Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что, несмотря на не совсем удачную реформаторскую деятельность Александр I в целом, внес свой вклад в дело развития России, преобразовал систему государственного управления, укрепил позиции на международной арене.
Александр I - российский император с 1801 года. Старший сын Павла I. Воспитанием Александра I руководила Екатерина II. Наибольшее влияние на молодого человека оказал швейцарец Ф. Лагарп, педагог и умеренный республиканец. Несмотря на отличный подбор учителей и выдающийся природный ум, Александр I не получил серьезного образования из-за лени и нелюбви к преподаванию. Занятия закончились в 1793 году, когда Екатерина II женила своего внука на принцессе Луизе Баденской (в православии Елизавете Алексеевне). Необходимость лавировать между отцом и бабушкой, которые ненавидели друг друга, научила Александра I «жить на два ума, сохранять два церемониальных лица». Обстоятельства ранее приучили Александра к скрытности и притворству.
Объект – эпоха Александра I.
Предмет – реформаторская деятельность Александра I.
Цель - изучение реформ Александра I в области государственного управления.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить предпосылки проведения реформ;
изучить административную реформу;
изучить крестьянский вопрос;
изучить государственное устройство по плану М.М. Сперанского;
изучить преобразование центрального управления;
изучить учреждения министерств;
изучить попытки преобразования Сената;
изучить реорганизацию финансовой политики государства.
Изучением темы данной курсовой работы занимались такие научные деятели, как В.О. Ключевский, М.Н. Зуев и Н.М. Карамзин.
В курсовой работе использованы следующие методы исследования: анализ литературы и интернет – источников, анализ и синтез, а также сравнение.
Структура работы – введение, две главы, в каждой из которых выделены параграфы, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1. НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА I
1.1 Предпосылки проведения реформ
Восшествие на престол Александра I вызвало самый шумный энтузиазм в русском, главным образом дворянском, обществе. Предыдущим правлением для этого общества был строгий великий пост.
Но при первом опыте возникли препятствия. Непривычка к труду и борьбе развила в нем склонность сдаваться преждевременно, слишком рано уставать. Такие недостатки, устраненные из образования, наиболее сильно отразились в первоначальной программе преобразований.
В манифесте от 12 марта 1801 года император обязался управлять народом «согласно законам и согласно сердцу своей мудрой бабушки». В указах, а также в частных беседах император высказал основное правило, которым он будет руководствоваться: активно устанавливать строгую законность вместо личного произвола. Император неоднократно указывал на главный недостаток, которым страдал российский государственный строй, он называл этот недостаток «произволом нашего правления». Чтобы устранить этот недостаток, он указал на необходимость коренных, т.е. основные законы, которых в России еще почти не существовало. Трансформационные эксперименты первых лет были проведены в этом направлении.
Две основные задачи были содержанием внутренней политики России с начала XIX века: это уравнение сословий перед законом и вовлечение их в совместную государственную деятельность.
Таковы были главные задачи эпохи, но они осложнялись другими устремлениями, которые были необходимой подготовкой к их разрешению. Уравнение сословий перед законом, естественно, изменило сами основы законодательства, поэтому возникла необходимость в кодификации, чтобы согласовать различные узаконения, старые и новые.
Далее, перестройка государственного порядка на правовой уравнительной основе требовала повышения образовательного уровня народа, а между тем осторожное, частичное проведение этой перестройки вызвало двойное недовольство в обществе: одни были недовольны тем, что разрушается старое; другие были недовольны тем, что новое внедрялся слишком медленно. Следовательно, правительству казалось, что необходимо направлять общественное мнение, сдерживать его справа и слева, направлять, просвещать умы.
Наконец, серия войн и внутренних реформ, изменивших вместе с внешним, международным положением государства и внутренней, социальной структурой общества, потрясла государственную экономику, расстроила финансы, заставила напрячь платежные силы народа и повысить государственное благоустройство, снизила благосостояние народа.
Император Александр I поставил на очередь и начал решать все эти проблемы.
Этому способствовали, во-первых, усвоенные им политические идеи, а, во-вторых, практические соображения, политические взгляды на положение России, которые сложились у него из личного опыта и наблюдений.
1.2 Административная реформа
После рассмотрения в Негласном комитете царский указ от 8 сентября 1802 года реформировал высшие государственные учреждения. Вместо коллегий, введенных Петром 1, были учреждены министерства: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, торговли, финансов, народного просвещения, юстиции, в которых была введена строгая монархия министра.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемов В.В. История Отечества. С древнейших времен до наших дней // В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков - М.: Academia, 2015, 360 c.
2. Архангельский А. Александр I // А. Архангельский – М.: 1999, Вагриус, 576 c.
3. Балязин В. Николай l, его сын Александр ll, его внук Александр lll // В. Балязин– М.: 2007, Олма Медиа Групп, 224 c.
4. Валлоттон А. Александр I // А. Валлоттон - М.: Прогресс, 1991, 397 с.
5. Дмитриев Д.С. Александр I // Д.С. Дмитриев, Д.С. Мережковский – М.: 1994, Армада, 750 c.
6. Законодательство императора Александра I. 1801 – 1811 годы – М.: Зеркало-М, 2017, 592 с.
7. Карпачев С.П. История России. Краткий курс лекций // С.П. Карпачев - М.: Юрайт, 2017, 481 c.
8. Корсаков Г.Г. История России за 24 часа // Г.Г. Корсаков - М.: Феникс, 2015, 416 c.
9. Кузнецов И.Н. Отечественная история // И.Н. Кузнецов - М.: Дашков и Ко, 2015, 816 c.
10. Московкин В.В. Отечественная история. Учебное пособие // В.В. Московкин - М.: Тюменский государственный нефтегазовый университет, 2015, 328 c.
11. Мунчаев Ш.М. Политическая история России. Учебник // Ш.М. Мунчаев - М.: Норма, 2016, 384 c.
12. Орлов А.С. Хрестоматия по истории России // А.С. Орлов - М.: Проспект, 2018, 592 c.
13. Островский О. Эпоха Александра I (1801- 1825) // О. Островский -М.: LAP, 2013, 548 с.
14. Романов П. Россия и Запад на качелях истории. От Павла I до Александра II // П. Романов – СПб.: Амфора, 2015, 448 с.
15. Сафразьян А.Л. История России. Шпаргалка. Учебное пособие // А.Л. Сафразьян - М.: РГ-Пресс, 2015, 612 c.
16. Сахаров А.Н. Александр I. Русские самодержцы (1801-1917) // А.Н. Сахаров – М.: 1993
17. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник // А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков - М.: Проспект, 2015, 768 c.
18. Сёмин В.П. История России. Конспект лекций. Учебное пособие // В.П. Сёмин - М.: КноРус, 2015, 208 c.
19. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Книга 11 // С.М. Соловьев - М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2018, 452 c.
20. Троицкий Н.А. Россия в XIX веке. Курс лекций // Н.А. Троицкий – М.: Высш. Шк., 2003, 431 с.
21. Федоров В.А. Александр I. Вопросы истории // В.А. Федоров – М.: 1990
22. Фирсов С.Л. Новейшая отечественная история. Учебник // С.Л. Фирсов - М.: Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2015, 324 c.