Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Язык СМИ является одним из важнейших объектов лингвистических исследований. Поэтому существующая научная парадигма сформировала специальную дисциплину, названную медиалингвистикой. Этот термин был введен в научный обиход Татьяной Григорьевной Добросклонской: в ее книге "Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современный английский медиаязык" рассматриваются такие вопросы, как теоретические основы медиалингвистики, категориальные особенности медиатекстов, лингвистические особенности основных типов медиа тексты, обсуждаются, а также когнитивные / культурные аспекты медиатекста.
Медиалингвистика, появившаяся на рубеже ХХ-ХХ1 веков, взаимодействует с политической и когнитивной лингвистикой, социологией, стилистикой, риторикой, дискурсологией. Одним из актуальных перспективных направлений коммуникативной лингвистики является медиалингводискурсология, в рамках которой рассматриваются вопросы взаимосвязи вербального и медийного компонентов.
В контексте этих исследований представляет интерес языковая организация медиаречи в информационно-аналитических программах, где по-разному интерпретируются факты объективной реальности, что обусловлено политико-идеологическими акцентами новостных изданий и субъективным восприятием коммуникативных событий со стороны адресанта (политического обозревателя, аналитика, журналиста).
Чтобы описать события, находящиеся в фокусе социального внимания, автор медиатекста использует широкий диапазон художественных языковых средств, в ряду которых выделяются образные сравнения. Авторские компаративные экспрессемы в медиатекстах отличаются нестандартностью, новизной, создают эффект неожиданности, что помогает воздействовать на сознание массовой аудитории.
Актуализация исследовательского интереса к языку средств массовой информации в конце ХХ века связана с утверждением свободы слова в период демократических преобразований в России. Журналисты получили возможность высказывать свое мнение по злободневным социально-политическим вопросам, творчески подходить к языковой организации публицистических текстов, используя неограниченный потенциал вербальных дискурсивных средств.
Цель работы - рассмотреть индивидуально-авторские компаративные конструкции, употребляемые в социально-политическом медиадискурсе, и проследить их стилистические функции на материале информационно-аналитической медиаречь телепрограммы «Вести недели с Дмитрием Киселевым».
Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:
– определить понятие и сущность медиаречи в современных СМИ,
– выделить особенности образных сравнений в современной медиаречи,
– провести анализ образных сравнений в медиаречи телепрограммы «Вести недели с Дмитрием Киселевым».
Объектом исследования в курсовой работе является информационно-аналитическая медиаречь телепрограммы «Вести недели с Дмитрием Киселевым».
Предмет исследования – образные сравнения в медиаречи телепрограммы «Вести недели с Дмитрием Киселевым».
Теоретическая база исследования. Медиалингвистика разрабатывает проблему соотношения собственных лингвистических и экстралингвистических принципов создания медиатекстов, исследует специфику их речевого развертывания, предлагает:
– типологию медиаформатов с социальной, жанровой и интенционально-модальной точек зрения, описывает концептуальную сферу медиатекстов. медиатексты, их семантические и стилистические особенности (работы по медиастилистике, в которых подчеркивается роль авторской позиции в речевой организации медиатекстов (Г. Я. Солганик, Л. Г. Кайда, Л. М. Майданова, Н.С. Цветова, Т. В. Шмелева);
– представление их типологии (Л. Р. Душкаева, В. И. Коньков, И. П. Лысакова, С. О. Калганова, Л. М. Майданова и др.);
– представление специфики исследований речи в СМИ, особенно ее архитектоники (Н. С. Болотнова, Л. Р. Душкаева, Л. Г. Кайда, Е. В. Какорина, В. И. Коньков, М. А. Кормилицына, Н. А. Корнилова, Н. А. Кузьмина, В. А. Салимовский, С. В. Светана, А. П. Сковородников, Е. В. Чепкина, Т. В. Чернышова);
– разработка системы концептов, типичных для медиатекстов (Е. С. Абрамова, Е. Г. Малышева, О. В. Орлова);
– описание картины мира, отраженной в современном медийном дискурсе (И. В. Анненкова);
– рассмотрение различных средств повышения выразительности медиатекстов (А. П. Сковородников, Г. В. Бобровская, Г. А. Копнина, М. А. Кормилицына, Т. И. Краснова).
Известные работы посвящены:
– анализу авторского стиля в медийном дискурсе (Н.С. Болотнова, М. А. Кормилицына);
– характеристике поликодовых текстов (Е. С. Кара-Мурза, Н. Н. Вольская), предлагают интенционально-модальный анализ медиатекстов (Н.И. Клушина);
– анализируют рекламные тексты с точки зрения точка зрения семиотики (А. Н. Баранов, Е. С. Кара-Мурза, М. В. Горбаневский, Т. В. Чернышова);
– изложить теоретические аспекты речи в электронных СМИ (И. А. Вещикова);
– определить основы речевой культуры для организации текстов (Н.Д. Бессарабова, Н.С. Лопухина, В. В. Славкин, О. Б. Сиротинина, Т. И. Сурикова);
– охарактеризовать Интернет–публикации в блогосфере - Е. В.Какорина, М. Ю. Сидорова, И. Б. Александрова, Т. Б. Карпова).
В качестве методов исследования в ходе выполнения данной курсовой работы были использованы общенаучные методы исследования (анализ, синтез, дедукция, индукция), а также методы наблюдения и описания, сравнения и детализации.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что речевые ошибки имеют сильный фактор влияния на аудиторию, поэтому тема отношения современной зрительской аудитории к речевым ошибкам ведущих может быть использована в практической журналистской деятельности при создании телепередач или блогов туристической направленности.
Структура курсовой работы включает в себя: введение, две главы с параграфами, заключение, список источников и литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников и литературы
Источники
1. Вести недели с Дмитрием Киселевым // [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://vesti7.ru/?ysclid=l2jn3bn7ne (дата обращения 27.04.2022)
2. Вести недели с Дмитрием Киселевым последние выпуски // [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://tokshow.online/politicheskie_tok-show/vesti-nedeli-s-dmitriem-kiselevym-poslednie-vypuski? (дата обращения 27.04.2022)
3. Архивы Вести недели // [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ruspolitnews.ru/vesti-nedeli?ysclid=l2jn4ehwu2 (дата обращения 27.04.2022)
Литература
4. Александрова И. Б. Диалогичность как категориальная характеристика речи современного общества [Электронный ресурс] / И. Б. Александрова, В. В. Славкин // Медиаскоп (электронный журнал) – 2015. – № 4.
5. Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М. : Советская энциклопедия, 1990. С. 136-137
6. Вещикова И.А. Медиаречь в координатах функциональной стилистики // Актуальные проблемы стилистики. 2020. № 6. С. 41-49.
7. Данилевская Н.В. Современная медиаречь: речевая практика vs языковая норма // Медиа в современном мире. 58-е Петербургские чтения. Сборник материалов Международного научного форума. В 2-х томах. Ответственный редактор В.В. Васильева. 2019. С. 286-288.
8. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ (Современная английская медиаречь). / Т. Г. Добросклонская – М.: Флинта, 2008. – 263 с.
9. Караулов Ю. Н. Язык СМИ как модель общенационального языка / Ю.Н. Караулов // Язык средств массовой информации как объект междисциплинарного исследования. Тезисы научной конференции. – М.: Филолог. факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2001. – С. 15.
10. Коньков В. И. Система презентации медиатекста // Медиалингвистика. 2015. № 2. С. 35-44.
11. Коньков В. И. Медиаречь: содержание понятия и принципы анализа // Мир русского слова. 2016. № 3. С. 58-63.
12. Копылова Ю.В. Медиалингвистика в аспекте медийного речеведения // Межвузовский сборник № 15. Ответственные редакторы С.А. Ляушева, З.Р. Хачмафова, З.С. Хабекирова. 2019. С. 55-59
13. Ломыкина Н.Ю. Просодические особенности медиаречи в аналитических программах // Медиа в современном мире. 58-е Петербургские чтения. Сборник материалов Международного научного форума. В 2-х томах. Ответственный редактор В.В. Васильева. 2019. С. 231-232
14. Ломыкина Н.Ю. Медиаречь в условиях конвергенции: просодические характеристики речи ведущих информационных программ // Филология в XXI веке. 2019. № S1. С. 179-184.
15. Лопухина Н.С. Учимся говорить по-русски: медиаречь в эфире // Журналистика в 2018 году: творчество, профессия, индустрия. Материалы международной научно-практической конференции. 2019. С. 340-342.
16. Скрипкина А.С., Сомова И.Ю. Язык современного медиапространства // Россия и мир: развитие цивилизаций. Трансформация политических ландшафтов за период 1999-2019 годы. С. 473-475.
17. Солганик Г. Я. Место языка СМИ в литературном языке. Перспективы развития // Мир русского слова. 2008. № 2. С. 9-18
18. Сурикова Т. Константы языка современных массмедиа как источник лингвоэтических коллизий // Матэрыялы IV Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі, прысвечанай 90-годдзю з дня нараджэння доктара філалагічных навук прафесара А.І. Наркевіча. Рэдкалегія: В.М. Самусевіч [і інш.]. 2019. С. 110-112.
19. Хамидова А.Х. Медиалингвистика: новая парадигма в изучении языка СМИ // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018. № 1 (789). С. 293-299.
20. Шишков А.С. Ключ к познанию силы языка. / Учебный словарь по лексикологии. Приложение. – М.: МедиаМир, 2014. – С. 298. – 323 с.
Интернет-ресурсы
21. Гаревой Габ. Сочинения на незаданную тему [Электронный ресурс] / Габ Гаревой – Url: http://gab-garevoi.narod.ru/inoslova_v_russkom.html (дата обращения – 24.04. 2022)
22. Пустовалов А. В. Новые формы журналистики во взаимодействии с гражданским обществом [Электронный ресурс] / А. В. Пустовалов, И. А. Березина – Url: http://psujourn.narod.ru/lib/ib_ap_newform.pdf (дата обращения – 24.04. 2022)
23. Herman D. Cognitive Narratology. / D. Herman [Electronic resource] – Url: http://wikis.sub.uni-hamburg.de/lhn/index.php/Cognitive_Narratology (дата обращения - 24.04. 2022)