Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Образовательные учреждения РФ поставлено современным обществом перед целым спектром задач. Федеральный образовательный стандарт предъявляет четкие требования к выпускнику каждой ступени образования. И дошкольный этап — очень важная ступень в системе российского образования.
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития, образования и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Кто же сможет оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в этот мир? Такими людьми являются родители дошкольников и воспитатель, непосредственно работающий с этими детьми. Причем роль воспитателя первична, так как именно он помогает родителям выстроить правильную систему в отношении с ребенком.
Именно дошкольный возраст является периодом начальной социализации ребенка, приобщения его к миру искусства и культуры, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия, миром людей, предметов, природы и собственным миром. И заложенный в данном возрасте фундамент положительного восприятия окружающего мира обеспечит благоприятное личностное развитие в целом.
Изучив современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни, связанные с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка (Т.Н. Антонова, Т.Т. Зубова, Е.П. Арнаутова, Н.А. Рыжова), осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина и др.), восприятия детьми мира предметов (О.А.Артамонова, Н.Е. Веракса), формирования знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В. Крулехт), мы пришли к выводу, что:
- проектная деятельность является наиболее эффективной в работе по социализации дошкольников;
- использование информационно-коммуникационных технологий позволяют расширить мировоззрение детей и сохранить устойчивый интерес к изучаемой теме.
Разработанная в современной педагогике теория проектирования (В.С. Безрукова, В.П. Беспалько, Е.С. Заир-Бек, Н.О. Яковлева, Ю.К. Чернова, В.З. Юсупов и др.) стала основой изучения проблемы проектирования образовательной деятельности в системе дошкольного образования, использования потенциала социально-педагогического проектирования для обеспечения успешной социализации детей.
Возможности использования проектной деятельности в дошкольном образовании исследованы в меньшей степени, чем на школьном этапе. В этом заключается новизна, а также теоретическая и практическая значимость работы. Это подтверждают работы практиков в данной области - И.В. Штанько (Москва). Н. Комратова (Н. Новгород). И.В. Штанько считает метод проектной деятельности одним из перспективных направлений, способствующих повышению качества дошкольного образования. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Таким образом, актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Метод проектов в образовательном процессе доо».
Объект исследования: процесс образования дошкольников в ДОУ.
Предмет исследования: применение метода проектов в образовательном процессе ДОУ.
Цель исследования: теоретическое и практическое осмысление метода проектов, направленного на решение проблем образования дошкольников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную, психолого-педагогическую литературу и Федеральный государственный образовательный стандарт, с целью раскрытия сущности и особенностей организации процесса педагогического проектирования в дошкольном образовательном учреждении;
2. На основе анализа теоретических источников рассмотреть понятия и подходы к исследованию проблем образования дошкольников в аспекте педагогического проектирования;
3. Рассмотреть метод проектов как одну из форм планирования и организации образовательной работы в практике дошкольной педагогики;
4. Выявить особенности структуры и содержания проектов, направленных на решение проблем образования дошкольников;
5. Разработать проект «Мама, папа, я – счастливая семья!»
Гипотеза исследования – разработка проекта позволит осуществить теоретическое и практическое осмысление метода педагогического проектирования как одной из форм планирования и организации образовательной работы в практике ДОУ.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы будут использоваться следующие методы исследования:
- методы теоретического исследования (теоретический анализ и синтез)
- методы сбора информации (изучение нормативных актов, психолого-педагогической и учебной литературы)
- обсервационные методы (наблюдение за учебно- воспитательным процессом в ДОУ)
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1 Научно - теоретические основы метода проектов
1.1. Педагогическое проектирование в дошкольном образовательном учреждении: сущность и особенности организации процесса
Введение в дошкольное образование федеральных государственных требований повлекло за собой не только переработку содержания образовательных программ, но и необходимость подготовки педагогов к реализации этого нового содержания. Принципы построения программ, общие подходы к проектированию образовательного процесса, смена приоритетов в организации образовательной деятельности вывели на первый план проблему повышения профессиональной компетентности педагогов и разработку инновационных способов осуществления данного процесса.
Современные требования обусловливают использование в управлении ДОУ новых методов формирования готовности педагогов к инновационной деятельности на основе метода проектирования.
Разработанная в современной педагогике теория проектирования (В.С. Безрукова, В.П. Беспалько, Е.С. Заир-Бек, Н.О. Яковлева, Ю.К. Чернова, В.З. Юсупов и др.) стала основой изучения проблемы проектирования образовательной деятельности в системе дошкольного образования, использования данного потенциала для обеспечения успешной социализации детей. Н.О. Яковлева, говоря о проектировании в педагогической деятельности, подчеркивает, что «исходя из классических представлений о сущности проектирования, сохраняя его ключевые особенности, под педагогическим проектированием мы понимаем целенаправленную деятельность по созданию проекта как инновационной модели образовательно-воспитательной системы, ориентированной на массовое использование» [1, c.3-5].
Термин «проектирование» происходит от лат. «projects» (брошенный вперед); означает процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений.
Проектирование – это составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса. Оно предполагает определение версий или вариантов развития или изменения того или иного явления действительности, учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат, при получении которого необходим тщательный анализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач.
Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы, деятельность, осуществляемая в условиях образовательного процесса и направленная на обеспечение его эффективного функционирования и развития. Педагогическое проектирование – это средство решения проблем повышения качества образования и развития инновационной деятельности, культуры управленческого труда руководителя дошкольного учреждения, методологической и методической подготовки педагога и педагога-методиста к обучению и воспитанию дошкольника, а также развитию разнообразных форм взаимодействия детского сада и социокультурной среды в регионально-муниципальном образовательном пространстве [2, c.45].
Социально-педагогические проекты предполагают наличие у руководителей дошкольного учреждения методических центров и объединений, воспитателей, педагогов-психологов и социальных педагогов способности к аналитико-прогностической деятельности, проектированию образовательных и социально-образовательных пространств в окружающем детей социуме, к координации совместной деятельности социума и дошкольного учреждения по развитию детей и кооперированию со специалистами-профессионалами города, района, села, с общественностью.
Педагогические проекты создаются как по инициативе дошкольного учреждения, так и по имеющейся потребности в их разработке в обществе. Для этого необходим анализ внутренних ресурсов дошкольного учреждения (педагогические, информационные, учебно-воспитательные и другие) и ресурсов социума: кадровые, творческие, материально-технические, финансовые – с целью максимального их привлечения в процесс обучения и воспитания. В этом случае социально-педагогические проекты ориентированы на формирование способности проектирования на основе исследования и анализа ситуации в образовании и социуме, концептуальное видение будущего развития дошкольного учреждения через преодоление ключевых затруднений, технологическую реализацию выбранного проекта.
Все это требует иного качества образования и воспитания дошкольников, ориентированного не на сумму знаний, а на развитие «познавательных и созидательных способностей», а также высокой профессиональной компетентности руководителя и педагога, ориентированных прежде всего на развитие личности воспитанника. Для разработки и реализации проектов в дошкольном учреждении необходима целенаправленная и системно организованная деятельность педагогического коллектива по овладению теоретическими основами проектной деятельности и освоению метода проекта в образовательном процессе. С этой целью возможно создание специальных органов при руководителе: временных творческих коллективов по разработке проектов, антропологических центров, методических служб, объединений и групп инициативных и творческих педагогов, действующих на общественных началах.
Управление процессом овладения методом проекта позволяет развить следующие проектные способности всех субъектов образования:
- ребенку – способность самоопределения к познавательной, трудовой, социальной деятельности; умение анализировать события и принимать адекватные решения в проблемных ситуациях; самостоятельно организовать свою деятельность в соответствии с поставленными целями;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен. //Педагогика №6, 2002. – 8с.
2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. Волгоград “Перемена”, 2001. – 18с.
3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
4. Куликова, Т. А. Ребенок и взрослые в едином образовательном пространстве/ Куликова Т. А.// Ребенок в современной образовательной среде: материалы научно-практической конференции МГПУ. — М.: МГПУ,2011.- С.148–153
5. Бережнова О. В. ФГОС дошкольного образования: основные положения Управление дошкольным образованием М.: № 5 2014г, С. 35
6. Мазурик, М. И. Социально-педагогическое проектирование как технология социального воспитания детей / М. И. Мазурик. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 474-477. — URL: https://moluch.ru/archive/100/22564/ (дата обращения: 05.02.2022).
7. Майер А. А., Давыдова О. И. Основная образовательная программа дошкольного образования. Методическое пособие. — СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. -288 с.
8. Бережнова О. В. ФГОС дошкольного образования: основные положения Управление дошкольным образованием М.: № 5 2014г,С. 35 9. Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении.// методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2010. - 80с.
10. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
11. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
12. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: учеб. Пособие для высш. учеб. заведений [Текст] / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288с.
13. Там же
14. Морозова, Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике [Текст] / Л.Д. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
15. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.
16. Бабушкин А. В. Социальная работа теория и практика. - М.: Инфра-М, 2013. - 425 с.
17. Там же
18. Социальная психология/Под ред. А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 – 120 с.
19. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи. – М.: Владос -Пресс, 2009 – 223 с.
20. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.: Логос, 2013. - 320 с.
21. Баранова Е. И. Поддержка детей. воспитывающихся в асоциальных семьях. – М.: Лига-Пресс, 2013 – 120 с.
22. Варавенко Т. К. Оказание помощи детям и подросткам из неблагополучных семей. – М.: ОблИУУ, 2014 – 54 с.
23. Быкова В. Г. Проблемы детского и семейного неблагополучия. - М.: Дрофа, 2013 – 59 с.
24. Стрелюхина И. К. Работа с неблагополучными семьями. М.: Инфа – М, 2014. – 325 с.
25. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? - М.: Инфа – 2012 – 245 с.