Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы заключается в высоком значении компетенцией современных специалистов любой сфере деятельности человека.
Анализ и поиск путей решения любой проблемной ситуации начинается со сбора данных о происходящем, мнений, оценок участников событий. В условиях массовой компьютеризации знание принципов обобщения и обработки собранных данных выступает значимым преимуществом для любого управленца.
В процессе изучения методов сбора и анализа социальной информации студенты знакомятся с понятием социальной информации, ее значимостью в современном мире; учатся составлять программу социологического исследования; изучают качественные и количественные методы сбора социальной информации, актуальность их применения при исследовании различных явлений и процессов; принципы обобщения и обработки данных, основы анализа данных.
Социология существует в первую очередь как исследование. По крайней мере, большинство профессиональных социологов на вопрос о том, чем они занимаются, ответят, что «проводят исследования». Это означает, что социологи занимаются поиском знания об обществе с использованием определенных правил. В любой профессии присутствуют две стороны - работа в соответствии с правилами, инструкциями и творчество. В большинстве профессий преобладает работа по правилам, в некоторых -превалирует элемент творчества. Исследование как профессиональная деятельность находится посередине, между творчеством и работой в соответствии с правилами.
Целью курсовой работы является анализ социологических методов исследования социальной коммуникации
Задачи
Изучить понятие и сущность социальных коммуникаций
Рассмотреть исследования коммуникации социологическими методами Дать общую характеристику ООО Гермес – Строй
Проанализировать социологических коммуникаций на предприятии ООО Гермес – Строй
Дать рекомендации по совершенствованию коммуникаций ООО Гермес – Строй
Предметом курсовой работы являются социологические методы исследования.
Объектом курсовой работы являются социальные коммуникации.
Данная проблема была изучена на основе трудов А.М., Безсокирна Г.П., Бакирова В.С., Албагли К., Ракоти В.Д., Авдашева С.Б., Авдеева В.В., Сарно А.А., Бондарь И.К., Заяц Т.А., Сологуб Е.П., Богиня.
Методы: синтез, анализ полученных результатов, обобщение
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
1.1 Понятие и сущность социальных коммуникаций
Коммуникация является обменом информацией между людьми и их объединениями, который осуществляется при помощи знаков .
Коммуникация призвана создавать благоприятные условия для взаимодействия между индивидуумами.
То есть руководитель, знающий как следует работать организации, передает свои знания работникам. Это необходимо для совместной деятельности предприятия.
Данным примером мы демонстрируем важность коммуникации для общества как формы совместной жизни людей.
Мнение авторов сходятся в том, что без коммуникации невозможно существование экономических отношений, политики, образования и науки. Неслучайно коммуникация охватывает все без исключения сферы жизни общества и более мелких сообществ, на которые оно распадается.
Коммуникация является процессом достаточно сложным и включающим в себя целый ряд компонентов (рисунок 1).
К обязательным условиям социальной коммуникации выступает наличие общего языка. Индивидуумы могут легко вступить во взаимодействие между собой при условии, что они разговаривают на одном языке .
Именно данную возможность призван обеспечивать так называемый литературный язык – язык, на котором говорит образованная часть населения, а также телевидение, радио и пресса. Конкретно на такой язык население должно ориентироваться в своей разговорной речи.
Любой язык предполагает соблюдение довольно жестких правил, которые именуются нормами. Каждый человек сталкивался с нормами, которые призваны определить слова, которые можно употреблять в определенной ситуации.
При этом нужно понимать, что без этих норм язык может распасться на большое число территориальных диалектов.
Часто коммуникация является диалогом, а не монологом. В связи с этим в теории социальной коммуникации появилось понятие обратной связи. Это те последствия, в которых оказывается человек после получения сообщения. Каждому человеку в коммуникации важно получить ответную реакцию от людей, с которыми он коммуницирует .
Такая реакция может выражаться как словесно, так и нет, то есть она должна быть реализованной в поведении человека. Необходимо отметить, что попытки человека исключить любую обратную связь является проявлением тоталитарного стиля общения.
В большинстве случаев, которые считаются в обществе нормальными, люди согласовывают свои действия с другими людьми, а в таком случае нужна обратная связь.
Ряд авторов указывает на то, что в коммуникацию могут включаться, как отдельны люди, так и их объединение. Поэтому существуют следующие деления:
- межличностная коммуникация – мало регламентированная коммуникация между людьми, предполагающая личный, непосредственный контакт;
- коммуникация в малых группах, проходящая в небольших объединениях людей, для которых характерна большая организованность в следствие устойчивых структур информационных потоков, направленных на решения вопросов, которые связанны с существованием данной группы;
- массовая коммуникация, в которую вовлечены очень широкие круги людей, иногда даже все общество в целом.
Далее рассмотрим массовую коммуникацию. Массовая коммуникация является коммуникативным взаимодействием на уровне общества. К примеру, политический деятель при обращении к населению с экрана телевизора, может донести людям свои идеи огромному числу граждан.
Возникает закономерный вопрос как же проявляется социальная природа коммуникации.
- Коммуникация - это социальное действие. Коммуникация всегда будет ориентирована на следующее:
1. на традиции этой коммуникации, которые сложились в данном сообществе;
2. принятые в данном обществе правила и нормы, которые регламентируют взаимодействия в этой социальной группе;
3. возможная реакция на получаемую информацию, то есть реакция, на систему ценностей конкретно взятого человека, всего общества, а, поэтому и на принятое общественное мнение.
Здесь мы понимаем, что названные выше признаки можно отнести с понятием социального действия. Поэтому конкретно происходящий акт социальной коммуникации или его компонентов выходят на общественный суд. Тогда важным является факт того, как общественное мнение будет оценивать те моменты, которые затрагивает данная коммуникация.
- Любая коммуникация всегда подчиняется нормам с социальной природой. Социальным функционированием языка выступает речевой этикет, табу и эвфемизмы.
Речевой этикет - это система устойчивых формул в общении между людьми, которые им предписывает общество, как устойчивое правило речевого поведения, которое применяют члены общества. Данные правила призваны регламентировать способы и формы, установленные в речевом контакте собеседников.
- Язык связан со стратификационной структурой общества. Так, Б. Бернстайн предложил классовый подход к языку, разграничив ограниченный и разработанный код .
Для ограниченного кода характерен факт вхождения в данный код знаков, которые характеризуются размытыми значениями, так как зависят от контекста, а также от того, что использующие их люди имеют общие ценности и практики. Разработанный код, напротив, гораздо более определен и ясен, в меньшей степени зависит от контекста и разделяемых собеседниками практик и ценностей. Бернстайн предположил, что каждый из указанных кодов характерен для общения различных слоев общества и, более того, навязывается (транслируется) системой образования. Соответственно, представители нижних слоев, общества пользуются ограниченным кодом, тогда как представители среднего слоя - обоими кодами в одинаковой степени.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белл Д., Грядущее постиндустриальное общество / Д.Белл. М. Академия, 2020 С. 126
2. Богатыренко, З.С. Выявление и оценка резервов роста производительности труда на промышленных предприятиях (объединениях) / З.С.Богатыренко. – М.: Экономика, 2020. – 244 с.
3. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе./В.Р. Веснин; - М.: Юрист, 2018
4. Горшков М. Н. Прикладная социология: методология и методы : учеб. пособие / М. Н. Горшков, Ф. Э. Шереги. — М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2020
5. Глумаков В.Н. Организационное поведение: учеб. пособие /В.Н. Глумаков; - М.: Финстатинформ, 2018
6. Жданов О. Социально-психологический климат в коллективе /О. Жданов; HR-портал: сообщество профессионалов. - 2017.
7. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда: Учеб. для вузов / Б.М.Генкин. – М.: Издат. группа «НОРМА – ИНФРА – М.», 2019. – 374 с.
8. Каташинских, В. С. Методы сбора социальной информации: учеб. пособие / В. С. Каташинских. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. -124 с. ,
9. Касьянов, В.В. Социология для юристов / В.В. Касьянов. М. 2019. 360 с.
10. Кравченко А. И., Анурин В.Ф. Социология, учебник/ А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин Социология, М., Лидер, 2020, 407 с.
11. Култыгин В. П. Количественный и качественный анализ: органическое единство или автономия / В. П. Култыгин // Социол. исслед. - 2019.- № 9. - С. 3–14.
12. Лагун А.Е. Невербальное поведение в процессе группового фокусированного интервью / А.Е. Лагун. Электронный ресурс: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2004-02/lagun.pdf.
13. Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация / В.П. Морозов. М.: 2019. 300 с.
14. Петрова, Марина Влияние социальной ответственности на улучшение условий труда в России / Марина Петрова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2021. - 168 c.
15. Соколов А. В. Введение в теорию социальной коммуникации : учеб. пособие / А. В. Соколов // Bugabooks.ru : [сайт]. URL: http://bugabooks.com/book/35- vvedenie-i-teoriyu-socialnoj-kommunikacii/2-annotaciya.htm
16. Социологический энциклопедический словарь / под ред. Г. В. Осипова. - М. : Инфра-М-Норма, 2020.
17. Шляпентох В. Э. Проблемы качества социологической информации: достоверность, репрезентативность, прогностический потенциал / В. Э. Шляпентох. — М. : ЦСП, 2021.
18. Федорец, А.Г. Аттестация рабочих мест по условиям труда. Новый порядок глазами экспертов. Учебно-методическое пособие / А.Г. Федорец. - М.: Институт безопасности труда, 2020. - 416 c.
19. Чамкин А.С. Основы коммуникологии (теория коммуникации) / А.С. Чамкин. М.: 2020. 260 с.
20. Ядов В. А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. — Изд. 2-е / В. А. Ядова М. : Наука, 2021.