрии (Sony, AOL, Philips, OpenTV, Columbia TriStar Television Group, WebTV Networks) объявили о планах создания интерактивных телевизионных приставок и телепрограмм. Macromedia создает развлекательный портал с играми, комиксами, мультфильмами и другими формами развлечений. Еще в 1988 году компания National Transm Communications Ltd (nTl) запустила первую в Великобритании услугу интерактивного телевидения, к которой впервые получили доступ пользователи услуг телефонии, владевшие специальной интернет-приставкой к телевизору .
Тогда же кабельным операторам Microsoft уже предлагалось полнофункциональное решение, включающее программное обеспечение для клиентского устройства Microsoft TV и программное обеспечение для сервера Microsoft TV. которая действовала в Соединенных Штатах, сама корпорация предлагает услуги ITV: ее деятельность в этой области началась с приобретения сетевой компании WebTV, которая действовала в Соединенных Штатах.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адамьянц Т. З. Телекоммуникация в социальном проектировании информационной среды [Текст]: дис. … д-р филол. наук /Т. З. Адамьянц. – М., 1998 – 32 с.
2. Васильева Э.П. Психологические аспекты восприятия телевидения (реферативный обзор). // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. Реферативный журнал. – 2002 – № 3 – С. 113-114.
3. Интернет-СМИ: Теория и практика / Под ред. М.М. Лукиной. - М.: Аспект Пресс, 2010. — С. 215 -216.
4. Корнилов, Е.А. Массовые коммуникации на рубеже тысячелетий [Текст]: монография / Е.А. Корнилов. – М.: Флинта, 2013 – 256 c.
5. Ливсон, М. В. Интерактивность как фактор монетизации телевидения [Текст]: науч.статья / М.В. Ливсон. – М., 2005 – 127 с.
6. Локшин Б. А. Цифровое вещание: от студии к телезрителю. М.: Syrius Systems, 2003 – С. 85
7. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. – СПб.: «Искусство – СПБ», 1998 С. 183
8. Соловьев М. С. Научные записки Института журналистики [Текст]: сб. науч. cтатей / М. С. Соловьев. – К., 2009
9. Фортунатов А.Н. Проблемы истории телевидения: философский и культурологический подход [Текст]: учеб. пособие / А.Н. Фортунатов. – Н.Н.: Нижегородский гуманитарный центр, 2007
10. Черных А.И. Мир современных медиа [Текст]: учеб. пособие / В. В. Анашвили, А.И. Черных. – М.: Территория будущего, 2007 – 52с.
11. Шарков Ф.И. Интегрированные коммуникации: массовые коммуникации и медиапланирование [Текст]: учеб.пособие / Ф.И. Шарков, В.Н. Бузин. – М.: Дашков и К, 2015 – 488 c.
12. Oren Tasha. On the Line: Format, Cooking and Competition as Television Values // Critical Studies in Television, Manchester University Press, 2013, Vol. 8, No. 2 P. 21 («Here, format is not a set of rules or properties that are licensed from the format owner to various local producers, <…> but part of a broader “format-centric logic” that imbues its production and viewing context» - англ.).
13. Анисимов С. Интерактивное ТВ: заметки к истории идеи [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.diletant.ru/articles/7672680/Интерактивное_ТВ_заметки_к_истории_идеи.(дта обращения 29.04.2022)
14. Балсер Р. Семинар по телесериалам // Портал Кинодраматург, 20.02.2011 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kinodramaturg.ru/rene-balser-seminar-po-teleserialam/ (дата обращения: 29.04.2022).
15. Винки-Динк и ты (1953-1957) - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.374ce3e6-626a3462-f3c6a82e-74722d776562/https/www.imdb.com/title/tt0045456/plotsummary?ref_=tt_ov_pl (дата обращения 29.04.2022)
16. Интерактивное телевидение – реальное и мнимое [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sit-com.ru/www/content/view/100/13. (дата обращения 29.04.2022)
17. Как «Кто хочет стать миллионером» превратилось из интеллектуального шоу в фарс. 2.06.2019. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://uznayvse.ru/zvezdyi/94629.html (дата обращения 29.04.2022)
18. Кириллов И., Скляр В. IP-TV и интерактивное телевидение как инструмент народовластия, или Что мы теряем от подмены понятий // Сети бизнес. 2009 № 5 - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sib.com.ua/arhiv_2009/2009_5/statia_5_3_2009/statia_5_3_2009.htm (дата обращения 29.04.2022)
19. Обзор российского рынка услуг IPTV [Электронный ресурс] – Режим доступа: http// json.tv. (дата обращения 29.04.2022)
20. Олейник И. Перспективы виртуальной журналистики в России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:www.respectme.ru/blog/15. (дата обращения 29.04.2022)
21. Официальная группа «Вконтакте» шоу «Ктохочет стать Игрроманом?» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vk.com/topic-45954880_41079936 (дата обращения 29.04.2022)
22. Официальная страница программы на Первом канале: https://www.1tv.ru/shows/kto-hochet-stat-millionerom (дата обращения 29.04.2022)