Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время особую актуальность приобретает вопрос решения г проблем государства населением. Самым эффективным способом выступают выборы. При проведении выборов население вбирает должностных лиц, решающих вопросы внутренней и внешней политики. Президент, как глава нашего государства формирует основные направления развития государства и является гарантом Конституции. Основная его задача защита прав и свобод граждан, осуществление своей деятельности в соответствии с законодательством во благо населения и страны. В связи с этим на законодательном уровне предъявляются довольно высокие требования к кандидатам, а процесс выборов четко регламентируется федеральным законом. Рассмотрение порядка выборов Президента обуславливают актуальность настоящего исследования.
Степень разработанности темы. Вопросам исследования порядка выборов президента посвящены исследования Ю.А. Веденеев, В.Я. Гельман, А.В. Зиновьев, Е.И. Колюшин, В.И. Козин, М.С. Матейкович, В.Я. Мустафин, А.Е. Постников, О.Г. Румянцев, Е.Е. Скосаренко, В.И. Шкатулла.
Теоретическим основанием при написании работы выступают учебники и публикации в области Конституционного права и избирательного процесса.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся по поводу выборов Президента РФ
Предметом исследования являются нормы законодательства, регламентирующие процедуру избрания Президента Российской Федерации.
Целью исследования курсовой работы выступает теоретическое исследование выборов Президента Российской Федерации.
Для достижения цели поставлены задачи:
- изучить законодательство о выборах Президента Российской Федерации;
- раскрыть основные принципы проведения выборов Президента Российской Федерации;
- рассмотреть порядок назначения выборов Президента Российской Федерации;
- исследовать порядок выдвижение и регистрация кандидата;
- изучить информирование избирателей и предвыборная агитация;
- рассмотреть порядок проведения голосования на выборах Президента;
- проанализировать установление итогов голосования и выборов Президента Российской Федерации;
- изучить повторное голосование на выборах Президента;
- исследовать повторные выборы Президента Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составляют методы научного познания сравнительно-правовой и формально-юридический метод.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Правовое регулирование проведения выборов Президента Российской Федерации
1.1. Законодательство о выборах Президента Российской Федерации
Свободные выборы, на которых люди определяют персонал политической власти и таким образом, добровольно, периодически узаконивают конституционную систему государства, являются составным элементом современной демократии, включая ее внутреннюю модель, которая определяет врожденное свойство демократии. Избирательный процесс и является неотъемлемой частью системы. сдержки и противовесы в демократическом государстве на основе власти закона и разделения властей. В то же время, традиционная зависимость административных органов, таких как тела внутренних дел, которые гарантируют подготовку и поведение выборов во многих странах на политических органах, избранных населением, возглавляемым к созданию специальных государственных органов - Центральные и другие избирательные комиссии, которые доверены эту функцию.
Чтобы разработать конституционные условия, много федеральных и региональных законов были приняты, регулируя выборы депутатов представительных органов и выборных должностных лиц. Федеральные законы «О выборах президента Российской Федерации» предусматривают процедуру того, чтобы организовать и провести выборы.
Время от времени предложения были внесены по принятию единственного Избирательного Кодекса, которые, однако, не были осуществлены на федеральном уровне.
Специфической альтернативой Избирательному Кодексу России был Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан российской федерации» , которая отрегулировала весь избирательный процесс в достаточных деталях и на федеральных и региональных уровнях. Как следует из названия федеральный законодатель в этом случае «обошел» норму Части 2 Статьи 11 конституции («государственная власть в субъектах Российской Федерации, осуществлен государственными органами, сформированными ими») через другую норму Основного закона - норма параграфа «Б» Статьи 71 (регулирование и защита прав человека и гражданских прав, и свободы принадлежат юрисдикции Российской Федерации) . Таким образом, формируя их собственные государственные органы, предметы федерации должны установить такие избирательные порядки, которые не противоречат нормам, хранимым в Федеральном законе. Положительный эффект такого регулирования - гарантия равенства избирательных прав граждан, живущих в различных субъектах Российской Федерации.
Цель - чтобы гарантировать равные избирательные права граждан, но уже на местном уровне - была установлена, принимая Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации, чтобы выбрать и быть избранной в тела местного самоуправления». Эта цель не нежелательна, но норма федерального права предметов региональной юрисдикции и проблем местной важности с точки зрения формирования их собственных тел государственной власти и местного самоуправления гарантируется Статьей 11 и 73 конституции, соответственно, не должен быть включен в общие организационные процедуры внедрения этих функций федеральными образованиями и муниципалитетами. Последние довольно способны к осуществлению их самостоятельно, принимая во внимание принципы и ограничения, установленные федеральным законом.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 № 5 «На практике рассмотрения судами случаев на защите избирательных прав и права граждан участвовать в референдуме», ответ на этот вопрос был сформулирован, это будет казаться в довольно общей форме: «Избиратели, участники референдума, кандидаты и их уполномоченные, избирательные ассоциации и их полномочия, политические партии и их региональные отделения, другие общественные ассоциации, группы инициативы референдума и их уполномоченные, другие группы участников референдума и их уполномоченных, наблюдатели имеют различные права и обязанности во время избирательной кампании, кампаний референдума и могут обратиться в суд, чтобы защитить эти права, если они считают их нарушенными
Список предметов права обжалования не включает членов избирательных комиссий с консультативным голосованием. Кроме того, такая «тишина», которая очень показательна на фоне полного исследования формулировки этой резолюции, сопровождается признаком другого объема прав и обязательств участников избирательного процесса (процесс референдума) и потребность в судах, которые будут управляться требованиями КАС РФ. Поэтому из параграфа 20 этой резолюции из этого следует, что параграф 1 Статьи 78 Федерального закона 67-ФЗ, согласно которому суд соответствующего уровня не наделен правом отказаться принимать жалобу на нарушение избирательных прав, право участвовать в референдуме граждан Российской Федерации, должен быть применен вместе с правилами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации .
1.2. Основные принципы проведения выборов Президента Российской Федерации
Общие принципы избирательного права и избирательной системы являются принципами пассивного избирательного права. В то же время содержание принципов пассивного избирательного права, наряду с общими чертами, имеет специфические особенности по сравнению с принципами активного избирательного права.
Итак, принципы пассивного избирательного права — это основополагающие идеи, закрепленные в универсальных императивных нормах Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, выражающие важнейшие, объективные закономерности формирования представительных институтов и осуществления одной из важнейших форм прямой демократии - выборов. Принципы пассивного избирательного права основаны на идеях, объединяющих основные принципы прямой и представительной демократии, идеях, объединяющих все человечество или значительную его часть.
С развитием избирательного законодательства, его демократизацией появляются новые концепции системы принципов избирательного права. Этому способствует правовое регулирование выборов. В Конституции Российской Федерации отсутствует глава или даже отдельная статья, которая подробно описывала бы принципы избирательного права и, следовательно, принципы пассивного избирательного права. Только в статье 81, касающейся института Президента Российской Федерации, упоминается, что Президент Российской Федерации избирается на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании.
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, помимо четырех конституционных принципов, дополнительно называет следующие принципы: свобода и добровольное участие в выборах (пункт 3 статьи 3); открытость и гласность (пункт 5 статьи 3); обязательные и периодические выборы (ст. 9) . Эти принципы общепризнаны, они упоминаются во всех классификациях, во всех учебниках.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. - 2020. -№ 144
2. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 30.12.2021) //Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 10. – Ст. 1391.
3. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 01.04.2022) «О выборах Президента Российской Федерации» //СЗ РФ 2003– № 2. – Ст. 171
4. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 01.04.2022) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрании законодательства РФ. -2002. – № 24. – Ст. 2253
5. Постановление Конституционного суда РФ от 11.06.2003 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности Федерального конституционного закона «О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации»: // Собрание законодательства Российской Федерации. –2003. – № 25. –Ст. 2564.
6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 № 5 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ, 2011. – № 6.
7. Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2017 г.) [Электронный ресурс] режим доступа https://www.vsrf.ru/documents/all/26261/ (дата обращения 01.05.2022)
8. Верховный суд подтвердил отказ Навальному в участии в выборах 30 декабря 2017 года [Электронный ресурс] режим доступа https://www.interfax.ru/elections2018/594513 (дата обращения 01.05.2022)
9. Решение Верховного суда РФ от 06.02.2018 (№ 137/1127-7), [Электронный ресурс] режим доступа https://www.vsrf.ru/lk/practice/cases?®isterDateExact=off&considerationDateExact=off&numberExact=true&keywords=Собчак (дата обращения 01.05.2022)
10. Решение Верховного суда РФ от 1 сентября 2021 г. N АКПИ21-762[Электронный ресурс] режим доступа https://koapru.ru/pract/reshenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-01092021-n-akpi21-762/ (дата обращения 01.05.2022)
11. Постановление Ульяновского областного суда от 17 мая 2018 г. по делу № 4А-183/2018 [Электронный ресурс] режим доступа https://sudact.ru/regular/doc/akKRBdlNlC1t/?regular-txt=результаты+выборов®ular-case_doc=®ular-lawchunkinfo=®ular-date_from=®ular-date_to=®ular-workflow_stage=®ular-area=1075®ular-court=®ular-judge=&_=1651717918115&snippet_pos=2138#snippet (дата обращения 01.05.2022)
12. Решение Ульяновского областного суда № 3А-176/2018 от 3 сентября 2018 г. [Электронный ресурс] режим доступа https://sudact.ru/regular/doc/hWae7UHbmIUq/?regular-txt=результаты+выборов®ular-case_doc=®ular-lawchunkinfo=®ular-date_from=®ular-date_to=®ular-workflow_stage=®ular-area=1075®ular-court=®ular-judge=&_=1651717918115&snippet_pos=2542#snippet (дата обращения 01.05.2022)
13. Решение Ульяновского областного суда по делу № 3А-192/2018 от 14 сентября 2018 г. [Электронный ресурс] режим доступа https://sudact.ru/regular/doc/nkl18OF9mBmv/?regular-txt=результаты+выборов®ular-case_doc=®ular-lawchunkinfo=®ular-date_from=®ular-date_to=®ular-workflow_stage=®ular-area=1075®ular-court=®ular-judge=&_=1651717918115&snippet_pos=4208#snippet (дата обращения 01.05.2022)
14. Авакьян С.А. Конституционное право России: учебное пособие. / С.А. Авакьян. – М.: Норма, 2014. – 864 с.
15. Авдеев И. М. Феномен президентских выборов / И.М. Андреев // Молодой ученый. – 2014. – №5. – С. 427-428
16. Андреева Г.Н., Старостина И.А. Избирательное право в России и в зарубежных странах: учебное пособие. / Г.Н. Андреева И.А. Старостина М.: Норма, 2010. – 592 с.
17. Баранов П.П., Овчинников А.И. Конституционная легитимность государственной власти в России /П.П. Баранов, А.И. Овчинноков// Государственная власть и местное самоуправление. – 2014. – № 7. – С. 3-8.
18. Батинова Г. Н. Избирательные споры /Г.Н. Батинова // Молодой ученый. — 2015. – №19.1. – С. 72-74.
19. Бондарь Н.С., Джагарян А.А. Конституционная ценность избирательных прав граждан России. / Н.С. Бондарь А.А. Джагарян. – М.: Формула права, 2005. – 336 c.
20. Борискова И.В. Выборы Президента Российской Федерации // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Материалы III Международной научно-практической конференции. - Воронеж: Изд-во «Воронежский центр научно-технической информации». –2015. –С. 17-21.
21. Глушакова Н.Н. Абдугафанов А.Б. Проблема незаконной агитации на выборах президента российской федерации/ Н.Н. Глушкова А.Б. Абдугафаров // Территория науки. – 2018.№. – С. 154-157
22. Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. /Ю.А. Дмитриев В.Б. Исраелян. – М.: Юстицинформ, 2008. — 312 .
23. Добрынин Н.М. Конституционное (государственное) право Российской Федерации / Учебник для вузов: В 2-х томах. Том 2. -Новосибирск: Изд-во «Наука», 2016. - 956 с.
24. Избирательное право России. 2-е изд. / под ред. В.О. Лучина. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. — 735 с.
25. Князев С.Д., Охотников Р.А. Избирательные споры: понятие, природа, значение /С.Д. Князев Р.А. Охотников// Избирательное право. Научно-практический юридический журнал. – 2006. – № 1. – С. 18-24.
26. Конституционное право России. 2-е изд. / под ред. А.Н. Кокотова, М.И. Кукушкина. М.: Юрист, – 2007. с.
27. Конституционное право: учебник для бакалавров / отв. ред. В.И. Фадеев. М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 272 с..
28. Курманов М.М. Досрочное прекращение полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации /М.М. Курманов// Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 2004. – № 2 (253). – С. 10-18.
29. Кучин А.С. Избирательная кампания кандидата, избирательного объединения (конституционно-правовое исследование) /А.С. Кучин. –: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2004. –28 с.
30. Лошкарев И.О. Смагин А.А. Порядок избрания Президента Российской Федерации: конституционные и гражданско-правовые аспекты // Проблемы экономики и юридической практики–2018. –№ 3. – С. 119-123
31. Матейкович М.С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации. /М.М. Матейкович. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 304 c.
32. Михалева Н.А. Парламентские и президентские выборы в России (в вопросах и ответах). - 2-е изд., изм. и доп. –М.: ЮРКОМПАНИ. 2012. – 400 с.
33. Нарутто С.В., Таева Н.Е., Шугрина Е.С. Конституционное право России: учебник. /С.В. Нарутто Н.Е. Таева. – М.: Норма: Инфра-М, 2014. – 432 с.
34. Нудненко Л.А. Принципы пассивного избирательного права: система и взаимодействие с конституционными правами и свободами личности в России /Л.А. Нудненко, //Актуальные проблемы российского права. – 2015. – № 10. – С. 15-21
35. Нудненко, Л. А. Конституционное право России : учебник для академического бакалавриата / Л. А. Нудненко М. : Издательство Юрайт, 2018. — 472 с.
36. Толкушкин М. И. Институт предвыборной агитации: некоторые размышления // Конation - the constitutional entity for pre-election campaign // Law and politics. –2006. –№ 9. – С. 49-50