Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 7
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 8
1.1. Система конкурентоспособности предприятия 8
1.2. Методология оценки конкурентоспособности банковских продуктов 9
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ ПАО БАНК ВТБ 15
2.1. Экономическая характеристика ПАО Банк ВТБ 15
2.2. Анализ рынка банковских продуктов 18
2.3. Мероприятия по повышению конкурентоспособности продуктов и услуг ПАО Банк ВТБ для малого и среднего бизнеса 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
Фрагмент для ознакомления
2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
1.1. Система конкурентоспособности предприятия
Рассматривая понятие «Конкурентоспособность» в широком смысле слова можно сказать, что это «оценочная категория, характеризующая способность исследуемого объекта успешно конкурировать». Кроме того, под конкурентоспособностью можно понимать как «способность организации предложить продукт, отвечающий определенным требованиям клиента, т. е. соответствующего качества, в нужном объеме, в необходимые временные сроки и на более выгодных условиях поставки, чем соперники» или «способность организации выпускать конкурентоспособные товары, а также конкурентоустойчивость организации и возможность его адаптации к динамическим условиям конкуренции» [1]. Несмотря на большое разнообразие научных работ по управлению конкурентоспособностью организации, конкретного и четкого определения «конкурентоспособности» так и не сформировалось. Поэтому рассмотрим различных подходы к понятию «конкурентоспособность» в таблице 1.1.
Таблица 1.1 Подходы к понятию «конкурентоспособность»
Исходя из представленных требований, конкурентоспособность организации следует подвергать анализу как закономерность, которая состоит из постоянно взаимодействующих факторов, а также характеризует уровень реализации допустимых возможностей организации по достижению и сохранению на длительный период конкурентного преимущества. «Поэтому под конкурентоспособностью следует понимать не только эффективность, но и степень динамичности приспособления организации к изменяющимся условиям внешней среды» [2, c. 71].
«Конкурентоспособность в широком смысле слова – это оценочная категория, характеризующая способность исследуемого объекта успешно конкурировать» [3, c. 27]. А.П. Градов и другие формулируют конкурентоспособность организации как «сравнительное превосходство по отношению к иным организациям данной сферы внутри государства и за его пределами» [4, c.19]. Разнообразность существующих взглядов на конкурентоспособность в настоящее время в экономической литературе чаще всего обуславливается [4, c.23]:
– спецификой задач и целей исследований, что вынуждает одних авторов акцентировать внимание на определенном аспекте, но не признается другими исследователями;
– спецификой выбора объекта исследования;
– субъектом конкуренции (организации, отрасли, регионы, государства);
– объектом конкуренции (спрос, рынок, факторы производства, включающие в себя капитал, ценные бумаги, информация, политическая власть);
– диапазоном деятельности (товарные, отраслевые, региональные, межрегиональные, мировые рынки).
Чем больше потребительских характеристик перекрывает товар, тем он более предпочтителен для покупателя. Именно тот продукт, который способен объединить в себе лучшие качества, интересные потребителю [15] При анализе конкурентоспособности товара необходимо учитывать как стоимостные, так и потребительские характеристики товара и производить сравнение с товарами–конкурентами.
1.2. Методология оценки конкурентоспособности банковских продуктов
Банковская деятельность предполагает возникновение системы банковских рисков, которая имеет тенденцию к расширению по мере возникновения новых банковских продуктов. Многие риски банка взаимосвязаны, и изменения в одном из них вызывают изменения в другом, но все они в итоге влияют на результаты деятельности банка и требуют оценки и управления [16]. Кредитные риски становятся самыми значимыми в банковской деятельности. Постоянно увеличивающийся рост просроченной задолженности является одной из главных проблем кредитных организаций при кредитовании малого бизнеса.
Структурно-логическую схему формирования критериев и показателей конкурентоспособности коммерческого банка представим на рисунке.
При формировании ассортимента товаров и услуг необходимо учитывать товары и услуги повседневного спроса и характерными для них являются частота и постоянство спроса. Поэтому должна быть достигнута определенная стабильность в формировании ассортимента таких товаров и услуг, обеспечивающая их бесперебойную продажу. Постоянное наличие широкого и устойчивого ассортимента товаров и услуг в организации, отвечающего требованиям покупателей, способствует улучшению показателей деятельности организации [17].
Обратимся к аналитическим методам оценки конкурентоспособности.
1) Рейтинговая оценка используется при сравнении организаций в секторе или регионе. В этом методе используются следующие документы: результаты опроса менеджеров, клиента или компании; финансовые отчеты компаний.
Показатели, которые можно рассчитать по данным официальной (доступной) отчетности характеризуют экономическое и финансовое состояние организации.
При составлении классификации, как отмечает М.Ш. Габибова обычно используют десяти факторную модель, структурированную по двум основным аспектам: экономическая эффективность (пять факторов) и финансовая стабильность (пять факторов) [18, c. 37].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993. – Доступ из справочно–правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 26.01.1996 N 14–ФЗ. – Доступ из справочно–правовой системы «КонсультантПлюс».
3. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 02.12.1990г. N 395–1 – Доступ из справочно–правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Абрютина, М.С. Анализ финансово–экономической деятельности предприятия [Текст] / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. – М.: Дело и сервис, 2016. – 272 c.
5. Банкова, К.В. Оценка платежеспособности физического лица – заёмщика коммерческого банка [Электронный ресурс] // Журнал финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2020. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru
6. Банковское дело [Текст]: Учебник / О.И. Лаврушин, Н.И. Валенцева [и др.]; под ред. О.И. Лаврушина.–12–е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2018. – 800 с
7. Быкова, Н.Н. Основные методы анализа кредитоспособности заёмщика // Гуманитарные научные исследования. 2017. N 2 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://human.snauka.ru
8. Деньги, кредит, банки : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Ю. Катасонов [и др.] ; под редакцией В. Ю. Катасонова, В. П. Биткова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 559 с.
9. Деньги, кредит, банки. Денежный и кредитный рынки : учебник и практикум для вузов / Г. А. Аболихина [и др.] ; под общей редакцией М. А. Абрамовой, Л. С. Александровой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 436 с.
10. Дербинская, Е.А. Касперович, С.А. Экономическая безопасность предприятия: сущность, цели и направления обеспечения [Электронный ресурс] // Журнал Труды БГТУ. Серия 5: Экономика и управление.–2016.– Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article
11. Евсеев, Р.С. Езангина, И.А. Сазонов, С.П. Экономическая безопасность кредитной организации: факторы, угрозы, направления укрепления [Электронный ресурс] // Журнал финансовая аналитика: проблемы и решения.–2016. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article
12. Киров, А.В. Финансовая безопасность, как условие финансовой устойчивости [Текст] / Под ред. А.В. Кирова // Финансовый вестник: Финансы, Налоги, Страхование, Бухгалтерский учет. –2017.– N 6– 46 с.
13. Коноплева, И.А. Управление безопасностью и безопасностью бизнеса [Текст]: учебное пособие для вузов / И.А. Коноплева, И.А. Богданов /под ред. И.А. Коноплевой. – М.: ИНФРА–М, 2016. –274 с.
14. Ларионов, И.В. Управление активами и пассивами в коммерческом банке [Текст] / И.В. Ларионов. – М.: Консалтбанкир, 2017. – 146 с.
15. Погребенко, Ю.Н. Основные направления и пути обеспечения экономической безопасности деятельности коммерческих банков [Электронный ресурс]// Бизнес в законе. Экономико–юридический журнал. 2017. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article
16. Посыпайко, Н.С. Банковская система, как фактор экономической безопасности страны [Текст] / Н.С. Посыпайко. – Москва: Огни, 2016. – 148 c.
17. Пеганова, О. М. Банковское дело : учебник для вузов / О. М. Пеганова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 574 с.
18. Розанова Н. М. Денежно-кредитная политика : учебник и практикум для вузов / Н. М. Розанова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 410 с.
19. Сенчагов, В.К. Экономическая безопасность России. Общий курс [Текст]: учебник /Под ред. В.К. Сенчагова.– М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. –816 с.