Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Имидж таможни в настоящее время претерпевает серьезные изменения. Все больше и больше стран переводят в цифровую форму свои таможенные системы, как процессы, так и процедуры в равной степени. Там, где формы когда-то заполнялись, отправлялись и печатались вручную, теперь процесс перешел в онлайн.
Поскольку декларация требует меньше информации и деталей, процесс становится менее сложным. Цифровые каналы также могут помочь клиентам избежать ошибок и напрямую подключить клиентов к таможенной системе. Это позволит клиентам без дополнительных усилий предоставить необходимые данные для декларации и рассчитать таможенные пошлины непосредственно в таможенные органы.
Цифровизация процедур таможенного оформления в рамках транспорта и логистики является важным драйвером эффективности, упрощения, снижения затрат, лучшего использования ресурсов и существующей инфраструктуры. Цифровизация также создает новые возможности для бизнеса и может изменить способ организации и управления грузовыми и транспортными потоками в будущем.
Всемирная таможенная организация объявила 2016 год годом цифровой таможни. Она обратилась к своим членам с призывом демонстрировать и продолжать пропагандировать использование ими информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
ИКТ стали основой системы осуществления торговли. Страны, которые оцифровали свои таможенные процедуры, свидетельствуют о большей прозрачности и повышении эффективности ежедневных торговых процессов.
Актуальность:
Данная тема актуальна, потому что рассмотрение единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО) позволит проанализировать иерархическую структуру программного обеспечения.
Изучение данной темы дает возможность оценить систему, располагает к выявлению достоинств и недостатков ЕАИС для того, чтобы в последствие было возможным предпринимать решения по оптимизации самой программы и улучшению.
Анализ специальной и общей литературы по рассматриваемойтеме показывает, что историографическая и источниковедческая база теоретических разработок достаточно обширна. Она включает теорию информации (Шеннон К., Хартли Р., Шрейдер Ю.А., Кремлянский В.И., Звягина Г.И., Темников Ф.Е., и др.), вопросы модернизации информационного права (Голоскоков Л.В.) и теории информационного права (Лопатин В. Н., Бачило И.Л., Терещенко Л.К., Федотов М.А.), электронный документооборот в таможенных органах (А.Л. Градов), вопросы международной интеграции, трансграничных связей и таможенных отношений государств (Шумилов В.М., Воронцова Н.А., Закупень Т.В., Лукьянова В.Ю., Кулматов Т.Ш., Талимончик В.П. и др.), применение информационных технологий таможенными службами (Малышенко Ю.В., Афонин П.Н., Сальников И.А., Кротов И.Е., Хосе Б. Сокол, Люк де Вульф), программное регулирование в международном праве (Бабин Б.В.).
Объектом курсовой работы является деятельность таможенной службы Российской Федерации, предметом - единая автоматизированная информационная система ФТС России, ее сущность и значение.
Цель данной работы – изучить едную автоматизированную информационную систему таможенных органов.
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
1) выявить основные этапы создания и развития ЕАИС;
2) определить цели и задачи каждого этапа;
3) выявить современные возможности ЕАИС в рамках ЕАЭС;
4) исследовать и проанализировать проблемы ЕАИС ФТС России и тенденции ее развития
Гипотеза исследования: Развитие деятельности таможенных органов с учетом формирования безопасной информационной среды, к обеспечению работы которой будут привлекаться компетентные должностные лица, позволит повысить эффективность и качество таможенных услуг, оптимизировать внутреннюю среду организации деятельности и расширись сферу взаимодействия таможенных органов с государственными и коммерческими структурами.
Методологической основой курсовой работы являются: анализ и синтез, сравнения и аналогии, обобщения, абстрактно-логический метод.
Информационной базой исследования является нормативные акты РФ, учебно-методическая литература, публикации журналов и газет на тему характеристики таможенной службы РФ.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Предпосылки к созданию ЕАИС
1.1 Вступление России во всемирную торговую организацию, реформа таможенных органов
Российская экономическая политика в начале XXI века была направлена на выбор такого направления, которое в последствие привело ее к улучшению торговых отношений с зарубежными партнерами. Для этого требовалось вступление Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию. С 1995 году начались обсуждения о принятии России в ВТО, и в 2012 году президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон "О присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирного торгового союза".
ВТО обеспечивает общие институциональные рамки для осуществления торговых отношений между ее членами в вопросах, относящихся к соглашениям и связанным с ними правовым документам, включенным в Приложения к настоящему Соглашению. Организация основана на генеральном соглашении о торговле и тарифах, ГАТТ, принятом в 1947 году. Основной целью вступления стран в ВТО является допуск к сниженным таможенным тарифам, что значительно увеличивает возможность осуществления экспорта в страны-члены организации. Это подтверждается режимом благоприятствующей нации.
Возникла необходимость видоизменения всех процессов в таможенно-тарифном регулировании, так как нужно было совершенствовать уже имеющуюся таможенную систему. В связи с вступлением в ВТО увеличился торговый оборот России на мировом рынке, потребовались улучшения в имеющейся структуре.
В 2013 году подписывается соглашение ВТО по упрощению процедур торговли для разъяснения уже существующих положений. В него вошли положения о публикации информации, о мерах регулирования в области импортно-экспортных пошлин и сборов, о координировании деятельности пограничных ведомств, о свободе таможенного транзита, сотрудничестве таможенных органов между собой, о выпуске и таможенной очистке товаров, о движении импортируемых товаров под таможенным контролем и другие вопросы.
В связи с этим организация экономического сотрудничества и развития разработала комплекс из 12 показателей упрощения процедур торговли (ПУПТ). Согласно проводимым исследованиям, автоматизация процесса занимала одно из самых перспективных положений в сфере снижения затрат на торговые операции. Благодаря автоматизации процесса таможенные органы уменьшат время, затрачиваемое на таможенные процедуры и операции.
Одним из важных документов в развитии сферы таможенного обслуживания являлась стратегия 2020, принятая в 2014 году. Одной из задач являлось максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных технологий; Это дало толчок развитию информационных технологий и в таможенной сфере. Требовалось техническое оснащение для упрощения работы таможенных органов в упрощении таможенных операций.
В связи потребностью в реформе таможенного обслуживания был сформирован запрос о переводе формы бумажной документации в форму электронного документооборота. Также подверглись изменениям большинство таможенных процедур, само их осуществление. Процессы оформления, заполнения деклараций, уплаты пошлин, налогов, сборов, осуществление мер нетарифного регулирования, таможенный транзит, таможенное сопровождение и осуществление процедуры временного воза, вывоза, импорта, экспорта и склада временного хранения – все эти процедуры подлежали реконструкции в связи с переходом от «бумажной» таможни к «электронной».
1.2 Создание ЕАИС под эти цели
Быстрое проникновение информационных технологий на предприятия оказало большое влияние на то, как осуществляется экономическая деятельность, и на процедуры организационного управления.
Экономические операторы работают в динамичной глобальной среде, и их внутренние бизнес-процессы все больше зависят от своевременного предоставления и точной обработки конкретных информационных потоков.
Решение Европейского парламента и Совета от 2008 года о создании общеевропейской электронной таможенной системы, которая обеспечивает эффективную безбумажную среду для таможни и торговли - СНГ — является ответом на этот вызов. Эта система направлена на создание надежной цепочки коммуникаций между всеми таможнями в Союзе, между таможней и другими государственными органами, действующими на границе, а также между государственными органами и торговцами (Решение № 70/2008/EC Европейского парламента и Совета от 15 января 2008 года о безбумажной среде для таможни и торговли, 2008).
Практической реализацией этого решения является новый UCC (Регламент (ЕС) № 952/2013 Европейского парламента и Совета от 9 октября 2013 года, устанавливающий Таможенный кодекс Союза 2013 года), принятый в октябре 2013 года, который в значительной степени ориентирован на использование современных информационных систем.
Удовлетворяя потребности современной логистики, общеевропейская электронная таможня должна привести к повышению конкурентоспособности экономических операторов, действующих в государствах-членах ЕС, к снижению затрат на соблюдение требований законодательства и к повышению безопасности на границах Союза.
В соответствии с положениями статьи 280 UCC Европейская комиссия подписала рабочую программу по разработке и внедрению электронных систем (Решение Комиссии по внедрению (ЕС) 2016/578 от 11 апреля 2016 года, устанавливающее Рабочую программу, касающуюся разработки и внедрения электронных систем, предусмотренных Таможенным кодексом Союза, 2016). В нем устанавливаются переходные меры для электронных систем и сроки их внедрения. По сути, эти системы охватывают возможности осуществления таможенных процедур при импорте, экспорте и транзите товаров.
Для осуществления целей ФТС было создано центральное информационно-техническое таможенное управление (ЦИТТУ). Оно базировалось на основе главного научно-исследовательского вычислительного центра (ГНИВЦ) федеральной таможенной службы Российской Федерации.
Данное учреждение и сейчас занимается реализацией главных технических средств федеральной таможенной службы, и ее деятельность осуществляется на всей территории РФ. Учрежденный орган ЦИТТУ занимался разработкой специального автоматизированного информационного средства для упрощения таможенных процедур. Информационная система стала основой электронного документооборота в таможенных органах РФ.
Информационные технологии активно развиваются с 1960-х годов, наряду с разработкой и усовершенствованием первых информационных систем (ИС).
На данном этапе формирования информационные технологии охватывают все ресурсы, необходимые для управления данными, включая персональные компьютеры, программное обеспечение (ПО) и сети, необходимые для создания, хранения, регулирования, передачи и извлечения данных. Они предоставляются в качестве технических и коммуникационных средств, а также организационного и методологического обеспечения.
Для развития процессов внешнеэкономической деятельности (ВЭД), а также для уменьшения издержек участников ВЭД и государства, связанных с осуществлением таможенных операций и процедур, и для способствования улучшению таможенного администрирования, необходимо соответствие мировым стандартам и тенденциям развития таможенного дела. А именно, необходимо проведение работ по созданию таких информационных систем, которые будут обеспечивать четкую работу таможенных органов.
Таким образом, применение экономико-математических методов на базе использования новых информационно-технических средств вычислительной техники позволило создать АСУ – автоматизированные системы управления.
Фрагмент для ознакомления
3
1. ТК ЕАЭС Статья 365. Информационные системы и информационные технологии, используемые таможенными органами
2. Приказа ФТС России от 17 сентября 2013 г. № 1761 «Об утверждении Порядка использования ЕАИС таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля».
3. Приказ ФТС России от 17 июня 2010 г. № 1154 "Об утверждении Положения о ЕАИС таможенных органов"
4. Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 - docs.cntd.ru
5. Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года от 28 декабря 2012 - docs.cntd.ru
6. Адамова О.В., Башлы П.Н. Оптимизация архитектуры еЕАИС таможенных органов // ИВД. 2021. №3 (75).
7. Адамова О.В., Башлы П.Н. Оптимизация архитектуры ЕАИС таможенных органов // ИВД. 2021. №3 (75).
8. Бурдин В. Е., Егоров Ю. Н., Сомов Ю. И., Яцушко А. Н. Обоснование внедрения современных цифровых технологий в таможенную деятельность // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 2. С. 80–86.
9. Власов А.В., Джабиев А.П., Дианова В.Ю., Комарова Е.В. Экономические и правовые аспекты совершенствования таможенного регулирования в ЕАЭС. Коллективная монография. М., 2018.
10. Давыдов Р. В. Реформирование системы таможенных органов РФ // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 1. С. 9–20
11. Дмитриева О.А. Технологии "единое окно" и "блокчейн" как пути совершенствования межведомственного информационно-технического взаимодействия // Таможенное дело. 2017. № 3. С. 18-21
12. Дробот Е.В., Коновалова Е.А. Совершенствование электронного декларирования в таможенных органах Российской Федерации/ Е.В. Дробот // Экономические отношения. 2017. Том 7. № 2. С. 143-158 5
13. Жуков Д. Б. Направления развития технологий совершения таможенных операций в центрах электронного декларирования // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 1. С. 20–28.
14. Крутиков В.К., Косихина О.П., Мигел А.А. Российские особенности внедрения цифровых технологий в условиях санкций // Экономика и предпринимательство. 2018. № 5 (94). С. 66-69
15. Мантусов В. Б., Шкляев С. В. Информационные таможенные технологии в обеспечении соблюдения запретов и ограничений во внешней торговле и защиты прав интеллектуальной собственности // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 4. С. 78–85.
16. Никитченко И. И., Липатова Н. Г. Возможности использования информационных технологий в условиях ТК ЕАЭС // Вестник Российской таможенной академии. 2018. № 2. С. 34–43
17. Терещенко Д.В. Направления развития информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах // Вестник Российской таможенной академии. 2021. №2 (55).
18. Фоменко Н.М., Капустина Н.В. Электронно-сетевые инструменты как инновационная составляющая коммуникационных связей публичного управления // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2017. № 4. С. 68–72
19. Цифровая экономика. Бизнес-процессы электронной таможни / Мантусов В.Б., Башлы П.Н., Гамидуллаев С.Н. и [др.]; под ред. В.Б. Мантусова/ М.: Юнити, 2020. 417 с.
20. Терещенко Д.В. Направления развития информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах // Вестник Российской таможенной академии. 2021. №2 (55).
21. Круглый стол международного таможенного форума 2021 организатор: ГУИТ «От автоматизации таможенных операций к интеллектуальной таможне». Доклад начальника главного управления информационных технологий Скибы В.Ю. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://forum.customs.gov.ru/uploads/16_4.pdf?ysclid=l2qf4b92oi