Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ 6
1.1 Закономерности развитие речи детей раннего возраста 6
1.2 Предпосылки возникновения органических нарушений ЦНС у детей первых лет жизни 8
Выводы по I главе 13
Глава 2. ТЕХНОЛОГИЯ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА 14
2.1 Основные принципы и задачи раннего вмешательства 14
2.2 Современный этап развития ранней помощи детям в Российской Федерации 16
2.3 Технологии раннего вмешательства в современной образовательном пространства 26
Вывод по II главе 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Фрагмент для ознакомления
2
В соответствии с Конституцией Российской Федерации наша страна является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Сегодня разрабатываются и внедряются различные варианты помощи детям с поражением центральной нервной системы, совершенствуется диагностическая и лечебно-коррекционная база, открываются дошкольные учреждения компенсирующего и комбинированного вида, группы кратковременного пребывания, в которых дети с поражением центральной нервной системы могут получить квалифицированную помощь. К сожалению, в подавляющем большинстве эта помощь оказывается детям, начиная с 3-летнего возраста. Таким образом, дети раннего возраста в большинстве случаев оказываются за рамками специального образования.
Говоря о раннем возрасте, мы имеем в виду возраст от 0 до 3-х лет. Этот период является наиболее ответственным в жизни ребенка, поскольку именно в это время у него развиваются ориентировочно-познавательная деятельность, моторные функции, речь. Пластичность мозга ребенка раннего возраста, чувствительность к стимуляции речевого и психического развития, способность к компенсации нарушенных функций делает ранний возраст периодом интенсивного формирования всех органов и систем организма и сензитивным периодом психического развития, определяет большие потенциальные возможности коррекционной помощи. В связи с этим одной из главных задач современного этапа развития отечественной специальной педагогики и психологии является создание единой государственной системы ранней коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии.
В настоящее время система образования ещё плохо и слабо приспособлена к нуждам детей с поражением центральной нервной системы, общество не готово принять детей с поражением центральной нервной системой как равноправных членов социума, не готовы все: дети, педагоги и, к сожалению, даже родители.
Существование всех вышеперечисленных проблем, демографическая и социально-экономическая ситуации подтверждают, что практичность и надобность выполнения работы, связана с организацией и с улучшением положения детей с центральной нервной системой, усовершенствования их качества жизни. На сегодняшний день, дошкольные и школьные учреждения готовы подготовить и разобрать комплекс мероприятий, которые будут способствовать успешной социализации детей в обществе, объединения их с учётом развития каждого ребёнка. На протяжении долгого времени одной из проблем обучения и развития детей с поражением центральной нервной системы остаётся проблема оптимизации психо-коррекционной помощи им на первоначальной стадии школьного образования.
Несформированность многих психических функций относительно возрастной нормы существенно препятствует процессу обучения таких детей. Особенно сильно тормозится освоение учебной деятельности из-за отставания в развитии базовых сфер психики, связанных с процессом непосредственного познания — сенсорной, моторной и речевой. В этот период необходимо оказание младшим школьникам комплексной дифференцированной помощи, направленной на преодоление трудностей овладения социальными и познавательными компетентностями, что в конечном итоге будет способствовать более успешной их адаптации и интеграции в общество.
Объект: дети с нарушениями центральной нервной системы
Предмет: Система ранней помощи детям с органическими нарушением центральной нервной системы.
Цель: изучить психолого-педагогические условия развития детей с органическими нарушениями в системе ранней помощи
Задачи:
1. Рассмотреть особенности психического развития детей с разными типами нарушений
2.Изучить особенности развития детей с нарушениями здоровья
3.Исследовать особенности организации ранней помощи детям с органическими поражениями центральной нервной системы
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ
1.1 Закономерности развитие речи детей раннего возраста
Первый год жизни (подготовительный возраст) крайне важен для речевого развития ребёнка, так как идёт активное созревание речевых областей мозга. Первый год – это доречевой период, который является фундаментом для дальнейшего становления речи. Его условно можно разделить на следующие этапы: первый (0 – 3 мес.) – развитие эмоционально-выразительных реакций; второй (3 – 6 мес.) – время появления голосовых реакций (гуления и лепета); третий (6 – 10 мес.) – начало развития понимания речи, активного лепета; четвёртый (10 мес. – 1 год) – время появления первых слов. [2].
Первый этап (0 – 3 мес.) - Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни отражает состояние крохи. Интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.
Второй этап (3 – 6 мес.) - К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: "а-а-а-а", "гу-у-у", "а-бм", "бу" и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: "гн-агн", "рн", "кхн" и т.д. Гуление есть абсолютно у всех детей. Дети всего мира гулят одинаково: в речи крохи можно услышать звуки всех языков. Но позже малыш отберёт только те звуки, которые свойственны его родному языку. [13].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка. -М.,2014.
2.Аксенова, Л. И. Ранняя помощь детям с ОВЗ как одно из приоритетных направлений развития современной системы образования // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2017. — № 6. — С. 7—12.
3.Ахпашева И.Б. Информационные и коммуникационные технологии в специальном образовании : учеб. пособие. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2019. – 100 с. (50 экз.)
4.. Басилова Т.А., Александрова Н.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития: пособие для родителей. -Москва:Изд-во «Либроком»,2014.
5.Галасюк И. Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Кураторство семьи особенного ребенка: учеб. пособие для СПО / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. — М.: Юрайт, 2019. — 179 с.
6.Глухов В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для СПО / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 295 с.
7.Инклюзивное образование [Текст] : настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ : [методическое пособие] / [Староверова М. С и др. ; под редакцией М. С. Староверовой]. - М. : ВЛАДОС, 2014 (5 экз.)
8.Евсеев С.П. и др. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения. Учебное пособие. - М.: Советский Спорт, 2014. - 298 с. (3 экз.)
9.Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования : Монография /В.Г.Гончарова - М.: НИЦ ИНФРА-М, СФУ, 2020 (1экз.)
10.Коняева Н. П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития [Текст] : рекомендовано УМО по специальностям пед. образования : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Олигофренопедагогика" / Н. П. Коняева, Т. С. Никандрова. - М. : ВЛАДОС, 2014 (10 экз.)
11.Коррекция речевых нарушений у детей: игровые методы и приёмы: пальчиковый тренинг, сопряжённая гимнастика / авт.-сост. С.И. Токарева. – Волгоград: 2016. – 171 с
12.Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми 5-7-ми лет с нарушением речи [Текст] / автор-составитель С. Ф. Рыжова. - 2-е изд., перераб. - Волгоград : Учитель, [2017?] (5 экз.)
13.Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / сост.: Г. А. Поваляева, Н. А. Солдатова. - Абакан : Изд-во Хак. гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2018 (120 экз.)
14.Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учеб. пособие для вузов / И. И. Мамайчук. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 318 с.
15.Медведева, Е. А. Познание мира культуры ребенком с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие / Е. А. Медведева. — М.: Юрайт, 2018 (3 экз.)
16.Медико-биологические основы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] : учебно-методический комплекс по дисциплине : учебнотеоретическое пособие / сост. Е. Н. Теселкина. - Абакан : Изд-во Хак. гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2017 (100 экз.)
17.Методические рекомендации по созданию системы ранней помощи в структуре доступного и непрерывного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. — М., 2016. 234 с.
18.Михальчи, Е. В. Инклюзивное образование : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Михальчи. — М. Юрайт, 2018 (2 экз.)
19.Микляева Н. В. Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии. — М.: Юрайт, 2020. — 522 с.
20. Науменко Л.Л., Морозова Е.В., Жукова Е.В., Романова З.А.Ранняя помощь семьям и детям-инвалидам и сопровождение. //Медик -социальные проблемы инвалидности. 2014.
21Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида [Текст] : в 2 ч.: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Сурдопедагогика" . Часть 1 / [Е. Г Речицкая и др.] ; под редакцией Е. Г. Речицкой. - М. : ВЛАДОС, 2013 (5 экз.)
22.Приходько О.Г., Югова О.В., Становление системы ранней помощи в России. -М.,2015.
23.Рау М. Ю.Обучение изобразительному искусству дошкольников с недостатками развития слуха и ЗПР [Текст] : методическое пособие / М. Ю. Рау. - М. : ВЛАДОС, 2014 (5 экз.)
24.Рипа, М. Д. Лечебно-оздоровительные технологии в адаптивном физическом воспитании : учебное пособие для академического бакалавриата / М. Д. Рипа, И. В. Кулькова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018 (3 экз.)
25.Ромм Т. А. Педагогика социального воспитания: учеб. пособие для академического бакалавриата / Т. А. Ромм. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 158 с.
26. Соловьева Л. Г. Логопедия. — М.: Юрайт, 2020. — 192 с.
27.Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья : учебник для академического бакалавриата / Л. В. Мардахаев [и др.] ; под ред. Л. В. Мардахаева. — М.: Юрайт, 2018 (3 экз.)
28.Технические средства реабилитации инвалидов и безбарьерная среда / Е. Е. Ачкасов [и др.]; под ред. Е. Е. Ачкасова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018 (1 экз.)
29. Шашкина Г. Р. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: логопедическая ритмика: учеб. пособие для СПО / Г. Р. Шашкина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2019. — 215 с.
30. Чирков А.А., Шатохина Т.В. Создание государственной системы ранней помощи как перспектива развития специального образования. Стандартизация российского образования. -М. 2013
16. Югова О.В. Вариативные стратегии раннего психолого-педагогичекого сопровождения ребенка с отклонениями в развитии и его семьи: Дисс.канд.пед.н ук.-М.,2012.