Фрагмент для ознакомления
2
единого налога при применении УСНО) на 4,79% с 1399 тыс. руб. до 1332 тыс. руб.
Данные о динамике прибыли ООО «Оникс» представлены на рис. 7.
Рисунок 7 – Динамика прибыли в ООО «Оникс» в 2015-2016 гг.
Финансовые результаты деятельности ООО «Оникс» положительные, деятельность организации приносит прибыль, что позволяет заняться вопросами обновления оборудования, расширения ассортимента и расширения обслуживаемого сегмента рынка (продажи продукции предприятия не только индивидуальным заказчикам, но и оптовые продажи модулей мебели торговым организациям города и близлежащих регионов).
Поскольку основной причиной роста чистой прибыли ООО «Оникс» является рост прибыли от продаж на 19,01%, то рассмотрим более подробно факторы, которые привели к этому росту. Можно воспользоваться методичкой анализа прибыли от продаж, предложенной в теоретической части исследования.
Индекс цен на продукцию ООО «Оникс» за 2016 год, по оценкам менеджеров отдела продаж предприятия, составил 6%, тогда =1,06.
Определение выручки в сопоставимых ценах:
= = 26158 тыс.руб.
Оценка влияния увеличения цен на 6% на прибыль от продаж:
= (27727 – 26158) * 27,45% = 431 тыс. руб.
Оценка влияния увеличения объемов продукции на прибыль от продаж:
= (26158 – 24556) * 27,45% = 440 тыс. руб.
Оценка влияния уровня себестоимости, коммерческих и управленческих расходов в выручке на прибыль от продаж (с использованием данных табл. 3.1).
Влияние изменения уровня себестоимости продукции на прибыль от продаж:
= (-1) * 27727 * (0,3695 – 0,4132) = 1210 тыс. руб.
Влияние изменения уровня коммерческих расходов в выручке предприятия на прибыль от продаж:
= (-1) * 27727 * (0,0999 – 0,0865) = -371 тыс. руб.
Влияние изменения уровня управленческих расходов в выручке предприятия на прибыль от продаж:
= (-1) * 27727 * (0,2413 – 0,2258) = -429 тыс. руб.
Совокупное влияние факторов на прибыль от продаж:
= 431 + 440 + 1210 – 370 – 429 = 1281 тыс. руб.
Как показали выполненные расчеты, в 2016 году прибыль от продаж ООО «Оникс» возросла на 1281 тыс. руб. К росту прибыли от продаж привело снижение уровня себестоимости продаж с 41,32% до 36,95% (прибыль выросла на 1210 тыс. руб.), а также увеличение цен на 6% и прирост объема производства и продажи продукции. В то же время увеличение уровня коммерческих расходов до 9,99% и управленческих расходов до 24,13%, наоборот, препятствовало приросту прибыли от продаж. Следовательно, можно предположить, что увеличение объема продаж при постоянном уровне коммерческих и управленческих расходов будет способствовать росту прибыли предприятия.
Как было отмечено в теоретической части исследования, прибыль предприятия зависит от двух показателей: цены продукции и затрат на ее производство. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически, тогда как затраты на производство продукции могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых или материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов.
Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, так как их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами.
В табл. 5 представлен расчет показателей рентабельности по данным бухгалтерской отчетности ООО «Оникс» за 2016 г.
Таблица 5 – Расчет рентабельности производства и реализации продукции, работ, услуг ООО «Оникс» за 2015-2016 гг.
Показатели 2015 г. 2016 г. Изменение
в ед. изм.
Рентабельность продукции 66,43 78,28 11,85
Рентабельность продаж 27,45 28,93 1,48
Финансовая рентабельность собственного капитала 41,69 34,36 -7,33
Экономическая рентабельность имущества 19,71 21,83 2,11
Рентабельность основных средств 46,31 49,86 3,54
Рентабельность оборотных средств 37,09 41,57 4,48
Как видно из данных табл. 5, в 2016 году практически все показатели рентабельности ООО «Оникс» увеличились, кроме рентабельности собственного капитала, которая снизилась с 41,69% до 34,36%, что было обусловлено более интенсивным приростом собственного капитала предприятия по сравнению с приростом чистой прибыли.
Как показал анализ данных, рентабельность продукции ООО «Оникс» в 2016 году выросла на 11,85 % пунктов и составила 78,28%, что является достаточно высоким показателем и говорит о том, что продукция предприятия обладает приемлемым уровнем конкурентоспособности. Рентабельность продаж в 2016 году выросла всего лишь на 1,48 % пунктов и составила 28,93%. Меньший прирост рентабельности продаж по сравнению с рентабельностью продукции обусловлен тем, что на выручку от продаж влияет не только объем реализованной продукции, но и динамика цен. А так как в 2016 году цены на продукцию предприятия выросли всего на 6%, а уровень коммерческих и управленческих расходов вырос на 1,34 и 1,55 процентных пунктов соответственно, то и увеличение рентабельности продаж было несущественным.
Рентабельность основных средств в 2016 году выросла на 3,54 % пунктов и составила 49,86%, что говорит о достаточно высокой эффективности использования основных средств в ООО «Оникс». Также эффективно используются оборотные средства, так, рентабельность оборотных средств в 2016 году выросла на 4,48 % пунктов и составила 41,57%. В целом же следует отметить, что имущество ООО «Оникс» в 2012-2014 гг. использовалось рационально и эффективно, подтверждением данного вывода является рост экономической рентабельности совокупных активов предприятия с 19,71% до 21,83%.
На основании результатов анализа прибыли, факторного анализа объема продаж и оценки динамики показателей рентабельности хозяйственной деятельности ООО «Оникс», можно сделать общие выводы и сформировать предложения по увеличению прибыли организации.
2.3 Экономическая оценка предложений по увеличению финансовых результатов организации
В связи с наличием сильной конкуренции в сфере мебельного производства ООО «Оникс» имеет недостаточно возможностей для существенного увеличения объема производства и продаж на рынке г. Пскова. В то же время повышение эффективности использования ресурсов позволит предприятию сэкономить средства, а расширение ассортимента производства и продаж, расширение географии продаж позволит повысить деловую активность, что в свою очередь приведет к росту прибыли от продаж.
Данные о предлагаемых направлениях увеличения прибыли ООО «Оникс» обобщены в виде рис. 8.
Рисунок 8 – Возможные направления развития деятельности ООО «Оникс» в целях повышения рентабельности предприятия
Рекомендации по усовершенствованию деятельности предприятия в прогнозируемом периоде:
1. Расширение ассортимента производимой продукции – в ООО «Оникс» рекомендуется наладить выпуск модульной мебели – сформировать дизайн-проект, разработать каталог с замерами, выполнить производство выставочных экземпляров. Как показало проведенное исследование, ООО «Оникс» имеет собственное производство мебели по индивидуальным заказам клиентов, что, с одной стороны, дает преимущество в плане выбора дизайна и размеров мебели, а, с другой стороны, создает трудности в виде ожидания клиентом выполнения заказа. Кроме того, производство мебели по каталогам не только сократит время ожидания клиентов, но и позволит сэкономить материальные и трудовые ресурсы, поскольку производство однотипных деталей менее материалоемкое и трудоемкое.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон N 117-ФЗ от 5 августа 2000г. Налоговый кодекс РФ (II часть, глава 25) // Режим доступа: http://base.garant.ru/10900200/
2. Федеральный закон от 06 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // Режим доступа: http://base.garant.ru/70103036/
3. Приказ Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» // Режим доступа: http://base.garant.ru/12112848/
4. Приказ Минфина России от 06.10.2008г. N 107н «ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» // Режим доступа: http://base.garant.ru/12163097/
5. Приказ Минфина России от 06.05.1999г. N 32н «ПБУ 9/99 «Доходы организации» // Режим доступа: http://base.garant.ru/12115839/
6. Приказ Минфина России от 06.05.1999г. N 33н «ПБУ 10/99 «Расходы организации» // Режим доступа: http://base.garant.ru/12115838/
7. Приказ Минфина России от 19.11.2002г. N 114н «ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» // Режим доступа: http://base.garant.ru/12129425/
8. Приказ Минфина России от 06.07.1999г. N 43н «ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» // Режим доступа: http://base.garant.ru/12116599/
9. Приказ Минфина России от 02 июля 2010г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» // Режим доступа: http://base.garant.ru/12177762/
10. Приказ Минфина России от 31 октября 2000г. N 94н «План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению» // Режим доступа: http://base.garant.ru/12121087/
Научная литература и учебные пособия:
11. Абрамов А.Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия в 2-х ч. – М.: Экономика и финансы АКДИ, 2016. – 345 с.
12. Балашов В.Г., Ириков В. А. Технология повышения финансового результата предприятий и корпораций. – М.: Приор, 2017. – 225 с.
13. Баркова Т.А. Управленческие аспекты анализа финансовых результатов на основе бухгалтерской отчетности организации. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 209 с.
14. Вакуленко Т.Г., Фомина Л.Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений. – СПб.: Издательский дом Герда, 2016. – 192 с.
15. Галкина Е.В. Бухгалтерский учет. – М.: Кнорус, 2017. – 588 с.
16. Донцова Л.В., Никифирова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. – М.: Дело и Сервис, 2016. – 304 с.
17. Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 416 с.
18. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 356 с.
19. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит. М.: Перспектива, 2015. – 698 с.
20. Крылов Э.И., Власова В.М., Журавкова И.В. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 248 с.
21. Липчиу Н.В., Шевченко Ю.С. Проблемы формирования конечных финансовых результатов деятельности организации. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 76 с.
22. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2015. – 342 с.
23. Турманидзе Т.У. Финансовый анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 332 с.
24. Чечевицына Л.Н. Экономический анализ: учебн. пособие для средних профессиональных учебных заведений – Ростов н/Дону: Феникс, 2015. – 113 с.
25. Шеремет А.Д. Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 406 с.
26. Шредер Н.Г. Анализ финансовой отчетности. – М.: Альфа-Пресс, 2016. – 173 с.