Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Социологическое исследование является важнейшим инструментов в деле планирования и определения тенденций в социально-культурной деятельности. Получение достоверных результатах о культурно-духовных потребностях различных слоев населения позволяет специалистам в данной области активно влиять на социальные процессы в обществе, и не только успешно удовлетворять эти потребности, но в долгосрочной и среднесрочной перспективнее, соответствовать постоянно меняющимся требованиям общественного развития.
В социально-культурной деятельности такая работа будет способствовать социальному прогрессу в целом, а именно «когда мы говорим о социальном прогрессе, то подразумеваем … восхождение к более сложным формам общественной жизни, совершенствование социальных отношений, рост социальной свободы и справедливости [2, C. 9]».
Осуществление эмпирических исследований в данной области позволяет применять прикладные научные знания в практической социально-культурной работе, прогнозировать и направлять в нужное русло основные тенденции социального, культурного и духовного развития общества, делать на этой основе продуктивные прогнозы и принимать правильные управленческие решения.
«Современный мир динамичен, изменения в нем происходят стремительнее, чем в любую из предшествующих исторических эпох. Эти изменения перевернули веками складывавшиеся представления людей о жизни, о человеке, его значимости и предназначении. Осмысление этих изменений и анализ социального опыта, усложняющегося по мере развития человеческого общества, и составляет суть социологического знания, которое столь же многогранно, неоднородно, как и само общество [1, С. 7]».
Современному обществу необходимы инновационные методы работы с населением, позволяющие повышать культурный уровень, создавать условия для развития творческого мышления, реализации потенциала личности. А это, в свою очередь, требует новых нестандартных решений в деле подготовки социально-культурных программ. Деятельность специалистов данного профиля должна отличаться конструктивностью, мобильностью, высокой степенью адаптации к постоянно изменяющимся условиям.
Выполнение этой задачи будет способствовать личностному развитию всех членов общества, влиять в долгосрочной перспективе на успешность социально-культурного развития общества, способствовать улучшению качества жизни населения.
И в этом плане существенную помощь может оказать грамотное проведение социологических опросов и других форм исследований общественного мнения, как действенного метода выявления настроений, увлечений, возможностей планирования культурно-досуговых программ с учетом культурных потребностей всех слоев населения одновременно и целенаправленного влияния на каждую социальную группу в отдельности.
Регулярный мониторинг общественных настроений дает возможность избежать «перекосов» в социально-культурной деятельности (к примеру, в области патриотического воспитания или компьютерной грамотности в ущерб другим видам просветительских занятий), оперативно адаптировать программы культурно-массовых мероприятий под настроения в обществе, вносить изменения в «накатанные» схемы культурно-досуговой работы. В этой ситуации возникает необходимость поддержки социально-культурного творчества, разработки новых проектных технологий, направленных на развитие ценностно-ориентированных форм досуга, духовно-творческой активности населения.
Актуальность данной работы заключается в острой потребности современного общества в создании и развитии инновационных моделей социально-культурной деятельности, основанных на выявлении потребностей различных групп населения и максимально эффективном применении этих данных.
Целью работы является теоретическое обоснование и практическое применение анкетирования как одного из видов социологического исследования в социально-культурной деятельности.
Объектом исследования выступают актуальные и эффективные способы проведения анкетирования, как одного из методов определения общественного мнения с социально-культурно деятельности.
Предметом исследования являются конкретные социологические методы определения настроений и потребностей населения, необходимых для создания функциональных моделей проведения культурно-досуговой работы.
Задачами курсовой работы является определение методов раскрытия сущности и содержания процесса использования анкетирования в социально-культурной деятельности; определение и обоснование теоретических и методологических аспектов выявления тенденций общественного мнения в области организации культурно-досуговой работы и педагогической практики.
В работе использованы исследования, посвященные теории, методике и практике анкетирования в социально-культурной деятельности, изложенные в трудах российских и зарубежных ученых, среди которых Ю. Г. Волков, В. Г. Гречихин, С. И. Григорьев, И. Ф. Девятко, Г. Е. Зборовский, Н. А. Клюшина, О. Н. Козлова, А. И. Кравченко, В. И. Курбатов, Т. Лоусон, Дж. Гэррод, О. М. Маслова, В. А. Морева, В. Г. Овсянников, П. Д. Павленок, Ж. В. Пузанова, И. В. Троцук, М. И. Витковская, А. А. Радугин, К. А. Радугин, Ю.Е. Растов, В. В. Семенова, Е. П. Тавокин, Ж. Т. Тощенко, В. Г. Харчева, Ф. Э. Шереги, В. А. Ядов и др.
Методами исследования являются анализ теоретических источников по актуальным современным методикам социологических исследований социально-культурной деятельности, видов и способов подготовки и проведения социологических опросов, систематизация теоретического материала по анкетированию, используемому при проектировании социально-культурной деятельности.
Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности внедрения данных методов анкетированная в повседневной практике социально-культурной деятельности, позволяющей оперативно определять эффективность культурно-досуговой работы с населением и применять полученные результаты в области культуроведения и социо-культурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практике.
Структура курсовой работы включает в себя следующие разделы: введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список литературы, приложение.
Практическое эмпирическое исследование проводилось на базе Молодежного социально-культурного центра «Путь к успеху» (МООИ «Пилигрим»).
ГЛАВА 1
АНКЕТИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ ИССЛЕДОВАНИИ
1. Анкетирование как один из видов социологического исследования
Потребность в создании новых прогрессивных методов исследования общественного мнения и тенденций в развитии общества начала начала назревать еще в позапрошлом столетии. «В первую треть XIX в. передовые умы Европы осознавали, что старые философские догмы не всегда могут объяснить направленность и динамику развития общества. К этому времени стало ясно, что: во-первых, философия, как умозрительная наука не может объяснить все изменения социальной жизни; во-вторых, усложнилась общественная структура и общественные отношения; в-третьих, усложнились политические отношения; в-четвертых, появились серьезные проблемы в управлении обществом. Все это потребовало разработки новых теорий объяснения развития общества [2, С. 5]». Вслед за развитием новых теорий, начал формироваться инструментарий для социологических исследований, и к середине ХХ века социологические опросы уже повсеместно начали использоваться для изучения общественного мнения, как в зарубежной так и в отечественной практике.
Современная социологическая теория описывает три основных вида социологического исследования, которыми являются: анализ документов, наблюдение и опрос. Как правило, для проведения всестороннего социологического исследования используются все три вида, которые взаимно дополняют друг друга и позволяют сформировать полноценную картину исследуемого явления. «Для более глубокого изучения ситуации одновременно применяют разноплановые источники информации и интенсивные методы: включенное наблюдение, глубинные интервью, изучение официальных и неформальных документов. Общая схема такого исследования состоит в определении проблемы, контекста ситуации; вопросов, подлежащих изучению; формулировке выводов... Такие результаты имеют практическую направленность и являются значимыми для всех объектов, находящихся в сходной ситуации [19, С. 36 ]».
К сожалению, такие широкие возможности далеко не всегда имеются в распоряжении исследователя. Столь масштабное всестороннее изучение проблемы или явления требует серьезных материальных затрат и привлечения дополнительных ресурсов. Поэтому при изучении локальной проблемы, не требующей всестороннего анализа ситуации – какого-то одного аспекта социально-культурной деятельности, можно обойтись меньшими средствами. Среди таких инструментов, социологи особо выделяют опрос, который признается многими специалистами одним из самых доступных методов сбора первичной информации в эмпирическом исследовании.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волков Ю. Г. Социология. Учебник / Изд. 4-е, испр. и доп. – М., 2017. – 320 с.
2. Гречихин В. Г. Общая социология. Уч. пос. / Изд 2-е, перераб. и доп. – М., 2018. – 114 с.
3. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. – М., 2002. – 203 с.
4. Зборовский Г.Е. Прикладная социология. Уч. пособие. – М., 2004. – 176 с.
5. Клюшина Н. А. Причины, вызывающие отказ от ответа // Социологические исследования, № 1. – 1990. – С. 98 - 104.
6. Козлова О. Н. Социология. – М., 2006. – 320 с.
7. Кравченко А. И. Социология. Учебник для вузов / 4-е изд., испр. и доп. – М., 2003. – 384 с.
8. Курбатов В. И. Социология. – М., 2010.
9. Лоусон Т. Социология. Словарь-справочник / Т. Лоусон, Дж. Гэррод. – М., 2000. – 608 с.
10. Маслова О. М. Познавательные возможности открытых и закрытых вопросов // Социологические исследования, № 2. – 1984. – С. 129 - 138.
11. Мацукевич О. Ю. Социально-культурный подход в контексте исследования ресоциализации личности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, № 6 (56). – 2013. – С. 106-110.
12. Мацукевич О. Ю. Организация социально-культурной деятельности НКО. – М., 2011. – 32 с.
13. Морева В. А. Анкетирование и интервьюирование в социологических исследованиях // Социология: методология, методы, математические модели, № 7. – М., 2006.
14. Овсянников В. Г. Методология и методика в прикладном социологическом исследовании. – СПб., 1999. – 296 с.
15. Павленок П. Д. Краткий словарь по социологии. – М., 2010. – 253 с.
16. Пузанова Ж. В., Троцук И. В., Витковская М. И. Методология и методика социологических исследований. – М., 2007. – 127 с.
17. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология. Курс лекций. – М., 2011. – 160 с.
18. Растов Ю.Е., С. И. Григорьев. Начала современной социологии. Уч. пособие. – М., 2009. – 136 с.
19. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. – М., 1998. – 110 с.
20. Тавокин Е.П. Основы методики социологического исследования. Уч. пос. – М., 2009. – 240 с.
21. Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. – М., 2009. – 511 с.
22. Харчева В. Г. Основы социологии. Учебник. – М., 2009 – 302 с.
23. Шереги Ф. Э., Горшкова М. К. Основы прикладной социологии. Учебник для вузов. – М., 2006. – 184 с.
24. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – Самара, 2005. – 328 с.