Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема в начальной школе, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребёнка, освоением им новой социальной роли «ученик».
Степень изученности темы исследования. Теоретические обоснования. О связи здоровья с образом жизни говорили еще врачи-философы древности Алкмеон (V в. до н.э.), Гиппократ (IV- V вв. до н.э.), Эмпедокл (IV в. до н.э.), утверждающие, что поведение и образ жизни людей зависят от состояния их здоровья.
Немалое значение в развитие данного направления внесли такие ученые как В. Г. Игнатович, И. И. Капалыгина, И. В. Кривошеина, В. Г. Кудрявцев, Я. Л. Мархоцкий, И. Новикова, Н. В. Самусева, Е. В. Фролова, М. В. Чечета и др.. Они отмечали, что формирование основ ценностного отношения к здоровью у детей это проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как, правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми часто в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.
Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм ребенка. По данным Минздрава, до 60% школьников к выпускному классу имеют нарушения органов зрения, 30% - хронические заболевания. Доля здоровых детей к концу обучения в школе не превышает 20 – 25 % [4]. Данные о заболеваемости детей являются одним из основных критериев в оценке состояния здоровья детей и эффективности мероприятий по его охране и улучшению.
Проблема: сохранение здоровья учащихся приоритетное направление развития образовательной системы современной школы, воспитание и развитие свободолюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.
При рассмотрении поставленной проблемы, возникают противоречия:
- между требованиями к формированию культуры здоровья у младших школьников во внеурочной деятельности и недостаточным применением эффективных форм работы учителя по формированию культуры здоровья ученика начальной школы.
- глубокое методологическое обоснование необходимости формирования культуры здоровья у младших школьников и недостаточное использование разработанных технологий по формированию культуры здоровья учителями начальной школы.
В соответствии с поставленной проблемой и противоречиями мы определили тему курсовой работы: «Интерес обучающихся к здоровому образу жизни».
Цель – обосновать педагогические пути повышения интереса младших школьников к здоровому образу жизни.
Гипотеза: мы предполагаем, что повысить интерес младших школьников к здоровому образу жизни возможно, если в учебном процессе использовать следующие методы:
- методы формирования сознания – классные часы, беседы, мини-лекции о здоровой образе жизни;
- методы организации деятельности и формирование опыта поведения – игры, спортивные мероприятия, режим дня;
- методы стимулирования поведения и деятельности – похвала, одобрение, почетные грамоты;
- метод проектов.
Объект исследования – формирование здорового образа жизни в общеобразовательной школе.
Предмет – педагогические условия формирования основ ЗОЖ у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»;
2. Выявить методы формирования основ здорового образа жизни у младших школьников;
3. Провести анкетирование младших школьников и определить их интерес к здоровому образу жизни;
4. Разработать программу по формированию интереса к здоровому образу жизни для младших школьников.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- анализ;
- систематизация;
-констатирующий эксперимент;
- анкетирование;
- наблюдение;
- тестирование;
- педагогическое проектирование.
База исследования:
В эксперименте приняли участие 19 детей младшего школьного возраста 3 класса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы и результаты исследования могут быть использованы педагогами, классными руководителями и родителями детей младшего школьного возраста, для формирования и совершенствования здорового образа жизни детей младших школьников.
Структура работы состоит из введения, двух, глав, заключения, библиографический список источников и литературы, и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
1.1. Здоровье и здоровый образ жизни человека, его актуальность
В настоящее время вопросом формирования здорового образа жизни детей занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (Б.Н. Чумаков, В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын), психологии (О.С. Осадчук), экологии (А.Ф. Аменд, З.И. Тюмасева) и педагогики (О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С. Шнейдер и др.).
Интерес ученых к поставленной задаче не случаен. Устремленность личности на здоровый образ жизни - процесс достаточно сложный и противоречивый, на него оказывают влияние особенности развития государства и мнение общества, экологическая обстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания [18].
Улучшение состояния здоровья нового поколения – важнейшая задача современности, в комплексном решении которой невозможно обойтись без общеобразовательной школы. Учителям совместно с родителями, медицинскими работниками, психологами и общественностью необходимо так организовать школьную деятельность, чтобы учащиеся повышали свой уровень здоровья и оканчивали школу здоровыми. Вместе с тем, школа обязана сформировать у ребенка потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Для этого педагогам необходимо иметь четкие представления о сущности понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», которые широко используются в системе понятий современного образования.
Термин «здоровье» имеет множество определений. Но самым известным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В.Г. Алямовская. - М.: Просвещение, 2003. - 243 с.
2. Амосов, Н.М. Раздумье о здоровье / Н.М. Амосов. - М.: ФиС, 2014. - 63 с.
3. Ахвердова, О.А. К исследованию феномена «культура здоровья» в области профессионального физкультурного образования /О.А. Ахвердова, В.А. Магин //Теория и практика физической культуры. - 2002. - №9. – С.12 - 18.
4. Баладанов, О.Ю. Актуальные проблемы сохранения, укрепления и приумножения здоровья школьников / О.Ю. Баладанов, И.З. Козловский, О.П. Бахтинов // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2012. – с. 172 – 174.
5. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт / И.С. Барчуков. - М.: Академия, 2006. - 528 с.
6. Бальсевич, В.К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни / В.К. БАльсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 2014. - № 4. – С. 3 –5.
7. Беляев, Н.Г. Возрастная физиология / Н.Г. Белов. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2014. – 103с.
8. Беляев, Н.Г. Характеристика физического развития современных школьников / Н.Г. Белов, О.В. Суворов // Актуальные проблемы развития физической культуры в современных условиях: Материалы научно-практической конференции. – Ставрополь: изд-во СГУ, 2011. – С. 30 – 31.
9. Вайнбаум, Я.С. Гигиена физического воспитания: уч пособие для студентов педагогических вузов / Я.С. Вайнбаум. - М., Просвещение, 2016.
10. Виноградов, П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни / П.А. Виноградов. – М.: Мысль, 2010. – 288 с.
11. Вишневская, Е.Л. Программа гигиенического обучения и воспитания школьников, формирование норм и навыков здорового образа жизни / Е.Л. Вишневская. - М., 2014. – 87 с.
12. Волков, Н.И. Двигательная активность и рациональное питание школьников / Н.И. Волков // Теория и практика физической культуры. – 2011, № 8. – с. 9 – 17.
13. Дубровский, В.И. Валеология здорового образа жизни / В.И. Дубровский. – М.: Флинта; Retorika., 2014. – с.1-35.
14. Дуркин, П.К. К решению проблемы формирования здорового образа жизни населения России / П.К. Дуркин, М.П. Лебедева // Теория и практика физической культуры – 2012, № 8. – с. 2 – 5.
15. Здоровье детей в образовательных учреждениях. Организация и контроль /под ред. М.Ф. Рзяниной, В.Г. Молочного. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 376 с.
16. Исаев, А. – Если хочешь быть здоров / А. Исаев. - М., Физкультура и спорт. 2013.
17. Казначеев, В.П. Проблемы культуры, здоровья нации, футурологии XXI века / Казначеевские чтения № 3, 2011. Сборник докладов В.П. Казначеева 2007-2011 годах / Составитель Ромм В.В. – Новосибирск: ЗСО МСА, 2011 г. – 377 с.
18. Клименов, М.Ф. Здоровье детей в образовательных учреждениях / М.Ф. Клименов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 376 с.
19. Козин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: учеб. пос. для студ. вузов /Э.М. Козин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. - М.: Владос, 2000. - 192 с.
20. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней / В.В. Марков. – М.: Академия, 2011. – 320 с.
21. Мартыненко, А.В. Формирование здорового образа жизни молодежи / А.В. Мартыненко, Ю.В. Валентик, В.А. Полесский. - М.: Медицина, 2015.
22. Назарова, Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие: учеб. пособие для студ. вузов /Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2008. – 256 с.
23. Педагогика здоровья: Программа и методическое руководство для учителей начальной школы / Л.М. Феррои, Е.О. Смирнова, И.В. Вачков и др.; Под ред. В.Н. Касаткина. - М.: Линка-Пресс, 1998. - 336с.
24. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н.К. Смирнов. - М.: АРКТИ, 2003. - 272 с.
25. Соловьев, Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры / Г.М. Соловьев. - Ставрополь, СГУ, 2012. - 111с.
26. Сухарев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А.Г. Сухарев. - М.: Медицина, 2014. - 270 с.
27. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: Учебн. пос. для студентов пед. ин-тов / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 2015. – 320 с.