Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы работы заключается в том, что в обширной тематике, которая разрабатывалась в период античности, представлены фундаментальные проблемы государства, власти, политики, права, закона и т.д., которые и в настоящее время остаются популярными и неотъемлемыми при изучении государства и права различных правовых семей. Одним из античных ученых, который изучал эти проблемы, был Полибий.
Полибий (210 – 128 гг. до н.э.) был выдающимся древнегреческим мыслителем и политическим деятелем эллинистического периода. Он был одним из первых, кто признал необходимость разграничения власти в государстве. Изучив процесс становления и развития Рима, он пришел к выводу, что стабильность государственного устройства напрямую зависит от сбалансированного распределения власти и гармоничного смешения трех ее юрисдикций. По Полибию, именно микстовая форма правления была способна реализовать сочетание трех «не выродившихся» форм государства: монархии, аристократии и демократии. Например, в Римской республике периода ее расцвета были идеально соединены элементы монархии (в виде власти двух консулов), аристократии (в лице Сената) и демократии (три комиции). И при этом только народные собрания принимали законы, выбирали магистратов, решали вопросы войны и мира. Подобное сочетание народного суверенитета, представительного органа и коллегиально-единоличного управления было воплощением идеала государственного равновесия, взаимного политического баланса. Другими историческими примерами Полибий называл общественный строй Спарты, Карфагена и Крита.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере государственного правления по Полибию.
Предметом исследования выступает творчество Полибия и его политическая концепция.
Целью данной работы является рассмотрение образа правления созданного Полибием во «Всеобщей истории».
Данная цель обусловила постановку следующих задач: рассмотреть влияние философии стоицизма на политическую концепцию Полибия; проанализировать «неопределимую предопределенность» стоиков как звено в цепи причинно-следственных связей во «Всеобщей истории» Полибия; охарактеризовать «истинную демократию» в Ахейском союзе по Полибию; исследовать круговорот форм государства Полибия.
Методологическая основа исследования включает в себя как общенаучные, так и специально-исторические методы. Для достижения поставленных задач нельзя было обойтись без историко-критического метода, приемов систематизации и терминологического анализа. Историко-сравнительный и историко-генетические методы применялись для выявления сходства и различия взглядов Полибия с мнением других античных авторов. Наконец, нами широко употреблялся классический для антиковедения метод комплексного анализа всех доступных исторических источников, необходимых для достижения поставленной цели.
Структура работы предопределена поставленными целью и задачами и состоит из введения; двух глав, содержащих четыре параграфа; заключения; списка использованных источников.
1. ФИЛОСОФСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОЛИБИЯ
1.1. Влияние философии стоицизма на политическую концепцию Полибия
На мировоззрение любого историка, так или иначе, оказывают влияние философские убеждения, которые он стремится донести через свои сочинения. Особенно актуально это для эпохи античности, когда различные философские школы предлагали собственные варианты видения исторической действительности и закономерностей ее развития. Многие древние историки, являющиеся одновременно приверженцами определенных школ, в своих исторических произведениях пытались осмыслить ход развития событий через призму собственных философских убеждений.
Не стал исключением и Полибий, автор «Всеобщей истории». Однако исследователям доподлинно неизвестно, философия какой из античных школ наиболее привлекала историка . Cам Полибий не указывает прямо на такую принадлежность. Он также нигде не высказывает даже косвенной симпатии к какой-либо школе, ограничиваясь хвалебными речами в сторону отдельных мыслителей . Более того, судя по всему, Полибий с иронией воспринимал философов, а в отдельных случаях даже прибегал к их открытой критике. В тексте «Всеобщей истории» можно найти насмешки Полибия над Афинской академией и ее учением: «Так, иные академики с целью запутать собеседника в расспросах о предметах, по общему мнению, познаваемых или непознаваемых, прибегают к самым причудливым суждениям и уснащают свою речь множеством необыкновенных доводов; так, например, предлагают вопрос: можно ли, находясь в Афинах, обонять запах яиц, которые варятся в Эфесе» .
Потому философскую принадлежность Полибия можно вычленить лишь искусственно, на основе косвенных свидетельств.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гай Веллей Патеркул. Римская история / Гай Веллей Патеркул; пер. с лат. А.И. Немировского, М.Ф. Дашковой. – Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1985. – 211 с.
2. Гур А.Н. Влияние философии стоицизма на политическую концепцию Полибия // Вестник Барановичского государственного университета. Серия: Исторические науки и археология, Экономические науки, Юридические науки. – 2019. – № 7. – С. 23-28.
3. Егоров А.Б. Античная демократия и римская политическая система (античные и современные политические теории) // Мнемон: исследования и публикации по истории античного мира / под общ. ред. Э.Д. Флорова. – СПб., 2013. – Вып. 13. – С. 207-226.
4. Кащеев В.И.Фрэнк У. Уолбанк как исследователь Полибия // Политика, идеология, историописание в римско-эллинистическом мире: материалы научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора Фрэнка Уильяма Уолбанка (Казань, 9-11 декабря 2009 г.). – Казань, 2009. – 10-20.
5. Квашнин В.А. Об одном парадоксе римских законов о роскоши // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2017. – № 4. – С. 85-96.
6. Конрад Н.И. Полибий и Сыма Цянь // Вестник древней истории. – 1965. – № 4. – С. 3-25.
7. Лимонов В.А. Римский опыт циклического историзма // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Серия «История, социология». – 2008. – № 56. – С. 163-173.
8. Марк Туллий Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве / Марк Туллий Цицерон; пер. с лат. Ф.А. Петовкого, И.П. Стрельниковой, М.Л. Гаспарова; под ред. М.Л. Гаспарова. – М.: Ладомир, 1994. – 475 с.
9. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции: Монография. – 2-e изд., стер. – М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2018.– 272 с.
10. Павсаний. Описание Эллады / Павсаний; пер. с древнегреч. С.П. Кондратьева; под ред. Е.В. Никитюк. – СПб.: Алетейя, 1996. – Кн. V-X. – 562 с.
11. Плутарх. Сравнительные жизнеописания: в 3 т. / Плутарх; пер. с древнегреч. С.П. Маркиша, М.Е. Грабарь-Пассек, С. И. Соболевского. – М.: Изд-во АН СССР, 1961. – Т. 1. – 504 с.
12. Полибий. Всеобщая история: в 2 т. / Полибий; пер. с древнегреч. Ф. Мищенко; под ред. А. Лактионовой. – М.: АСТ, 2004. – Т. 2. Кн. XI-XXXIX. – 765 с.
13. Полибий. Всеобщая история: в 2 т. / Полибий; пер. с древнегреч. Ф. Мищенко; под ред. А. Лактионовой – М.: АСТ, 2004. – Т. 1. Кн. I-X. – 765 с.
14. Пономаренко В.А. Вклад Полибия в осмысление смешанного правления в античном мире // Право, общество, государство: проблемы теории и истории: сборник материалов Международной студенческой научной конференции. – М.: Российский университет дружбы народов, 2019. – С. 136-137.
15. Рубан Я.Е. Учение Полибия о формах государства // Аллея науки. – 2018. – Т. 7. – № 5 (21). – С. 1065-1070.
16. Сидорович О.В. Pax pomana во «Всеобщей истории» Полибия // Новый исторический вестник. – 2001. – № 2 (4). – С. 15-21.
17. Сизов С.К. «Истинная демократия» в Ахейском союзе времен Полибия // Мнемон: Исследования и публикации по истории античного мира. – 2018. – № 18-1. – С. 325-338.
18. Сизов С.К. Существовал ли союзный совет в Ахейской федерации во времена Полибия? // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2015. – № 3. – С. 107-114.
19. Степанова А.С. Полибий и стоики (к вопросу о некоторых концептуально-терминологических параллелях) // Вестник древней истории. – 2005. – № 4 (255). – С. 158-173.
20. Степанова А.С. Философия Стои как феномен эллинистическо-римской культуры. – СПб. : Петрополис, 2012. – 400 с.
21. Столяров А.А. Стоя и стоицизм. – М.: Ками Груп, 1995. – 448 с.
22. Стрелков А.В. Полибий // Большая Российская энциклопедия / Ответственный редактор: С. Л. Кравец. – М.: Энциклопедия, 2014. – 766 с.
23. Татарников Д.Г. Политика и историография: к становлению исторического метода Полибия // Новый век: история глазами молодых: сборник научных трудов аспирантов и студентов исторического факультета СГУ. – Саратов, 2006. – С. 17-25.
24. Тыжов А.Я. К вопросу о философской принадлежности Полибия // Альманах современной науки и образования. – 2016. – № 1. – С. 95-98.
25. Тыжов А.Я. «Непреодолимая предопределенность» стоиков как звено в цепи причинно-следственных связей во «Всеобщей истории» Полибия // Манускрипт. – 2020. – Т. 13. – № 3. – С. 136-141.
26. Фриц К. Теория смешанной конституции античности. Критический анализ политических взглядов Полибия / пер. с англ. А.Б. Егорова, Г.А. Лапис. – СПб., 2007. – 422 с.