Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы обусловлена необходимостью модернизации традиционных форм и методов внеурочной воспитательной деятельности детей с умственной отсталостью. В связи с реформированием многих сфер общества, в том числе усовершенствования образовательной системы, традиционные формы деятельности становятся малоэффективны и не приносят желаемого результата. Укоренившаяся система воспитания в школах, как правило, направлена на процесс успеваемости, а обнаружение и развитие индивидуальных потребностей и особенностей каждого учащегося отходит на второй план.
Инклюзивная воспитательная система в школах, в большинстве случаев, строится на традиционном воспитании, которое направлено на получение формальных знаний, а не на развитие личностного потенциала учащегося.
Современные исследователи Т. А. Зрелова и А. Я. Чигрина в своих научных работах демонстрирует, что на сегодняшний день, педагоги в современных школах недостаточно владеют знаниями культурно-досуговой деятельности, как одного из наиболее эффективных средств развития личностного потенциала.
Культурно-досуговая деятельность позволяет добиться большого разнообразия форм и методов работы, удовлетворяя основные социальные потребности, а именно: потребность в коммуникациях и взаимодействии с обществом, в социализации и самореализации. Синтез образования и культурно-досуговой сферы позволяет не только совершенствовать внутренние возможности, но и быть полезным обществу в контексте создания и распространения культурных ценностей.
Социально-культурная деятельность в контексте педагогического воспитания находит свое отражение в работах многих научных исследователей. Рассмотрением реабилитирующей технологии, как одного из наиболее эффективного компонента социально-культурной деятельности, занимались Ю. С. Моздокова, Г. В. Гудина, А. Я. Чигрина, Л. С. Измайлова.
Объектом исследования является организация досуговой деятельности.
Предметом изучения являются особенности культурно-досуговой деятельности детей с умственной отсталостью.
Цель курсовой работы – рассмотреть организацию досуговой деятельности лиц с умственной отсталостью.
Задачи:
- исследовать психолого-педагогическую характеристику детей с умственной отсталостью.
- определить виды и формы досуговой деятельности детей с умственной отсталостью.
- охарактеризовать содержание досуговой деятельности детей с умственной отсталостью
- выявить методы диагностики психических функций детей с умственной отсталостью
- проанализировать влияние досуговых мероприятий на коррекцию психики детей с умственной отсталостью
- проанализировать коррекционно-педагогическую работу.
Методы исследования - анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы досуговой деятельности для детей с умственной отсталостью
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью
Понятие «ребенок с интеллектуальными нарушениями» включает в себя самых разных по уровню развития детей, объединенных наличием каких-либо повреждений мозга.
Наличие органического поражения ЦНС является последствием появлению различных нарушений высшей нервной деятельности, что, в свою очередь приводит к возникновению отклонений в познавательной деятельности умственно отсталых детей.
В связи с вышеперечисленным нарушениями у таких детей наблюдаются следующие особенности: новые условные связи, лежащие в основе воспитания и обучения, формируются медленнее, чем у нормально развивающихся детей; дети с отклонениями в развитии плохо ориентируются в окружающей обстановке, они плохо воспринимают и применяют на практике те или иные правила, у них наблюдается инертность нервных процессов, также нарушено равновесие процессов торможения и возбуждения, они склонны к частому охранительному торможению, у них снижена пластичность центральной нервной системы[5, c 57].
У детей с интеллектуальными нарушениями наблюдается наличие стойких нарушений всей психической деятельности, которое находит отражение в сфере познавательных процессов. При этом специалисты отмечают, что для таких детей характерно не просто отставание в развитии, но и глубокое своеобразие и познания, и личностных проявлений.
В итоге, ни в коем случае нельзя приравнивать нормально развивающихся детей более младшего возраста и детей с отклонениями, так как обе эти категории абсолютно различны в процессе развития, их познавательная деятельность развивается в разных полюсах.
Такие дети имеют способности к развитию, но данный процесс проходит более медленно, чем у других детей, при этом результатом такого развития становится внесение качественных изменений в психическую деятельность, а также в личностную сферу.
Л.С. Выготский выдвигал положение о единстве закономерностей аномального и нормального развития, что даёт основание делать вывод о трактовке развития ребенка, с интеллектуальными нарушениями исходя из концепции развития нормального ребёнка. Вышесказанное позволяет сделать вывод об идентичности факторов, воздействующих на развитие нормального и ребенка с отклонениями.
В ситуации диагностирования умственной отсталости можно говорить о тяжелом, тотальном органическом поражении головного мозга, которое может иметь как наследственный, так и приобретаемый характер.
В ситуации активной логопедической работы с ребенком, имеющим интеллектуальные нарушения, данный недостаток может не отразиться на устной речи взрослеющего подростка. Данные отклонения после корректировки логопедом не будут мешать ребенку читать, понимать любой текст, но при этом он, возможно, будет постоянно совершать ошибки в письменной речи[11].
Прежде чем остановиться на описании речевого развития умственно отсталых детей, изучим особенности формирования познавательных процессов данной категории детей. Остановимся кратко на каждой из функций отдельно.
Ощущения и восприятия.
Восприятие таких детей имеет замедленный темп, а также одновременно наблюдается значительное сужение объема воспринимаемой информации. Данные особенности объясняются движением взора, соответственно, умственно отсталый ребенок плохо ориентируются на новой местности и в непривычной для него ситуации.
Мышление.
Среди особенностей процессов мышления стоит отметить бедный характер наглядных и слуховых представлений. Недостаточное развитие речи, отсутствие игрового опыта – все это мешает полноценному развитию мышления[13].
Мышление имеет замедленный темп и тугоподвижность. Сравнение предметов детьми происходит исключительно по внешним признакам.
Процессы памяти.
Исходя из исследований Х.С. Замского, освоение новой информации умственно отсталыми детьми происходит в очень медленном темпе, при этом для запоминания необходимо произвести большое количество повторений. Воспринятая ребенком информация очень быстро забывается и не используется на практике.
Замедленный и непрочный характер процесс запоминания приводят к длительному овладению школьной программы, таким образом, программа четырех классов усваивается умственно отсталыми детьми в течение 7-8 лет обучения[11].
Эмоционально-волевая сфера.
Незрелый характер развития детей с умственно отсталостью приводит к появлению некоторых особенностей эмоционально-волевой сферы их характера. Незрелость личности данной категории детей, обусловленная в первую очередь особенностями развития его потребностей и интеллекта, проявляется в ряде особенностей его эмоциональной сферы.
Для младших школьников с отклонениями очень страдает запоминание даже несложных текстов, так как они не могут разделить весь текст на абзацы, соответственно им сложно выделить основную мысль в тексте. В итоге учащиеся сохраняют в памяти только часть материала.
1.2 Виды и формы досуговой деятельности детей с умственной отсталостью
Досуг является очень важной частью социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Он дает возможность устранить различия и содействует социальной интеграции. Досуг столь же важен, как и обучение.
Сфера досуга имеет особое значение для овладения жизненными компетенциями, влияет на удовлетворенность жизнью, создает позитивное отношение к себе и окружающим. Досуг не является принуждающим, выполняющим под давлением действием, он основывается на добровольной основе, индивидуальном решении.
Формы досуговой деятельности не остаются неизменными. Они постоянно развиваются, изменяются, исчезают, появляются вновь. К основным вариантам проведения досуга, прежде всего, следует отнести: потребление культурных ценностей (чтение, слушание, посещение культурно-досуговых центров); самообразование; физкультурно-оздоровительные занятия; игровую деятельность; досуговое общение; пассивный отдых.
В научной литературе мы встречаемся со следующими основными видами (уровнями) досуга [6]:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] /Л.И. Акатов. – М.: Владос, 2013. – 368 с.
2. Белоусова, Е.В. Возможности использования музыкально–драматического творчества в социальной работе [Текст] /Е. Белоусова //Отечественный журнал социальной работы. – 2016. – № 4. – С. 30 – 35.
3. Беспалько, В.П. Социально-культурная деятельность: сущность, новые подходы [Текст]/ В.П. Беспалько, И.И. Беспалько // Дефектология.– 2015.– № 9. – С.5–11.
4. Волк, П. Л. Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество: наука, профессия [Текст] / П.Л. Волк // Мир науки, культуры, образования – 2019. – № 2. – С.52-54.
5. Герасименко, О.А. Особый ребенок: исследования и опыт помощи [Текст] /О.А. Герасименко. – М.: Академия, 2016. – 121 с.
6. Грибова, О.Е. Роль социокультурной среды в абилитации детей с умственной отсталостью [Текст] /О.Е. Грибова //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015.– № 7. – С. 21 – 25.
7. Дуликов, В.З. Организационный процесс в социокультурной сфере: Учеб. пособие [Текст]/В.З. Дуликов. – М.: Аванта плюс, 2018. – 86 с.
8. Дульнев, Г.М. Актуальные вопросы работы с глубоко отсталыми детьми: обучение и воспитание умственно отсталых детей [Текст] /Г.М. Дульнев. – М.: Академия, 2018. – 176 с.
9. Забрамная, С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения [Текст] /С.Д. Забрамная. – М.: Аванта плюс, 2019 – 96 с.
10. Зайцев, Д.В. Основы коррекционной педагогики [Текст] /Д.В. Зайцев, Н.В. Зайцева. – Саратов: Издательство Саратовского института, 2016. – 110 с.
11. Зинкевич–Евстегнеева, Т.Д. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей [Текст] /Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева, Л.А. Нисневич – СПб.: Питер Ком, 2020. – 53 с.
12. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство [Текст] / Д.Н. Исаев. – СПБ.: Речь, 2016. – 391 с.
13. Кисилева, Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности [Текст] / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильникова – М.: Академия, 2020. -136с.
14. Комарова, Л.Н. Социально-культурная деятельность в дополнительном образовании: проблемы, поиски, перспективы: [Текст] / Л.Н. Комарова – М.: МГУКИ, 2019. - 128 с.
15. Коробейников, И.А. О концептуальных и практических аспектах диагностики и коррекции умственной отсталости [Текст] /И. Коробейников //Социальная и клиническая психиатрия. 2013. – № 1. – С. 56 – 59.
16. Культурно-досуговая деятельность и народное творчество: Сб. аналит. и информ. материалов [Текст] /Отв. за вып. А.В. Каменецкий. – М.,2014. – 63 с.
17. Лебединская, К.С. Учащиеся вспомогательной школы: клинико-психологическое изучение [Текст] /К.С. Лебединская [и др.]; под ред. М.С. Певзнер – М.: Флинта, 2016. – 232 c.
18. Малер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. Книга для родителей [Текст] /А.Р.Малер – М.: АПК и ПРО, 2014. – 64 с.
19. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта [Текст]: монография под ред. И.М. Бгажноковой – М.: Владос, 2016. – 181 с.
20. Шипицына, Л.М. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] /Л.М. Шипицына //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016.– № 2. – С. 7 – 11.