Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В современных условиях особое значение приобретают проблемы грамотности и родного языка. Достаточно тревожная ситуация с грамотностью молодых россиян, о чем свидетельствуют результаты ЕГЭ и международных программ оценки качества образования (Е.Л. Григоренко, К.Н. Поливанова и др.).
Дети с речевыми нарушениями составляют самую многочисленную группу дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Специалисты отмечают, что многообразие форм логопедии с различной этиологией и симптоматикой свидетельствует о выраженной тенденции к усложнению структуры речевых нарушений и качественному изменению логопедического контингента. У многих детей речевая недостаточность носит недифференцированный мозаичный характер и связана с недостаточностью перцептивной, двигательной, познавательной и других сфер психической деятельности ребенка (Т.Н. Волковская, А.Н. Корнев, И.Ю. Левченко, А.В. Семенович, О.Н. Усанова и др.).
Следует отметить, что специалисты используют разные термины для речевых нарушений – «патология речи», «нарушения речевого развития», «нарушения речи», «нарушения речи», «нарушения речи», «нарушения речи», «недоразвитие речи». ". ', 'нарушение речи'. На основе лингвистического анализа, проведенного Т.Н. Волковская обосновала термин «дефицит речи» как наиболее адекватный, обобщенный и нейтральный для характеристики речевого контингента как по возрасту, так и по качеству (Т. Н. Волковская).
В дошкольном детстве окружающие ребенка взрослые часто не придают значения некоторым особенностям его развития, рассматривая их как самостоятельные варианты нормы или полагая, что трудности исчезают сами по себе с возрастом. Осознание проблемы приходит поздно, когда ребенок, поступающий в первый класс, очень тяжело учится читать и писать и не адаптируется к школьной программе.
Необходимость своевременного выявления в популяции детей с проблемами развития речи и языка с использованием современных методов психологической диагностики является актуальной диагностической задачей службы практической педагогической психологии.
Цель исследования: рассмотреть сравнительную характеристику развития речи у детей с различными речевыми нарушениями;
Объект исследования: речевое развитие в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: сравнительная характеристика развития речи у детей с различными речевыми нарушениями.
Задачи исследования:
1.Описать современные психолого-педагогические исследования развития речи у дошкольников;
2. Указать общие закономерности речевого развития в онтогенезе;
3. Проанализировать современные подходы к классификации речевых нарушений у детей и взрослых;
4. Рассмотреть дифференциальную диагностику развития речи у детей с различными речевыми нарушениями.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЗВИТИИ РЕЧИ
1.1. Современные психолого-педагогические исследования развития речи у дошкольников
На сегодня формирование речи дошкольников занимают важное место в исследованиях большинства ученых. Это вызвано резким снижением вероятности развития детей данного возрастного периода в РФ. Основания такого спада требуют глубокого научного обзора. С точки зрения психологии высказывание рассматривается как взаимосвязь сторон психики, потому что речевая деятельность занимает весомое место в психическом становлении личности, связанное со всеми познавательными процессами.
Наиболее глубокое изучение приобрел начальный этап речевого развития ребенка. Гораздо меньше в психологии раскрыт период речевого развития детей, когда они еще не пошли в школу, примерно в возрасте 3-6 лет они используют язык для общения со своими сверстниками и взрослыми.Ученые, которые проводят исследования данной проблематики, рассматривают установку речи как изменяющуюся систему. Они преимущественно делают так, что на улучшение формирования речи и коммуникативной деятельности школьников, в большинстве случаях, влияют изменения в потребностях, вдохновении,условиях обучения.Одной из первых, кто обратил внимание на речевое развитие ребенка,стала итальянский педагог М. Монтессори.
Она считала, что для этого существует 8-й период-от рождения до шести лет. Основы речи ребенка усваивается самопроизвольно до трех лет, а уже от 3-х до 6-ти лет начинается запись конструкциями. Исследовательница сравнивает процессы с импринтингом и именно через это дети в трехлетнем возрасте получают звуки, слова и принципы грамматического построения предложения. В период усвоения речи на сознательном уровне,дошкольник совершенствует с большей сложностью грамматические формы. Основоположница дошкольной педагогики акцентировала внимание на том, что практически каждый ребенок проходит одиночные этапы формирования речи:лепета, произношение отдельных слов, созданные из двух слов предложения, исключение сложных утверждений [29, С. 16-19].Исследователи развития речи дошкольников, выделяют разное количество этапов формирования речи у детей дошкольного возраста, по-разному называют их и отмечают возрастные границы каждого.
В проведенных О. М. Гвоздевым исследованиям можно отследить доступное проявление различных частей речи, словосочетаний и различных видов предложений увещевании ребенка:- от 3 лет до 3,3 г. расширяются смысловые функции падежей,прилагательные и глаголы правильно согласуются в речи;- от 3,3 г. до 3,6 г. развиваются смысловые функции падежей существительных иконструкции предложений;- от 3,6 г. до 3,9 г. образуются новые слова по аналогии к различным частям речи;- от 3,9 г. до 4 лет широко используются собственные словообразования;- от 4 лет до 4,4 г. грамматические категории преимущественно сформированы [11].Но наиболее объективной и научно обоснованной является теоретическая модель, разработанная А. Леонтьевым:- подготовительный этап (до 1 года);- преддошкольный этап (до 3 лет);- дошкольный этап (с 3 до 7 лет);- школьный этап (с 7 и до конца обучения в школе) [24].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Leonard, L. B. Children with specific language impairment. Massachusetts Institute of Technology. A Bradford Book. MIT Press. Cambridge, Massachusetts — 1998.
2. Norbury C. F., Tomblin J. B., Bishop V. M. D. Understanding Developmental Language Disorders: From Theory to Practice. — Oxford: Psychology Press, 2008. — P. 248.
3. Абелева, И.Ю. Механизмы коммуникативной речи / И.Ю. Абелева. - М.: ПАРАДИГМА, 2012. - 288 с.
4. Бельтюков, В.И. Системный анализ онтогенеза фонемного строя языка / В.И. Бельтюков // Теоретические и прикладные исследования психологии речи / Под ред. Т.Н. Ушаковой, Н.Д. Павловой, И.А. Зачесовой. - М.: 1988. - С. 72 - 91.
5. Белякова Л. И., Филатова Ю. О. Классификация речевых нарушений в отечественной и зарубежной традиции // Декто- логия. — 2007. — № 4. — С. 3-9.
6. Белякова, Л.И. Онтогенез речевой деятельности как приоритетное направление научной школы кафедры логопедии МИГУ / Л.И. Белякова // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. - М.: Прометей МИГУ, 2005. - С. 18 - 24.
7. Волкова Г.А. Методика психолого - логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - С.- П.: "Детство - Пресс", 2008. – 144 с.
8. Волкова Г.А., Илюк М.А. Методика динамического обследования детей с нарушениями речи. - С.- П. 2006. – 70 с.
9. Волосовец Т.В. Преодоление ОНР дошкольников. - М., 2007. – 224 с.
10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: 2006.-470с.
11. Гриншпун Б. М. Классификация нарушений речи // Хрестоматия по логопедии / За ред. М. К. Шеремет, И. В. Мартиненко. — К.: КНТ, 2006. — С. 81-92.
12. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова.- М.: Национальный книжный центр, 2015. - 176 с.
13. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. - М.: АПН, 2001. - 370 с.
14. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин. - М.: Наука, 1982. - 159 с.
15. Жинкин, Н.И. Язык. Речь. Творчество. / Н.И. Жинкин. - М.: Лабиринт, 1998. - 366 с.
16. Жукова Н. С. Логопедия : преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург : ЛИТУР, 2006. – 320 с.
17. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: КнигоМир, 2011. - 320 с.
18. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста / А.Н. Корнев. - СПб.: Речь, 2006. - 380 с.
19. Корнев, А.Н. Системный анализ психического развития детей с недоразвитием речи: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.04 / Корнев Александр Николаевич. - СПб., 2006. - 45 с.
20. Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 304 с.
21. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Союз, 2001. - 222 с.
22. Лалаева, Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Союз, 2004. - 224 с.
23. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. - М.: Просвещение, 1968. - 367 с.
24. Леонтьев, А.А. Исследования детской речи / А.А. Леонтьев // Основы теории речевой деятельности. - М.: Наука,1974. - С. 312 - 318.
25. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, Академия, 2008. - 287 с.
26. Леонтьев, А.А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности / А.А. Леонтьев. - М.: Наука, 2006. - 248 с.
27. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: учебное пособие / Л.В. Лопатина: под ред. Е.А. Логиновой. - СПб.: СОЮЗ, 2005. - 192 с.
28. Лубовский, В.И. Дефекты и недоразвитие речевой функции / В.И. Лубовский // Психолингвистика / под ред. Т.Н. Ушаковой. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - С. 385 - 409.
29. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В.И. Лубовский. - М.: Педагогика, 1989. - 104 с.
30. Международная классификация болезней МКБ-10. Электронная версия. // http://www.mkb10.ru
31. Тверская, О. Н. Диагностика нарушений речевого развития у детей в условиях дошкольного логопункта / О. Н. Тверская // Логопед. – 2010. – № 2. – С. 19-25.
32. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей: (раннего и дошкольного возраста) : пособие для воспитателей дет. сада / Е. И. Тихеева ; под ред. Ф. А. Сохина. – Москва : Просвещение, 1981. – 159 с.
33. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 287с.
34. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. -М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007. — 128 с. (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях)
35. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. - М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2006. - 244 с.
36. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах : избр. психол. тр. / Д. Б. Эльконин. – Москва : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1997. – 416 с.
37. Якубинский, Л. П. Язык и его функционирование / Л. П. Якубинский. – Москва : Наука, 1986. – 208 с.