Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Современные тенденции развития образовательной системы Российской Федерации по праву выделяют систему дополнительного образования детей как важнейшую составляющую образовательного пространства, которое может обеспечить поддержку и развитие талантливых и одаренных детей. Обладая открытостью, мобильностью, гибкостью, способностью быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства, дополнительное образование детей социально востребовано и является объектом постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства.
На современном этапе важными приоритетами государственной политики становится поддержка и развитие детского технического творчества, привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий. Тенденция современного образования к возрастанию субъектно-творческого начала в личности предъявляют особые требования к начальному школьному образование и к дополнительному образованию, в частности. Это находит отражение в официальных документах, определяющих развитие системы образования в РФ, в которых отмечено усиление внимания на эту важную подсистему образования.
В связи с комплексными программами, нацеленными на формирование и развитие у детей интереса к техническому творчеству и инженерным дисциплинам, возникли противоречия:
на социально-педагогическом уровне – между общественной потребностью в подготовке подрастающего поколения к активной технической творческой деятельности и недостаточной ориентацией образовательных учреждений на развитие технических творческих способностей младших школьников с использованием новых средств вовлечения детей в техническую творческую деятельность, например, образовательных робототехнических конструкторов;
на научно-теоретическом уровне – противоречие состоит в том, что с одной стороны, в работе с детьми младшего школьного возраста назрела необходимость максимально использовать современные средства для развития технического творчества, в том числе образовательные робототехнические конструкторы, с другой стороны, в педагогической теории не нашли достаточного отражения (недостаточно обоснованы) возможности организации работы по развитию технического творчества детей в процессе работы с образовательным робототехническим конструктором в условиях учреждения дополнительного образования;
на научно-методическом уровне – между необходимостью использовать возможности учреждения дополнительного образования для развития технического творчества детей в процессе работы с образовательным робототехническим конструктором и недостаточной разработанностью методического обеспечения этой деятельности.
Необходимость разрешения перечисленных противоречий обусловливает актуальность данного исследования, а также его проблему: как в условиях дополнительного образования развивать творческие способности средних школьников средствами технического конструирования в учреждениях дополнительного образования.
Цель исследования: изучение особенностей развития творческих способностей детей среднего школьного возраста средствами технического конструирования в условиях дополнительного образования.
Объект исследования: процесс обучения техническому конструированию.
Предмет исследования: развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста в условиях дополнительного образования.
Для достижения поставленной цели мы исходили из следующей гипотезы: уровень развития творческих способностей детей среднего школьного возраста в условиях учреждения дополнительного образования повысится, если процесс развития творческих способностей в дополнительном образовании будет осуществляться средствами технического конструирования.
На основании цели исследования и рабочей гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать техническое направление в учреждениях дополнительного образования.
2. Определить техническое конструирование как вид деятельности, обеспечивающий развитие творчества средних школьников.
3. Выявить возрастные особенности детей среднего школьного возраста.
4. Изучить особенности творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
5. Осуществить анализ технического конструирования как процесса развития творческих способностей детей среднего школьного возраста.
6. Определить методические подходы в развитии творческих способностей к техническому конструированию.
Для решения поставленных задач выбраны следующие методы исследования: теоретические методы: анализ, синтез, обобщение, построение гипотез.
Научная новизна исследования заключается в следующем: Разработана методика, применение которой обеспечивает развитие технического творчества младших школьников в процессе работы с образовательным робототехническим конструктором в условиях дополнительного образования. Опытным путем подтверждена результативность применения предложенной методики.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Уточнено понятие «техническое конструирование».
2. Выделены и обоснованы дидактические возможности технического конструирования в развитии творческих способностей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические результаты доведены до уровня практического применения.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Глава 1. Техническое конструирование в учреждениях дополнительного образования
1.1. Техническое направление в учреждениях дополнительного образования
Дополнительное образование – неотъемлемая составляющая всестороннего развития школьников. Способствует реализации индивидуальных потребностей и развитию творческих способностей, выявляет одаренных детей, наполняет полезным содержанием досуг, формирует культуру ЗОЖ. ФГОС рассматривает дополнительное образование, как важную часть общего учебного процесса, но не устанавливает единых норм для организаций дополнительного образования. Основные аспекты деятельности раскрывает Приказ Министерства просвещения РФ № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам».
Конкретизация этих основополагающих требований – в компетенции самих учреждений. Они разрабатывают внутренние положения: концепцию дополнительного образования, главные функции и способы реализации. Кружки, студии, секции, курсы действуют во внешкольном формате и на базе общеобразовательных учебных заведений. Помимо познавательной и развивающей функций, дополнительное образование в школе предоставляет возможность ученикам определиться с выбором будущей профессии.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки
Согласно ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» дополнительным признан такой вид учебной деятельности, при котором всесторонне удовлетворяются потребности человека в совершенствовании интеллектуальных, духовных, нравственных, физических или профессиональных умений. При этом не происходит повышения уровня образования, зато формируются и развиваются творческие способности, культура правильного образа жизни, укрепляется здоровье или просто организуется досуг. Именно по этой причине государственный стандарт в сфере дополнительного образования детей отсутствует.
Все основные аспекты работы учреждений дополнительного образования раскрыты в Приказе Министерства просвещения РФ № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам». Само же их наполнение остается в ведении учреждений, организующих учебный процесс. Логика законодателя в этом вопросе состоит в том, что способы реализации главных функций у центров дополнительного образования существенно отличаются, что затрудняет возможность их приведение к единым нормам, поэтому термин «образовательный стандарт» в законодательстве о дополнительном образовании детей (и взрослых тоже) не используется, а применяется только в отношении высшего образования.
Главные задачи дополнительного образования:
создание у детей базы образованности;
формирование у учащихся общей культуры;
расширение кругозора; развитие личности; поддержка индивидуальности;
удовлетворение познавательного интереса ребенка;
накопление социального опыта; улучшение коммуникативных навыков.
Введение единого ФГОС дополнительного образования детей существенно затруднит реализацию главных функций учебных центров. Однако это не означает, что обучение должно проходить стихийно. Каждое направление подготовки строится на базе образовательной программы. Разработка документации такого рода целиком возложена на учреждения ДОД, в них же она и утверждается. Никакого стороннего рецензирования и экспертизы не требуется.
ФГОС определяет направленности дополнительного образования – шесть основных профилей: художественный, технический, естественнонаучный, туристско-краеведческий, социально-педагогический, физкультурно-спортивный. Каждый из них состоит из специализированных сегментов. Художественно-эстетическое направление. Развивает эстетическую культуру и коммуникативные навыки. Помогает выявить способности детей к определенным видам творчества: хореография; музыка; театр; эстрада; цирк; изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Естественно-научное направление. Развивает познавательную активность. Формирует целостную научную картину окружающего мира.
Тематические циклы:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, И.Н. Как составить дополнительную образовательную программу «Юный техник» / И.Н. Алексеева // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. – 2014. – № 7. – С. 23–31.
2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /А.Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
3. Бенин, В.Л., Василина, Д.С. Развитие творческих способностей обучающихся на уроках мировой художественной культуры / В.Л. Бенин, Д.С.Василина. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. – 152 с.
4. Березина, В.Г. Детство творческой личности / В.Г. Березина, И.Л. Викентьев - СПб.: издательство Буковского, 2015. - 60с.
5. Волкова О. В. Техническое моделирование как реализация творческого потенциала учащихся// Дополнительное образование Вып. № 9. — 2005. — С. 29-33
6. Воробьева Т. Оценка качества в системе дополнительного образования детей//Качество образования в школе, 2011. С. 49-56.
7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 т.–М., 2012.-420 с.
8. Галагузова, М.А., Творческо-педагогическое взаимодействие учебного заведения и базового предприятия в конкурсах профессионального мастерства / М.А Галагузова., Э.Р. Гайнеев // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 4. – С.252-257.
9. Золотарева А.В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования детей в процесс реализации ФГОС общего образования //Внешкольник, 2011. – С. 15-18.
10. Иванова И.А., Максимова Е.Д., Попова И.Н. Индивидуальная маршрутная книжка обучающегося как инструмент управления качеством дополнительного образования в учреждении дополнительного образования детей//Внешкольник, 2011. С. 43-45; Приложение: C. XII-XVI.
11. Иванова, О.Н. Формирование опыта творческой деятельности обучающихся (На материале учреждений дополнительного образования): Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / О.Н. Иванова. – Саратов, 2003. – 203 c.
12. Кадяева С.В., Семионова И.В., Пушкарева Т.Е., Лопатина И.В. Создание системы мониторинга качества образования в условиях учреждения дополнительного образования//Методист, 2010. С. 29-32.
13. Карачев, А.А. О новых подходах к проектной деятельности школьников в условиях модернизации общего образования / А.А. Карачев // Вестник НГПУ. – 2013. – №6 (16). – С. 20-23
14. Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 г. (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)
15. Коротков С. Г. Формирование конструкторскотехнологической компетентности учителя технологии и предпринимательства средствами проектного обучения // Непрерывное образование учителя технологии: материалы VII международной заочной научнопрактической конференции, 14 октября 2012 г. / под общ. ред. О. В. Атауловой. – Ульяновск: УИПКПРО, 2012. – С. 292–296.
16. Косырев, В.Н. Организация творческой работы / В.Н. Косырев, Ю.С. Егоров. – М.: Просвещение, 2011. – 635 с.
17. Крылов А.В. Диагностика уровня развития технического мышления. / Крылов А.В.// Школа и производство. — 2015, — №2 37с.
18. Леоненко Н.А. Программа дополнительного образования детей— основной документ педагога. / Леоненко Н.А., Завьялова Т.В., Кузнецов А.В. Информационно-методический сборник. Выпуск №5. — Санкт-Петербург: Отдел образования Администрации Красногвардейского района СанктПетербурга, Районный ресурсный центр школьного дополнительного образования, 2010 – 60 с.
19. Леонтович А.В. Научно-практическое образование. Дополнительное образование и воспитание. – М.: Витязь-М, 2010.
20. Ляукина, М.В. Методические рекомендации по выполнению творческих проектов для обучающихся образовательной области Технология [Электронный ресурс]. – Электр., текстовые. – Режим доступа: http://goxi.ru/literatura/metodicheskie-rekomendacii-po-vypolneniyutvorcheskix- proektov-dlya-uchashhixsya-obrazovatelnoj-oblasti
21. Малыхина, Л.Б. Модель сопровождения специальной одаренности детей в региональной образовательной системе: учеб.-метод. пособие. – Волгоград: Учитель, 2018. – 213 с
22. Матяш Н.В. Развитие технических способностей учащихся в системе дополнительного образования детей: Учебно-методический комплект для курсов повышения квалификации руководящих и педагогических работников организаций дополнительного образования детей. / Матяш Н.В., Мезенцева И.А., Матюхина П.В. — Брянск: БИПКРО, 2014. — 148 с.
23. Немов Р.С. Общая психология. В 3-х т. Т. 3. Психология личности: Учебник / Р.С. Немов. – М.: Юрайт, 2012. – 739 c.
24. Развитие научно-технического творчества в системе дополнительного образования детей: учеб.-метод. пособие / Л.Б. Малыхина. – СПб.: ЛОИРО, 2019. – 265 с.
25. Рекомендации по совершенствованию дополнительных образовательных программ, созданию детских технопарков, центров молодежного инновационного творчества и внедрению иных форм подготовки детей и молодежи по программам инженерной направленности (разработаны Минобрнауки России совместно с Минпромторгом России, Автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования»). – М., 2016.
26. Сластенин, В. А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А.И. Мищенко. – М.:Школа-Пресс,2011. – 512с.
27. Степанов С.Ю. Исследование проблем психологии творчества [Текст]/ С.Ю. Степанов, И.Н.Семенов, В.К.Зарецкий. - М., 2003. - С. 101-133.
28. Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации».
29. Федеральный приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» сроком реализации с 2017 по 2025 год. Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).
30. Фрейд, З. Художник и фантазирование [Текст]/ З. Фрейд. – М.: Просвещение, 1995. – 400c. 38. Шадриков, В. Д. Способности человека / В. Д. Шадриков – Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 2001 – 288 с.
31. Хадиуллина, А.Р. Познавательные особенности детей среднего школьного возраста / А.Р. Хадиуллина, А.З. Минахметова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2019. — № 97. — С. 170-173.