Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных эконмических реалиях при стремлении правительства обеспечить прозрачность функционирования органов государственной власти, предотвращения коррупции и других злоупотреблений – становится максимально значимым, налоговая система страны.
Контроль налогов определяется, как управленческая деятельность в сфере взимания. Такую деятельность осуществляют соответствующие государственные органы в пределах установленных правил, используя специфические методики.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что для построения стабильной бюджетной и налоговой системы, проведения налоговых проверок являются очень актуальными.
Целью настоящей работы является анализ показателей деятельности Межрайонной ИФНС № 20 России по Республике Башкортостан по поступлению налога на добавленную стоимость при проведения камеральной налоговой проверки.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить виды, методи и классификацию налоговых проверок;
- изучить понятие и сущность камерального налогового контроля;
- проанализировать порядок провеления камеральнойф налоговой проверки про НДС;
- дать общую характеристику Межрайонной ИФНС № 20 России по Республике Башкортостан;
- рассмотреть пути совершенствования камеральных проверок на добавленную стоимость в Межрайонной ИФНС № 20 России по Республике Башкортостан;
- проанализировать эффективности проведения камеральных налоговых проверок по единым социальным классам.
Предметом исследования выступают экономические отношения возникающие в процессе оценки результативности камеральных налоговых проверок на примере Межрайонной ИФНС № 20 России по Республике Башкортостан.
Объектом исследования является Межрайонная ИФНС № 20 России по Республике Башкортостан.
Теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных ученых, публикации по исследуемой проблеме в периодической печати, Налоговый кодекс РФ, законы, методические рекомендации, инструкции и другие нормативные акты в области осуществления налогового контроля.
Информационной базой послужили материалы официальных статистических органов Российской Федерации, данные статистических исследований, материалы периодической печати, а также материалы научных и научно-практических конференций, информационные и аналитические материалы исследовательских учреждений, информационных агентств, а также отчетно-аналитическая информация межрайонной Межрайонной ИФНС № 20 России по Республике Башкортостан.
Практическая значимость исследования состоит в разработке предложений по совершенствованию налогового законодательства РФ, направленных на повышение налоговой дисциплины и эффективности налогового контроля.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных исчтоников и литературы.
Глава 1. Теоретические основы камерального налогового контроля по налогу на добавленную стоимость
1.1 Налоговые проверки: виды, методы, их классификация
Налоговая проверка - это основная форма налогового контроля, представляющая собой комплекс процессуальных действий уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах и осуществляемая собой посредством сопоставления отчетных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности. [8. с. 51]
Федеральная налоговая служба должна как-то контролировать выполнение положений, установленных Налоговым кодексом. В качестве контрольных мероприятий ими используются соответствующие проверки.
В настоящее время основные виды налоговых проверок – это камеральная и выездная. Однако существуют и сопутствующие им разновидности. Рассмотрим все подробнее.
Камеральная и выездная – главные виды налоговых проверок.
Первая проводится в налоговой инспекции без выезда к налогоплательщику и назначается без особого порядка. В процессе проведения подобных контрольных мероприятий за основу берутся материалы, которые представил налогоплательщик, а именно: - налоговые декларации или расчеты; - иные документы. Но вот дальше, если у проверяющих возникнет подозрение в неуплате налогов, может последовать продолжение.
Они могут, во-первых, начать искать информацию в других источниках, проводить встречные проверки и т.д.
Во-вторых, с большой долей вероятности они истребуют первичные документы по интересующим их операциям. Следует сказать, что здесь права налоговиков очень ограничены: круг этих материалов достаточно узок. Самое худшее, что они могут сделать в таком случае – это провести дополнительные виды налоговых проверок, о которых мы скажем немного позднее.
Выездная проверка намного сложнее и по организационной, и по юридической составляющей. В недавнем прошлом эта сфера была откорректирована в Налоговом кодексе, и в соответствующую главу добавлено сразу несколько новых статей. [10]
О сложности выездных мероприятий свидетельствует и то, что здесь существуют свои особые виды налоговых проверок.
Они подразделяются следующим образом:
- по срочности – на плановые и внеплановые:
- по тематике – на комплексные и выборочные;
- по оперативной направленности – на контрольные и встречные.
Чем же они отличаются друг от друга? Особенности отдельных видов:
1. Начало проведения плановой проверки известно заранее. Поэтому она и носит такое название. Причем информация об объекте и дате за год до события доступна всем заинтересованным сторонам, в том числе и самому налогоплательщику. Как правило, в таких случаях исследуется очень широкий круг вопросов, она проводится долго и тщательно.
2. Проверка налоговой бывает и внеплановой. Подобный экстренный выезд становится следствием нарушений, обнаруженных в ходе камеральной проверки либо в результате сигнала со стороны. Конечно, по закону на проведение такой процедуры требуется разрешение прокуратуры. Однако у инспекторов всегда находятся достойные аргументы для его получения.
3. Есть и комплексные виды налоговых проверок, когда к участию в контрольных мероприятиях приглашаются коллеги из пенсионного фонда или других ведомств. Правда, проверяют-то они вместе, а протоколы нарушений будут составлять отдельно. Впрочем, сейчас такое сотрудничество почти не практикуется ввиду расхождения ведомственных интересов.
4. Выборочные проверки, напротив, подразумевают исследование совсем узкого вопроса. Проводятся тоже чаще всего при получении налоговыми органами негативных сигналов.
5. К сфере оперативной деятельности относятся контрольные проверки, представляющие собой анализ выполнения выданных ранее предписаний.
6. Ну и, наконец, встречные нужны для уточнения достоверности документов, выписанных контрагентами. В практике работы налоговиков распространены очень широко.
В итоге видно, что арсенал контрольных средств у налоговой службы весьма обширен. Однако налогоплательщику для того, чтобы не обращать внимания на налоговые проверки и их виды, достаточно держать свои дела в порядке. Это общеизвестно. ФНС помогает в этом: на ее официальном сайте опубликованы показатели деятельности бизнесмена, которые могут насторожить сотрудников налоговой службы. [11, с. 73]
Объем правомочий налоговых органов и существующих ограничений на проведение тех или иных процессуальных действий (доступ на территорию или в помещение, осмотр, истребование документов, выемка (изъятие) документов и предметов, инвентаризация, экспертиза и др.) напрямую зависит от вида проводимой проверки. [13, с. 71]
Виды проверок представлены на рисунке 2.
Камеральная налоговая проверка – это контрольные мероприятия, осуществляемые налоговыми органами по вопросу полноты и своевременности погашения налоговых обязательств, регулируемые ст.88 НК РФ. Проводятся они по каждому налогоплательщику и по местонахождению налогового органа.
Основными целями данной проверки являются: [14, с. 77]
- предотвращение и выявление правонарушений при составлении налоговой отчетности;
- контролирование соблюдения плательщиками норм законодательства;
- взыскание выявленной задолженности по налоговым платежам;
- привлечение к административной ответственности за совершенные правонарушения;
- формирование списков налогоплательщиков, подлежащих проведению выездных документальных проверок.
Камеральная налоговая проверка проводится представителями налоговой службы без специального разрешения их начальника (соответствующего приказа). Длится до трех месяцев с даты предоставления налогоплательщиком необходимых документов и регистров.
Во время проведения такой проверки налоговые органы должны изучить и проанализировать правильность: заполнения деклараций и их соответствие с действующими законами, начисления налогов, а также правомочность использования налоговых льгот и ставок налогов.
Итак, камеральная налоговая проверка должна проводиться по абсолютно всей налоговой отчетности, которая предоставляется плательщиками. При этом налоговым законодательством устанавливается периодичность таких проверок. [11, с. 63]
Камеральная налоговая проверка содержит такие этапы:
1. Проверка фактического предоставления налоговой отчетности;
2. Визуальный контроль принятых документов;
3. Контроль по своевременности предоставления отчетности;
4. Выявление арифметических ошибок;
5. Проверка правильности использования налоговых льгот и ставок;
6. Проверка выполнения методических рекомендаций по определению налоговой базы;
7. Общая оценка отчетности. Первым этапом данной проверки является непосредственно сам прием отчетности. [7, с. 55]
Должностные лица, уполномоченные на прием отчетности, должны принимать отчетные документы по всем налогам и платежам. При подаче отчетности в налоговый орган лично, ее регистрация осуществляется непосредственно при плательщике или его представителе.
Проводится контроль правильности заполнения всех реквизитов визуально, соблюдение арифметических правил в подсчетах (так называемые формальные обстоятельства), а уже потом запрашиваются подтверждающие документы для определения правильности расчета налоговой базы. Комплект предоставляемой отчетности должен включать все обязательные документы в соответствии с действующим законом.
В случае, когда нет какого-либо отчета, то причина должна указываться в сопроводительном письме, заверенном должностными лицами предприятия с обязательным «живым» оттиском печати. [8]
Камеральная налоговая проверка предусматривает предоставление в налоговый орган плательщиком всех документов, которые подтверждают суммы начисленных налогов, первичную бухгалтерскую документацию, и, конечно, финансовую отчетность.
В соответствии со ст. 80 НК РФ отчетность налоговой службой должна быть принята в любом случае, даже, когда не хватает определенных документов. А при настаивании со стороны налогоплательщика на приеме ее, то даже с нарушениями в оформлении налоговый орган просто обязан зарегистрировать эти документы. [2]
В случае большого количества нарушений в оформлении отчетности, из-за которых предоставленные документы налоговыми органами не признаются как налоговая отчетность, предприятию направляется соответствующее уведомление. [16, с. 169]
Камеральная налоговая проверка способна выявить такие грубые нарушения в отчетности, как:
отсутствие любого из обязательных реквизитов в предоставленном документе, либо их нечеткое заполнение;
наличие исправлений, не заверенных подписью должностного лица предприятия;
предоставление документа, заполненного с использованием любого другого языка, но не русского. [17, с. 43]
Камеральная проверка проводится работниками налоговой службы без специального разрешения в виде приказа руководства этого органа в соответствии с их функциональными обязанностями. Продолжительность этого проверочного процесса – не более трех месяцев со дня фактического предоставления необходимых документов проверяющим.
Эта дата и считается началом проверки. Во исполнение ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговыми органами в ходе просмотра необходимой документации плательщик может быть вызван письменным уведомлением для предоставления некоторых пояснений. Помимо указанного, камеральная проверка допускает получение информации о деятельности плательщика во взаимодействии с контрагентами. У этих субъектов хозяйствования налоговым органом также запрашиваются документы по указанному взаимодействию. Такая проверка носит название «встречной». [2]
Камеральная проверка заключается в осуществлении контроля полноты и правильности заполнения всех необходимых реквизитов, правильности расчетов поданной отчетности, сопоставимости их результатов, а также соблюдение утвержденных правил по заполнению данной отчетности. При выявлении определенных нарушений законодательства у плательщика проверяющими составляется акт проверки. В случае исчисленной доплаты налогов, выявленной камеральной проверкой, налоговым органом направляется требование об уплате указанной суммы с пеней. Если налогоплательщиком в установленный срок предъявленное требование не исполняется, тогда налоговым органом решается вопрос о взыскании суммы налога и пени в принудительном порядке.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: по состоянию на май 2019 г. (введен в действие 12 декабря 1993 г.) // СПС "Консультант плюс".
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: по состоянию на май 2019 г. (введен в действие 31 июля 1998 г.) // СПС "Консультант Плюс".
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 06.06.2019) // Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
4. Приказ ФНС России от 16.04.2020 № ММВ-7-16/156@ «Об утверждении Концепции развития внутреннего аудита налоговых органов Российской Федерации» [Электронный ресурс]//Документ опубликован не был. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
5. Приказ ФНС России от 26.12.2020 № ММВ-7-16/1094@ «Об утверждении Порядка взаимодействия налоговых органов и их структурных подразделений при осуществлении внутреннего контроля и аудита с использованием результатов централизованного мониторинга корректировок данных» [Электронный ресурс]//Документ опубликован не был. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
6. Распоряжение ФНС России от 07.03.2018 № 57дсп@ (ред.от 14.03.2018) «Об утверждении Временного порядка организации внутреннего аудита в Федеральной налоговой службе»// Документ публикации не подлежит.
7. Афанасьев М. П. Бюджет и бюджетная систем: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов ; под ред. М. П. Афанасьева. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 780 с.
8. Майбуров И. А. Анализ эффективности налогового администрирования и разработка предложений по ее повышению: методические рекомендации / Майбуров И. А., Кочнев С. М., Федоренко А.О., Федоренко О.В., 2018.
9. Комягин Д. Л. Бюджетное право России: учебное пособие / Д. Л. Комягин; общ. ред. А. Н. Козырин. – М.: Институт публично правовых исследований, 2019. - 432 с.
10. Михайлов И.А. Обзор судебной практики "Камеральная проверка в свете новейшей арбитражной практики" 2020 г. №8
11. Волчкова И. В. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие/И. В. Волчкова, А. М. Елисеев, Н. Н. Минаев. -Томск: Изд-во Том. гос. архит. - строит. ун-та, 2020. -172 с.
12. Бандурин В.В. Анализ состояния бюджетного устройства Российской Федерации /В.В. Бандурин, В. И. Щедров // МИР Модернизация. – 2020. – 236 с.
13. Ракитина И. С. Государственные и муниципальные финансы: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. С. Ракитина, Н. Н. Березина. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 333 с.
14. Туровская М.С., Шкварок В.М. Бюджетная система России в контексте финансовой и налоговой безопасности: учебник. - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2019. – 169 с.
15. Шаров В. Ф., Косов М. Е., Фрумина С. В. Повышение эффективности расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: монография. - Москва: Юнити-Дана, 2018. - 192 с
16. Пименов Н. А. Налоговый менеджмент: учебник для академического бакалавриата / Н. А. Пименов, Д. Г. Родионов; отв. ред. Н. А. Пименов. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 305 с.
17. Романовский М. В. Налоги и налогообложение /ред. М. В. Романовский, О. В. Врублевская. - СПб.: Питер, 2019. - 360 с.
18. Проект Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.
19. Крохина Ю. А. Налоговое право: учебник для академического бакалавриата / Ю. А. Крохина. — 8-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт 2019 г
20. Белов В.И., Смирнов И.И. Особенности применения технологии блокчейн в государственном управлении//Синергия Наук. - 2018. - № 22. - 95-100 c. 37.
21. Чуньков Ю. И. Бюджетная система Российской Федерации. Учебное пособие. М.: Изд-во Московского государственного индустриального университета, 2019. – 174 с.
22. Ермолина Е. А. Проблемы формирования доходной базы местных бюджетов/Е. А. Ермолина//Научное сообщество студентов: материалы VI Междунар. студенч. науч. - практ. конф. (Чебоксары, 31.12.2020 г.)
23. Мельникова Н. П. Налоги и налоговая система Российской Федерации. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата / Н. П. Мельникова [и др.]; отв. ред. Н. П. Мельникова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 317 с.
24. Налоговая аналитика: официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. - Режим доступа: http://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm.
25. Налоговый кодекс РФ. Часть первая [Электронный ресурс]: от 31.07.1998 № 146-ФЗ : (ред. от 06.06.2020) // Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
26. Официальный сайт Министерство финансов Российской Федерации: Структура и динамика доходов - Режим доступа: http://info.minfin.ru/fbdohod.php.
27. Пилипенко Д.А., Таран И.Л. Некоторые теоретико-методологические и практические аспекты оценки налогоспособности регионов Российской Федерации//Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2021. – 98 с.
28. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2021 года, разработанная Минэкономразвития и одобренная Распоряжением Правительства РФ 17.11.2008 № 1662-р. // 47. «КонсультантПлюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
29. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nalog.ru/.
30. Комарова Е. И. Развитие налогового контроля в России и оценка его эффективности / Комарова Е. И. ФГБОУ ВПО Оренбургский государственный университет – 2019: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_25323999_73698403.pdf
31. Гадельшина Р. И. Методики анализа результативности контрольной работы налоговых инспекций: статья / Р. И. Гадельшина аспирант ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», Д. А. Плеханова - г. Уфа, 2020: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iupr.ru/domains_data/files/zurnal_26/Gadelshina%20R.I.,%20Plehanova
32. Гомбожапова С. В. Собираемость налогов как основной показатель результативности налогового контроля: статья / С. В. Гомбожапова Интернет источник: http://cyberleninka.ru/article/n/nalogovayazadolzhennost-povyshenie-effektivnosti-administrirovaniya (дата обращения: 19.05.2019)
33. http://nalogpro.ru/obwaya-harakteristika-nalogovih-organov-i-struktura-ifnsrossii-po-ryazani/ (29.05.2019)
34. Интернет источник: www.nalog.ru/rn66/about_fts/fts/civil_service (дата обращения: 01.06.2020)
35. Интернет источник: http://tic.tsu.ru/www/uploads/nalog/page19.html (дата обращения: 10.05.2019)
36. Интернет источник: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161248/ (дата обращения: 10.05.2019)
37. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (утв. Минфином России). [Электронный ресурс] - 64 https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=123006.
38. Доклад для общественных консультаций «Вопросы и направления развития регуляторных и надзорных технологий (RegTech и SupTech) на финансовом рынке в России». - М., 2019. - 27с.
39. Электронный журнал «Ассистентус»: www/assistentus.ru/nalogi-iuchet/izmeneniya-v-akcizah-v-2018-godu/ (дата обращения 18.06.2020)