Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы работы основана на том, что в современной рыночной экономике каждая компания сталкивается с большим уровнем конкуренции со стороны других компаний. На основании этого необходимо выпускать на потребительский рынок достаточно конкурентную продукцию, услуги и товары. Именно поэтому каждой компании необходимо отслеживать собственный уровень конкуренции и постоянно повышать его равными методам. Одним из актуальных методов повышения конкуренции компании в целом является повышение качества продукции, товаров, работ, услуг.
Целью данной работы является разработка стратегии развития организации ООО «Эксело Медиа».
Задачами данной работы являются:
- изучение теоретического материала в отношении стратегического подхода к управлению организацией;
- проведение анализа деятельности ООО «Эксело Медиа»;
- разработка направлений совершенствования стратегии развития ООО «Эксело Медиа» и оценка его экономической эффективности.
Объектом исследования выступает ООО «Эксело Медиа».
Предметом исследования выступает стратегия развития.
Информационной базой для написания выпускной квалификационной работы является научная и учебная информация по теме стратегического подхода к управлению организацией.
В данной работе были применены такие методы исследования как анализ и синтез информации, табличное и графическое представление данных.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1. Теоретические и методические основы изучения стратегического подхода в развитии малого бизнеса
1.1. Роль стратегического менеджмента в развитии организации
Проведенный анализ теоретических положений структуры всех школ стратегического менеджмента с момента его появления, можно сделать вывод, что структура школ менеджмента имеет определенную хронологическую последовательность которая приведена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Семейство школ стратегического менеджмента и маркетинга
Можно сделать вывод, что выделяют три основных направленности школ стратегического менеджмента: предписывающие школы, описывающие школы и интегрирующие школы.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что зарождение школы менеджмента стратегий начало в 1880 году со школы научного управления. Далее формирование школ осуществлялось в соответствии с трендами и основными направления того времени, в котором было формирование школы, а так же в ту сторону менеджмента, в которую склонялись авторы исследований.
В рамках исследования теоретических основ на тему работы были изучены разные подходы к понятийному аппарату «стратегии». В таблице 1 приведены понятийные формулировки к «стратегии» от разных авторов.
Таблица 1 - Понятийные формулировки к «стратегии» от разных авторов [Составлено автором на основании источника 7]
По проведенным исследованиям научных источников можно сформировать авторское мнение о том, что на сегодняшний день не существует единого, четко сформулированного понятия стратегии. Это подтверждают и понятия разных авторов, приведены в таблице 3. Каждый автор вкладывает в понятие стратегии собственный смысл.
По мнению автора М. Макдоналд стратегия определена как путь к достижению конкретно поставленной цели и задач. По мнению данного автора стратегия отражает взгляд руководства компании на то, как оптимизировать и улучшить деятельности компании. [9]
По мнению другого автора – М. Портера – которого в маркетинге считают основополагателем стратегического анализа компаний, стратегия направлена на повышение доходности компании, увеличения ее прибыльности. По мнению данного автора стратегия представляет собой сформированный план действий компании, которые направлены на достижение цели. Для разработки такого плана, компании необходимо провести стратегическое исследование деятельности компании, ее положения на рынке и пр. Для этого М. Портер разработал множество методик стратегического анализа. [10] Но наиболее частой в практическом применении является анализ пяти сил Портера.
По мнению автора Ф. Котлера - основоположника маркетинга в мире, стратегия развития компании представляет собой мероприятия, совокупность которых направлена на маркетинговую деятельность.
Все три автора сошлись в едином мнении, что стратегия компании направлена на достижение конкретно поставленной цели компании и увеличения доходности и прибыльности. Так же по их мнению любая стратегия развития реализуется с помощью стратегических решений.
На сегодняшний день все компании без исключения задумываются о будущем положении на рынке и предпринимают шаги для усиления позиций на рынке, другими словами принимают стратегические решения. Так как на рынке и в мире сформировалась достаточно не стабильная ситуация. И чтобы компании «выжить» и сохранить /увеличить долю рынка, ей необходима стратегия развития.
1.2. Этапы разработки и реализации стратегии развития малого бизнеса
Процесс разработки стратегии также является очень обсуждаемой темой среди маркетологов. В конце 90-х годов такой автор стратегических научных исследований как Хули отметил три этапа создания стратегии развития:
-определение корпоративной стратегии, установка цели;
- выбор сегмента, целевого рынка, конкурентного преимущества, которое ляжет в основу стратегии развития;
- разработка комплекса маркетинговых инструментов, реализующихся в рамках стратегии развития.
Автор Д. Кравенс предложил другие этапы формирования стратегии развития. Они приведены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Этапы формирования стратегии развития компаний по мнению автора Д. Кравенса [Составлено автором на основании источника 13]
Российскими учеными в большей степени приводится описание не этапов стратегии развития, а ее планирования. В частности российский автор И.И. Ивашкова сформировала следующий процесс создания стратегии развития компании. Он приведен на рисунке 3.
Рисунок 3 -Процесс создания стратегии развития компании по мнению одного из российских авторов И.И. Ивашковой [Составлено автором на основании источника 14]
По авторскому мнению представленной выпускной квалификационной работы создание стратегии развития компании должно основываться на результатах стратегического анализа. В частности должны быть использованы такие анализ как:
- исследование внешней среды: pest, пяти сил Портера, конкурентоспособности, целевой аудитории, коньюктуры рынка и пр.;
- исследование внутренней среды: финансовый анализ, swot анализ, swn анализ, матрица БКГ и пр.
На основании полученных результатов стратегического анализа компании выявляются проблематичные аспекты в процессе функционирования компании. На основании выявленных проблем формируется цель и задачи стратегии развития компании. То есть каждая задача стратегии развития компании направлена на решение одного проблемного аспекта. Впоследствии для каждой задачи стратегии развития разрабатываются мероприятия, реализация которых и приведет компанию к поставленной цели. На основании исследования в данном разделе можно сделать вывод, что стратегия основана на проблемных аспектах компании.
1.3. Методы стратегического анализа и разработки стратегии развития малого бизнеса
В научной и учебной литературе выделяют несколько методов стратегического анализа. Все методы можно разделить на качественные и количественные.
К качественным методикам исследования отнесены те методы, которые основаны на экспертном мнении. Приведем краткое описание основных качественных методик в стратегическом анализе:
- PEST анализ, который проводиться по четырем направлениям: социальные, политические, экономические, технологические;
- SWOT анализ, который подразделяется на 4-е основных направления: сильные и слабые стороны, угрозы и возможности;
- анализ целевой аудитории. Анализ целевой аудитории формируется по мнению эксперта по основным характеристикам: местонахождение потребителей, гендерная принадлежность потребителей, возрастные признаки потребителей, уровень дохода, семейный статус, социальный статус, приверженности и пр.;
- анализ пяти сил Портера. Данный анализ проводится по методике Портера. В качественном виде данный анализ проводится в двух вариациях. Первая вариация анализа Портера: эксперт в описательном виде приводит основные барьеры рынка, силы поставщиков, покупателей, конкурентов. Во второй вариации анализа Портера: эксперт в описательном виде приводит основные рынка, силы поставщиков, покупателей, конкурентов, как в первой вариации, но с выставлением баллов по 5-ти балльной системе;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в редакции от 22.06.2017 № 16-П) // Консультант Плюс, http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142 (дата обращения 01.04.2022)
2. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 года № 197-ФЗ (в редакции от 11.10.2019 № 360-ФЗ) // Консультант Плюс, http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683 (дата обращения 01.04.2022)
3. Аллин, О.Н. Кадры организации // учебное пособие под редакцией О.Н. Аллин, Н.И. Сальникова. М.: Генезис, 2018.-248 с.
4. Аширов, Д. А. Управление персоналом // учебное пособие под редакцией Д.А. Аширова. М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2017. - 335 с.
5. Волосский, А. Мотивация и стимуляция труда // учебное пособие под редакцией А. Волоссовского. М.: Техносфера - Москва, 2017. - 496 c.
6. Васильков Ю.В. Система менеджмента рисков как инструмент управления экономикой предприятия / Ю.В.Васильков, Л.С.Гущина // Методы менеджмента качества. - 2017. - N 2. - С.10-15
7. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под редакцией проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 3-е издание, переработанное и дополненное. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 718 с.
8. Экономика предприятия: Учебник / Под редакцией проф. Н.А. Сафронова. – Москва : «Юристъ», 2018. – 584 с.
9. Алборов, Р.А. Основы управленческого учета. Учеб. Пособие / Р.А. Алборов. – М.: Дело и сервистекст. – 2017. – С.287.
10. Попова Л.В., Управленческий учет и анализ с практическими примерами: учеб.пособие/ Л.В. Попова, В.А. Константинов, И.А. Маслова, Е.Ю. Степанова – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Дело и Сервис, 2017. – 272с.
11. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под редакцией проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 3-е издание, переработанное и дополненное. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 718 с.
12. Экономика предприятия: Учебник / Под редакцией проф. Н.А. Сафронова. – Москва : «Юристъ», 2018. – 584 с.
13. Алборов, Р.А. Основы управленческого учета. Учеб. Пособие / Р.А. Алборов. – М.: Дело и сервистекст. – 2017. – С. 287.
14. Попова Л.В., Управленческий учет и анализ с практическими примерами: учеб. пособие/ Л.В. Попова, В.А. Константинов, И.А. Маслова, Е.Ю. Степанова – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Дело и Сервис, 2017. – 272 с.
15. Вачугов Д.Д. Практикум по менеджменту: учебное пособие/ Д.Д. Вачугов. – М.: Высшая школа, 2018. – 192 с.
16. Веснин В.Р. Стратегическое управление / учебное пособие для направления менеджмент / В.Р. Весенин – М.: Проспект, 2017. – 328 с.
17. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: учебное пособие для вузов / Ю.Н. Лапыгин. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 236 с.