Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что мировые современные достижения в лыжном спорте сегодня настолько велики, что без систематической подготовки с юных лет нельзя рассчитывать на высокую результативность в зрелом возрасте спортсмена. Подготовка юных лыжников-гонщиков - одна из главных задач подготовки спортивного резерва, поднятия престижа лыжного спорта в стране.
Вопросы подготовки юных лыжников-гонщиков в настоящее время являются одними из наиболее актуальных в построении спортивной тренировки.
Вся многолетняя подготовка лыжника-гонщика должна рассматриваться как управляемая система, нацеленная на достижение наивысших результатов в соответствии с динамикой возрастного развития, индивидуальными особенностями спортсмена и принципами и закономерностями становления спортивного мастерства в лыжных гонках.
Процесс многолетней подготовки лыжника весьма сложный и динамичный. Современному этапу развития спорта присущ ряд особенностей, которые оказывают существенное влияние на организацию подготовки спортсменов и ставят перед тренером и спортсменами новые, очень сложные задачи и требования, которые заставляют искать соответствующие формы организаций тренировочного процесса.
Воспитание скоростных способностей предусматривает использование разнообразных средств и методов физической культуры. Вопросы, связанные с развитием и совершенствованием скоростных способностей, повышением физической подготовленности, рассматриваются в работах многих ученых. Уровень развития скоростных способностей – один из важнейших показателей специальной физической подготовленности (Л. М. Максимков; Д. Динков; С. Ю. Тюленьков).
Проблема рационализации средств и методов скоростной подготовки спортсменов постоянно находится в поле зрения ученых и практиков, таких как Ю. В. Верхошанский, В.М. Зациорский и др.
Скоростные способности по праву являются одним из наиболее важных физических качеств. Они в значительной мере определяет успех выступления в соревнованиях.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс.
Предмет исследования - средства и методы развития скоростных способностей у лыжников-гонщиков 11-12 лет.
Цель курсовой работы – рассмотреть теоретическое обоснование скоростных способностей у юношей 11-12 лет в лыжных гонках.
Задачи:
-Анализ научно-методической литературы по анатомо - физиологическим особенностям юношей 11-12 лет.
-Анализ научно-методической литературы по психологическим особенностям юношей 11-12 лет.
-Анализ научно-методической литературы различных авторов о видах, средствах и методах скоростных способностей юношей 11-12 лет в лыжных гонках
-Анализ научно-методической литературы различных авторов по методике воспитания скоростных способностей контрольные упражнения для определения уровня скоростных способностей.
Методы исследования - анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1 Теоретические аспекты развития скоростных способностей у юношей 11-12 лет
1.1 Анализ научно-методической литературы по анатомо - физиологическим особенностям юношей 11-12 лет
Под анатомо-физическими особенностями развития детей понимают комплекс морфофункциональных характеристик организма, который определяет запас его физических сил. К ним относятся рост и масса тела.
Физическое развитие детей 11-12 лет резко отличается от развития детей старшего школьного возраста. Остановимся на физиологических особенностях детей отнесенных к группе среднего школьного возраста. По некоторым показателям развития большой разницы между мальчиками и девочками младшего школьного возраста нет, до 11-12 лет пропорция тела у мальчиков и девочек почти одинаковы. В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается.
Возраст 11-12 характеризуется равномерным и довольно интенсивным темпом роста всего организма и отдельных его частей, нарастанием функциональных резервов организма.
Этапы, на которых происходят значительные изменения, называют критическими периодами. Критическими потому, что они играют особую роль в жизни организма. Например, недостаточность внимания у детей 8-9 и 12-13 лет приводит к значительному отставанию их физического развития, поскольку задерживается рост тканей трубчатых костей.
В этом возрасте наблюдается усиление темпа роста позвоночника. Позвоночник у ребенка остается эластичным и изгибы его слабо фиксированы, что легко приводит к его искривлениям в неблагоприятных условиях. Костная система у детей в состоянии усиленного роста. Особенно быстро растут трубчатые кости верхних и нижних конечностей, а так же позвоночника в высоту.
Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряют процесс окостенения, могут замедлить рост трубчатых костей в длину.
Ярко выраженных половых признаков пока не наблюдается, организм по-прежнему остается детским. И мальчики, и девочки прибавляют в весе практически одинаково (около 2-2,5 кг), а вот в росте мальчики немного лидируют. В среднем за год ребенок подрастет на 5-7 см независимо от половой принадлежности. [12]
Ввиду больших умственных нагрузок (школьная программа, спортивные секции) ребенку нужно восстанавливать силы с помощью крепкого здорового сна, продолжительностью 9-11 часов. Несмотря на большую умственную нагрузку, дети довольно активны физически: они умеют прыгать с большой высоты с точным приземлением на обе ноги, лазить по канату, бегать на дальние расстояния, кататься на лыжах, самокате, роликах и скейте. В этот период мышцы и суставы ребенка довольно гибкие, прекрасно поддаются физическим нагрузкам в виде растяжки, но не силовых упражнений с утяжелением.
Физическое развитие детей 11-12 лет характеризуется:
-быстрым ростом на фоне относительно медленного набора массы тела;
-равномерным развитием опорно-двигательного аппарата;
-интенсивным развитием крупных мышц рук и ног.
В этот период происходит завершение морфологического развития ЦНС. К возрасту 11-ти лет объём лёгких ребёнка составляет одну вторую объёма лёгких взрослого человека. Дети 11-12 лет имеют потребность в интенсивной двигательной активности, именно в этот период у них формируется предрасположенность к тем или иным видам физической активности.
По данным Я. Коц в период с 6-7 лет до 9-12 лет значительно увеличивается масса легких, количество альвеол приближается к числу взрослых. ЖЕЛ увеличивается с 1,4 -1,6 до 2,2-2,5 литров[12].
У детей 11-12 повышенная по сравнению с подростками 13-14 лет величина минутного объема дыхания на 1 кг.
Важной особенностью детей 11-12 является динамика развития анализаторов. В этом возрасте отличается так же недостаточная зрелость областей коры головного мозга, программирующих и контролирующих произвольные движения, что отражается на освоении так и на восприятии многих движений со сложной двигательной структурой.
Воспитание физических качеств 7-12 лет имеет свои особенности. Направленное воздействие на развитие тех или иных физических качеств обеспечивается подбором физических упражнений и методикой занятия. Важнейшие требования к методике воспитания физических качеств в период возрастного становления организма – всесторонность воздействия, соразмерность нагрузок функциональность возможностей растущего организма, соответствие воздействующих факторов особенностям этапов возрастного развития[14].
Школьный возраст 11-12 лет характеризуется наиболее спокойным периодом в развитии детей. Для него характерно преобладание темпов роста над увеличением массы тела. Окостенение скелета происходит неравномерно. В 9-11 лет заканчивается окостенение фаланг пальцев. Вырастают клыки и малые коренные зубы в 10-12 лет. Происходит развитие костей таза, у обоих полов он идет равномерно. К 12-13 годам заканчивается окостенение запястья и пясти. Не завершено окостенение кисти и стопы. В костной ткани у детей этого возраста много органических веществ и воды, но мало минеральных веществ, поэтому при неправильных позах и чрезмерных нагрузках кости могут легко изгибаться. Скелет содержит значительное количество хрящевой ткани, суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается.
Подвижность в суставах развивается неравномерно в различные возрастные периоды. У детей 11-12 лет активная подвижность в суставах увеличивается, в дальнейшем она уменьшается. Объем пассивной подвижности в суставах также с возрастом уменьшается. Причем, чем больше возраст, тем меньше разница между активной и пассивной подвижностью в суставах. Это объясняется постепенным ухудшением эластичности мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков и другими морфологическими изменениями. Возрастные особенности суставов необходимо принимать во внимание в процессе развития и гибкости [7].
Специальное воздействие физическими упражнениями на подвижность в суставах должно быть согласовано с естественным ходом возрастного развития организма.
Этот возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей (скоростные и координационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности) [3].
У детей 7-12 лет о состоянии технической подготовленности (качество сформированности двигательных умений и навыков) судят по показателям: объема освоенных технических действий (общее количество); эффективности освоенных технических действий (их соответствие с показателями и индивидуальными особенностями); стабильности действий и приемов (способность качественно исполнять их в различных условиях (в том числе и помехоустойчивость); вариативности (способность к коррекции двигательных, действий в конкретных условиях) [5].
У детей слабо выражена способность к произвольной регуляции дыхания. Произвольная регуляция дыхания совершенствуется параллельно развитию речи и приближается к уровню взрослого к 11 – 12 годам [4]. Созревание периферического аппарата иннервации мышц заканчивается к 12 годам. До 11-12 лет происходит созревание нервно-мышечных синапсов, совершенствуются процессы проведения моторных команд. К этому времени ребенок может свободно манипулировать предметами, достаточно четко координировать движения рук и ног при выполнении сложных упражнений.
Система крови. У детей до 12 лет кроветворение происходит в костном мозгу всех костей. Кровь младших школьников в возрасте 7 лет составляет 10% от массы тела, в возрасте 11 лет – 8% от массы тела.
У детей, занимающихся спортом, частота дыхания составляет меньшее количество раз в минуту, чем у нетренированных лиц. Глубина дыхания, напротив, у занимающихся спортом всегда больше, что является более экономным приспособлением органов дыхания, и наиболее полно обеспечивает потребности организма кислородом.
Таким образом, в период 11-12 лет организм ребенка отличается гармоничным физическим развитием и стабильным гормональным статусом.
По статистике 80% детей школьного возраста имеют слабое здоровье. Уже при поступлении в первый класс 1 группа здоровья отмечается только у 15% детей. За период обучения с первый по девятый класс число здоровых детей уменьшилось в 4 раза. Практически здоровыми, как отмечает Н.В. Андрощенко, могут быть признаны только 20-25% школьников [1].
В настоящее время известно, что 70% детей 9-10 лет страдает гиподинамией, что ведет к росту заболеваемости, снижению трудоспособности детей, отклонению, задержке, несоответствию нормам в развитии. В связи с этим особую актуальность приобретает разработка комплексных оздоровительно-профилактических мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, способствующих психическому, эмоциональному, речевому развитию детей. Только благодаря усилиям специалистов разных дисциплин способны создать систему, гармонично воздействующую на становление личности ребенка.
Физическими способностями называются условия, которые представляет организм, обычно связанные с развитием определенной деятельности или действия. Эти физические способности определяются генетикой, хотя они могут быть улучшены путем обучения.
Можно различить условные физические возможности и физические координационные способности. Условными возможностями являются скорость, сила, выносливость и гибкость. Это означает, что условные физические возможности связаны с возможностью сделать движение за наименьшее возможное время, преодолеть сопротивление благодаря напряжению, выдержать усилие во времени.
Координационные физические возможности, с другой стороны, являются теми, которые позволяют упорядоченным действиям достигать цели. Реакция, ритм, баланс, ориентация, адаптация, дифференциация и синхронизация или связь являются частью этого класса физических способностей [11].
Можно сказать, что физические способности определяют двигательную активность школьника. Поэтому, чтобы улучшить спортивные результаты в спорте, необходимо выполнить работу по оптимизации физических способностей с помощью специальных упражнений. Таким образом, можно улучшить скорость, силу, баланс, реакцию и т. д.
Развитие скоростных способностей школьников также устанавливают предел, установленный генами, которые не могут быть преодолены с помощью тренировок: ни один человек не может бегать со скоростью двести километров в час, независимо от того, как сильно он тренируется.
Пределы физических способностей являются одной из наиболее часто обсуждаемых тем среди специалистов в различных областях, в которых использование тела является основополагающим для достижения целей, таких как спортивные и художественные дисциплины [6].
Попытки развития скоростных способностей в зрелые годы - сложны и малоэффективны, в то время как школьный возраст имеет благоприятные предпосылки для воспитания быстроты движений. Исследователи рассматривают школьный возраст как важнейший для стимулирования двигательной подготовленности учащихся и, прежде всего таких качеств, как быстрота и координация движений, период интенсивного развития скоростных способностей.
В этом возрасте благодаря активному развитию функций двигательного анализатора дети легко усваивают разнообразные формы движений. Для них обучение новым движениям с развитием координационных способностей становится привлекательным и доступным. В то же время дети трудно выполняют отдельные параметры, плохо переносят однообразные упражнения, быстро утомляются. Их привлекают те упражнения, которые они могут быстро освоить.
Физическое развитие школьника в большей степени связано с развитием двигательных качеств в разные периоды его роста. Сегодня весьма актуально изучение особенностей воспитания быстроты школьников 10-летнего возраста, именно в этот период начинается основное ускорение быстроты, организм хорошо приспосабливается к скоростным нагрузкам, растет темп движений и все функциональные системы организма этого возрастного этапа наиболее пластичны, обладают значительными возможностями [9].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, Е. П. Коллекция лучших физминуток для 5-11 классов. Методическое пособие / Е.П. Алексеева. - М.: Издательство Ольги Кузнецовой, 2016. - 112 c.
2. Арзуманов, С.Г. Физическое воспитание в школе учащихся 10-11 классов: учебно-методическое пособие для учителя / С. Г. Арзуманов. - Ростов-на- Дону : Феникс, 2010. - 413 с.
3. Барчуков, И.С. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / И.С. Барчуков и др. - М.: Советский спорт, 2013. - 431 c.
4. Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: Учебное пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М.: КноРус, 2013. - 240 c.
5. Грибачева, М. А. Программа интегративного курса физического воспитания для учащихся начальной школы / М.А. Грибачева, В.А. Круглыхин. - М.: Человек, 2016. - 248 c.
6. Громадский Э. С. Физическая подготовка. - М.: Физкультура и спорт, 2010- 207с.
7. Губа, В. П. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи / В.П. Губа, О.С. Морозов, В.В. Парфененков. - М.: Советский спорт, 2016. - 208 c.
8. Елизарова, Е.М. Физическая культура 2-4 классы. Уроки двигательной активности. / Е.М. Елизарова. - М.: Советский спорт, 2013. - 95 c.
9. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. - М: ACADEMIA, 2011. - 264 с.
10. Зациорский В.М. Физическая подготовка.- М: Изд-во Рыбари,2000.-224с.
11. Ивойлов А.В. О необходимости введения курса теоретических основ спортивной тренировки // Теория и практика Физической Культуры.- 2008.-№5.-с.67-68.
12. Кун, Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Л. Кун. - М.: Радуга, 2013. - 400 c.
13. Лях В.И. Скоростные способности: основы тестирования и методика развития. Физическая культура в школе. 2007. - №3. - С.2-8.
14. Максачук, Е. П. Актуализация формирования спортивной культуры личности молодого поколения / Е.П. Максачук. - М.: Спутник +, 2016. - 104 c.
15. Матвеев Л.П. Теория спорта как наука и учебный предмет // Теория и практика Физической Культуры.- 2012.-№3.-с.62-66.
16. Мельников, П.П. Физическая культура и здоровый образ жизни студента (для бакалавров) / П.П. Мельников. - М.: КноРус, 2013. - 240 c.
17. Мищенко, B.C. Функциональные возможности спортсменов /В.С. Мищенко. - Киев: Здоровья, 2000. - 200 с.
18. Муллер, А.Б. Физическая культура: Учебник для вузов / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. - М.: Юрайт, 2016. - 424 c.
19. Озолин, Н.Г. Основы специальной физической подготовки спортсмена/ Н. Г. Озолин. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 479 с.
20. Пьязин, А.И. Группы упражнений для развития скоростно-силовых качеств/ А.И. Пьязин// Физкультура и спорт, 2015. – № 4. – С. 8-12.
21. Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов/ Под ред.В.П. Филина - М: Физкультура и спорт, 2008. - 102 с.
22. Туманян Г.С. Физическое воспитание. М: Изд-во Физкультура и спорт.- 2016- 390с.
23. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / Под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 431 c.
24. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие/ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2007. - 480 с. 53.
25. Янсон, Ю. А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога / Ю.А. Янсон. - М.: Феникс, 2013. - 640 c.