Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Вопросы исследования особенностей традиций авантюрно-приключенческого романа в беллетристике XIX века остаются одними из самых интересных в современном литературоведении и лингвистике. Тщательно разобраны приемы и средства, которые используют те или иные авторы, но энергетику и атмосферу сложно объяснить до сих пор. Несмотря на то, что популярность подобных романов осталась далеко в прошлом, и сегодня эти произведения представляются актуальным и интересным чтивом.
Кроме того, исследование подобной литературы дает более глубокое понимание условий развития русской литературы XIX века в целом, а также предоставляют бесценный материал для исследования устойчивости популярности данной разновидности беллетристики среди читателей.
Данная работа посвящена исследованию поэтики моралистических романов Ф. В. Булгарина, составляющие базу творческого наследия писателя. Содержание данного произведения отражает попытку всесторонне осмыслить поэтику нравственного описания в романах Ф.В. Булгарина. Большинство современных автору исследователей считало, что нравственная характеристика Булгарина была реализована писателем в жанре эссе, а не романа. Нам представляется это недостаточно верным.
Ф.В. Булгарин – одна из ключевых фигур литературы и общественной жизни 20-40-х годов XIX века. Однако, по мнению А.И. Рейтблата, «одиозная репутация Ф. В. Булгарина определила вполне конкретную судьбу его печатного и рукописного наследия. Несмотря на широкую популярность и популярность его книг среди читателей 1820-1830-х годов, после его смерти они не переиздавались более ста лет, и только в последние годы, после сильной «встряски», которую общество получило и вследствие снятия многих идеологических «табу» , некоторые из них вышли снова» [26, с. 192]. Интерес сначала к личности, а затем к творчеству Ф.В. Булгарин возрождается затем в середине 90-х годов XX века. В этой связи обращение к исследованию наследия Ф. Булгарина считается актуальным.
Цель исследования: рассмотреть особенности традиций авантюрно-приключенческого романа в беллетристике XIX века.
Объект исследования: авантюрно-приключенческий роман Ф.В.Булгарина «Иван Выжигин».
Предмет исследования: особенности авантюрно-приключенческого романа Ф.В.Булгарина «Иван Выжигин» (на материале романа Ф.Булгарина «Иван Выжигин»).
Задачи исследования:
- рассмотреть основные теоретические подходы к изучению традиций авантюрно-приключенческого романа в беллетристике XIX века;
- выявить особенности традиций авантюрно-приключенческого романа в беллетристике XIX века;
- рассмотреть конкретные особенности традиций авантюрно-приключенческого романа в беллетристике XIX века на примере романа Ф.В.Булгарина «Иван Выжигин».
Методы исследования:
- теоретические: научное описание, синтез, обобщение, классификация и сравнение;
- статистические: качественный и количественный анализ полученных результатов исследования.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы из 39 источников.
ГЛАВА 1 Теоретико-методические подходы к изучению традиций авантюрно-приключенческого романа в беллетристике XIX века
1.1 Авантюрно-приключенческий роман: понятие, история, поэтические особенности
Авантюрно-приключенческие романы занимают особое место в истории мировой литературы. Они имеют разную судьбу в разных странах. Европейская традиция данного жанра остается популярным чтивом и взрослых, и детей. В Россию данный жанр проник органично и вызвал большое внимание отечественных литераторов и читателей. Но, по признанию критиков и исследователей, ни одно из произведений отечественной беллетристики не оставило заметного следа в истории русской литературы и интересно сегодня лишь ученым.
В переводе слово «l'aventure» - «происшествие», «путешествие», «авантюризм». Во многих научных трудах центральными фигурами авантюрного романа стали две фигуры: авантюрист и преступник.
На рубеже XIX-XX вв. происходит переворот в понимании авантюризма: приключение уже не отождествляется с печальными приключениями или преступлениями. Писатели до конца этого периода неразрывно связывают свою жизнь и творчество с приключениями (Конрад, Мальро, Сент-Экзюпери).
Жанр авантюрного романа оформился к середине XIX века и сразу же завоевал популярность.
Значение этого слова существенно изменилось с момента его возникновения в XIV веке. От «чужого» он начал, напротив, обозначать идущего на чужбину. Герои приключенческой литературы в реальном и вымышленном мирах Жюля Верна хотят осваивать новые края и территории. Причем настоящее приключение — это происходящее в еще не открытых пространствах в «пробелах» карты (например, внутренние части Африки, которые до конца XIX века оставались неисследованными). Природа опасна, народы дикие, и потому усиливается чувство расстояния; история происходит вдали от цивилизованных стран и далеко во времени, напоминая о дикости прошлых веков. Таким образом появляется портрет героя-авантюриста.
Авантюризм становится темой массового дискурса по разным причинам.
Во-первых, представление о непреодолимой жажде приключений у молодежи, которая хорошо сочеталась с романтической эстетикой.
Во-вторых, стремление к приключениям отвечало набору ценностей, которые были полезны молодежи, аудитории, на которую открыто ориентируется этот литературный жанр. Действительно, идея о том, что герои всегда мужчины, или что приключения делают из них людей, распространена в таких произведениях.
Авантюризм господствует как вымысел в литературе. Авантюрист становится известной фигурой, как никогда раньше. Но, в то же время, нарастает чувство ностальгии. С рубежа XIX и XX веков авантюристический мистицизм современной эпохи нередко постепенно сходит на нет. Причина тому - сокращение пространства-времени, развитие транспорта и окончание эпохи открытий, рождается сожаление о «тайне мест».
Все известные западные писатели, так или иначе, отметились в этом жанре. Это А. Дюма, Жюль Верн, Р. Л. Стивенсон, Фенимор Купер, Г. Р. Хаггард, Вальтер Скотт, Джек Лондон и т. д. В России тоже стали популярными и являются до сих пор популярными и читаемыми эти авторы, но сравнимых русских аналогов не появилось. Читатели - любители приключений читали переводную литературу. По мнению многих авторов, герой Ф. М. Достоевского Родион Раскольников может также называться авантюристом.
Причина популярности приключенческого романа в определенных критериях, привлекательных для зрителей всех возрастов и страт. Среди этих характеристик выделяются:
= Увлекательная и захватывающая сюжетная линия. Героев преследуют превратности судьбы, они преодолевают невыполнимые задачи, сталкиваются с нерешаемыми проблемами, опасными ситуациями, клеветой, предательством и похищениями. Это обеспечивает непредсказуемость сюжетных линий. Героям некогда думать, размышлять, планировать, не планируют, не размышляют, они постоянно действуют.
= Стремительность и обилие событий и приключений захватывают читателей. Философские размышления о смысле жизни в авантюрном романе не приветствуются, а герои на это не способны.
= Герои такого романа – любители приключений и авантюристического склада с несгибаемой волей и лидерскими чертами. Они всегда готовы на риск и к преодолению препятствий, борются за себя и за других, находят выход из любой бесперспективной ситуации. По этой причине они вызывают сочувствие, симпатию, восхищение и стремление к подражанию.
= Экзотика. Яркие картинки характерны для авантюрных и приключенческих романов. События часто переносятся в экзотические места и эпохи. Поэтому их герои ищут приключений в заброшенных домах, в мистических древних храмах, в разных странах или других планетах.
= Настрой героев таких романов, несмотря на все трудности и опасности, всегда позитивный и оптимистичный. Они не унывают от превратностей судьбы, а наоборот, укрепляются в своем стремлении бороться с неудачами и мистическими совпадениями. Это очень привлекает читателя.
= Герои могут оказаться в ненужном месте в ненужный час и наоборот в соответствии с внезапными, неожиданными судьбоносными переменами. «Вдруг», «внезапно», «случайно» - основная движущая сила сюжетных поворотов. Об этом писал еще М. М. Бахтин [5, с. 188].
Нередко между авантюрным и приключенческим романом не видят разницы, в том числе в специальной литературе. Но это не совсем так. Авантюрный роман относится к приключенческому жанру, но не каждое приключение можно назвать авантюрным. У этого типа повествования есть
Фрагмент для ознакомления
3
1. Альтшуллер М. Г. Эпоха Вальтера Скотта в России. Исторический роман 1830-х годов. М., 1996.
2. Арефьев М. А, Давыденкова А. Г. Массовая культура как доминантная культура глобализирующегося общества // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2015. Т. 206. С. 190-196. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/massovaya-kultura-kak-dominantnaya-kultura-globaliziruyuschegosya-obschestva.
3. Арустамова А.А. О некоторых американских аллюзиях в русской литературе середины XIX века // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 15. С. 9-14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-amerikanskih-allyuziyah-v-russkoy-literature-serediny-xix-veka.
4. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. - М.: Издательство «Азбука», 2004. - 333 с.
5. Бахтин М.М. Роман испытания // Бахтин М.М. Собр. соч. - М.: Языки славянских культур, 2012. - Т. 3. - С. 186-191.
6. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике / М.М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975. - 504 с.
7. Белова Н.А. Исторический детектив: между традицией и постмодерном // Вестник угроведения. 2013. № 3 (14). С. 8-14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskiy-detektiv-mezhdu-traditsiey-i-postmodernom.
8. Березина В.Г. Белинский-журналист (Теория. История. Практика) / Под ред. Л.П. Громовой. - СПб: Роза мира, 2005. - 280 с.
9. Бреева Т. Концептуализация национального в русском историософском романе ситуации рубежности: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Т. Бреева. -Екатеринбург, 2011. - 19 с.
10. Бритиков А. Детективная повесть в контексте приключенческих жанров [Электронный ресурс] // Лаборатория фантастики. - URL: https://fantlab.ru/blogarticle59022 (дата обращения: 23.04.22).
11. Булгарин Ф.В. Сочинения. М., 1990. С. 369.
12. Булгарин Ф.В. Иван Иванович Выжигин // https://librebook.me/ivan_ivanovich_vyjigin/vol1/10
13. Булычева В.П. Приключенческая литература: история изучения и жанровая природа / В.П. Булычева // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 8. - С. 998-1002.
14. Глушков П.С. Жанр историко-авантюрного романа: вариант С.Р. Минцлова / П.С. Глушков // Филология и человек. - 2008. - № 4. - С. 7-21.
15. Голикова В.В. Авантюрный роман в первой половине XIX в / В.В. Голикова// Слово. Словесность. Словесник / Отв. ред. А.А. Решетова, Т.В. Федосеева. - Рязань: Издательство: Концепция, 2016. - С. 141-144.
16. Грешных В.И. Авантюрная повесть: русский вариант / В.И. Грешных // Слово.ру: балтийский акцент. - 2011. - № 1-2. - С. 195-199.
17. Ермоленко С.И. Роман в русской литературе 80-х гг. XIX века: к проблеме «кризиса» жанра // Филологический класс. 2015. № 3 (41). С. 36-40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/roman-v-russkoy-literature-80-h-gg-xix-veka-k-probleme-krizisa-zhanra.
18. Загидуллина М.В. Авантюрность [Электронный ресурс] // Сетевое издание «Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества». -URL: https://fedordostoevsky.ru/research/aesthetics-poetics/001/ (дата обращения: 20.04.2022).
19. Кириленко Н.Н. Авантюрное расследование или классический детектив / Н.Н. Кириленко // Новый филологический вестник. - 2012. - № 2 (21). - С. 80-95.
20. Крижовецкая О.М. Литература, беллетристика, массовая литература: проблема дифференциации // Мир русского слова. 2009. № 2. С. 79-84. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/literatura-belletristika-massovaya-literatura-problema-differentsiatsii
21. Кулакевич Л. К уточнению содержания понятия «приключение» как литературоведческой категории / Л.К. Кулакевич // European Journal of Humanities and Social Sciences. - 2020. - С. 84-89.
22. Кузина С.А. Герой в художественной структуре классического авантюрного романа / С.А. Кузина // Lingua mobilis. - 2010. - №3(22). - С. 25-31.
23. Лотман Ю.М. Массовая литература как историко-культурная проблема //Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х тт. Т.Ш., Таллинн, 1993. - С.380.
24. Пахсарьян Н.Т. Милле Б. «Novel» и «romance»: История жанровой чехарды / Н.Т. Пахсарьян // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература Сер. 7. Литературоведение. - 2007. - № 3. - С. 112-115.
25. Пискунова С. Плутовской роман [Электронный ресурс] // Средние века и Возрождение. - URL: http://svr-lit.ru/svr-lit/articles/piskunova-plutovskoj-roman.htm (дата обращения: 13.04.2022).
26. Рейтблат А. И. Русские «бестселлеры» первой половины XIX века // Рейтблат А. И. Как Пушкин вышел в гении: Историко-социологические очерки. М.: НЛО, 2001. С. 191–203.
27. Рейтблат А. И. Ф. В. Булгарин и его читатели // Рейтблат А. И. Как Пушкин вышел в гении: Историко-социологические очерки. М.: НЛО, 2001. С. 98–107.
28. Россия XV-XVII вв. глазами иностранцев. Л., 1986. С. 225-286.
29. Рублева Л.И. Романы В.Т. Нарежного в контексте русской прозы конца XVIII - начала XIX веков: дисс ... д-ра филол. наук / Л.И. Рублева. - М., 2002. - 438 с.
30. «Русский Жилблаз» Фаддея Булгарина [Электронный ресурс] // Булгарин Фаддей Венедиктович. - URL: http://bulgarin.lit-info.ru/bulgarin/kritika-o-bulgarine/leblank-russkij-zhilblaz-bulgarina.htm (дата обращения: 13.04.2022).
31. Смирнова Ю.А. Нравоописательные романы Ф. В. Булгарина в творческой истории романа А.С.Пушкина «Русский Пелам» / Ю.А.Смирнова // Беллетристическая пушкиниана Х1Х-ХХ1 веков. Современная наука - вузу и школе. Материалы Международной научной конференции 20-23 октября 2003 г. - Псков, 2004. - С. 169-176.
32. Смирнова Ю.А. Поэтика нравоописания в прозе Ф.В.Булгарина (на примере романа «Иван Выжигин») / Ю.А.Смирнова // Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе. Проблемы теоретической и исторической поэтики. Материалы X Международной научной конференции 19-21 сентября 2004, г. Гродно: В 2 ч. - Ч. 2. - Гродно, 2005. - С. 38-44.
33. Смирнова Ю.А. Романы Ф.В.Булгарина и русская литературная традиция (к вопросу о риторическом и реалистическом типах мышления) / Ю.А.Смирнова // Грехневские чтения: Сборник научных трудов. - Нижний Новгород, 2005. - С. 12-20.
34. Смирнова Ю.А. В.Ф.Переверзев - исследователь Ф.В.Булгарина / Ю.А.Смирнова // Забытые и «второстепенные» критики и филологи Х1Х-ХХ веков. Материалы научной конференции «Пятые Майминские чтения» 14-17 ноября 2004 г. - Псков, 2005. - С. 203-207.
35. Смирнова Ю.А. Романы Ф.В.Булгарина в восприятии читателей-современников / Ю.А.Смирнова ИIII Масловские чтения. Материалы региональной научно-практической и литературно-художественной ; конференции памяти В.С.Маслова 15-16 декабря 2004 г. - Мурманск, 2005.-С. 110-113.
36. Фридлендер Г.М. История русского романа: в 2 т. Т. 1. Нравоописательный роман. Жанр романа в творчестве романтиков 30-х годов. М.; Л., 1962. С. 251.
37. Черняк М.А. Феномен массовой литературы XX века: проблемы генезиса и поэтики: дис. ... канд. филол. наук / М.А. Черняк. - СПб., 2005. - 488 с.
38. Шпилевая Г.А. Жиль Блаз петербургских углов («Жизнь и похождения Тихона Тростникова» Н.А. Некрасова и литературные традиции) / Г.А. Шпилевая // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. - 2003. - №7-8. - С. 75-83.
39. Шпион, выйди вон: как Фаддей Булгарин вошел в историю [Электронный ресурс] / культура.рф. - URL: https://www.culture.ru/materials/210924/shpion-vyidi-von-kak-faddei-bulgarin-voshel-v-istoriyu (дата обращения: 02.03.2022).