Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Духовные грамоты представляют собой один из важнейших источников древнерусской истории. Своеобразные завещания князей позволяют отслеживать процесс приобретения, владения и собирания или дробления тех или иных земель. Эти документы хранились крайне аккуратно и бережно, поэтому сегодня они тщательно изучаются.
Не стал исключением и великий московский князь Иван Данилович Калита, составивший свою «Духовную грамоту». До наших дней сохранились два её варианта, которые отличаются, друг от друга упоминанием разного числа сел и волостей. Историкам до сих пор неизвестно, один ли это документ в двух экземплярах или два абсолютно самостоятельных, датированных разным временем. Но, в любом случае, грамота была составлена заранее, перед поездкой Калиты в 1339 году в Орду к хану Узбеку, отличавшемуся особой беспощадностью к русским князьям. Предчувствуя возможность своей гибели, Иван Калита и позаботился о написании завещания, которое подвело бы итоги княжеской власти в 14 веке.
С научной точки зрения актуальность связана с тем, что сегодня в научной среде продолжаются споры на тему того являются ли обе сохранившиеся до наших дней душевных грамоты Ивана Калиты одним документом или все же это два разных документа. Кроме этого до сих пор нет единого мнения на тему датировки документа. В одних источниках называется 1328 год, а другие историки называют 1339 год.
Кроме этого нужно отметить, что о сих пор не прояснен вопрос о том, что Иван Калита в своем завещании не указал несколько городов – это Белоозеро, Углич, Галич. Причины этого до сих пор не установлены.
В целом нужно отметить, что тема анализа завещания Ивана Калиты, как и других исторических документов написанных московским князьями плохо структурирована и недостаточно подробно представлена в научном мире. Скорее можно найти тексты завещания Ивана Калиты, как на старославянском языке, так и его расшифровку на современном русском языке.
Цель исследования – рассмотреть историографические особенности духовных грамот Ивана Калиты.
Объект исследования – духовные грамоты Ивана Калиты.
Предмет исследования – историография духовных грамот Ивана Калиты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить основные источниковедческие концепции хронологии и оценки исторического значения духовных грамот Ивана Даниловича Калиты.
2. Рассмотреть духовные грамоты Ивана Даниловича Калиты как акт частного волеизъявления при завещании материально-бытового имущества.
3. Рассмотреть отражение политики усиления княжеской власти при распределении наделов для наследования в духовных грамотах Ивана Даниловича Калиты.
4. Сделать выводы по итогам исследования.
Методология исследования – анализ, синтез, дедукция.
Описание исторического источника. Духовная грамота Ивана Калиты представляет собой исторический документ в виде духовного или политического завещания Ивана Калиты. В этом документе великий князь описывает путь расширения Московской Руси. Фактически он описывает, каким образом он присоединял к себе новые территории. Примечательно, что здесь нет упоминаний о покупках некоторых сопредельных княжеств.
Так же Иван Калита подробно описывает, кому из членов семьи, что он оставляет из имущества. Духовная грамота стала картой раздела Московской Руси между членами семьи Ивана Калиты.
Тема исследования изучалась большим количеством историков. Начиная от Н.М Карамзина, С.М. Соловьева, В. Ключевского и заканчивая Л.ВЧ. Черепниным, А.И. Копаневым или Фоминой О.Н., Георгиевой А.В..
1. Основные источниковедческие концепции хронологии и оценки исторического значения духовных грамот Ивана Даниловича Калиты
Впервые княжеские акты ввел в научный оборот и применил к ним элементы внешней и внутренней критики князь М. М. Щербатов в последней четверти XVIII в.1 Вероятнее всего он пользовался подлинниками, хотя еще в 1766-1767 гг. Н. Н. Бантыш-Каменский составил «Реэстр старинных великих князей московских <...> грамотам» [1].
Основная часть дошедших до нас княжеских грамот вошла в десятитомное издание «Древней Российской вивлиофики» Н. И. Новикова, первое издание которой выходило в 1773-1775 гг. Опубликованные Новиковым документы были извлечены из фонда Государственного древлехранилища бывшего Московского главного архива Коллегии иностранных дел [2].
По словам А.С. Лаппо-Данилевского, «само правительство в лице императрицы Екатерины II, по-видимому, несколько заинтересовалось «грамотами, какия и в каком случае употреблялись» [4].
Вторично те же самые документы были переизданы в 1813 г. в I томе «Собрания государственных грамот и договоров», которое во многом обязано своему появлению кружку графа Н.П. Румянцева и созданной по его инициативе в 1811 г. при Московском архиве МИД «Комиссии печатания государственных грамот и договоров». Но сотрудники Румянцева при подготовке публикации, в ряде случаев пытаясь реконструировать утраченные места, не указывали, какие чтения подлинные, а какие были ими восстановлены. Нет указаний также, что конкретно использовалось для издания - подлинник или снятые Бантыш-Каменским копии [3].
С другой стороны, издатели «Вивлиофики» и «Собрания государственных грамот и договоров» дали к ним в примечаниях первый комментарий, указав свои соображения по датированию и содержанию памятников.
Вплоть до середины XX в. исследователи пользовались этими изданиями или имели дело непосредственно с подлинниками. На сегодняшний день наиболее полным, актуальным и доступным является издание под редакцией Л. В. Черепнина 1950 г. В ходе подготовки публикации им впервые были собраны воедино все выявленные завещания и договоры князей. Черепнин исходил из представления об этих грамотах как составных частях «единого комплекса Московского великокняжеского архива».
Большинство высказанных им точек зрения по конкретным вопросам прочно закрепилось в отечественной историографии. К примеру, мнение о том, что духовные грамоты московских князей проходили утверждение в Орде. Однако к изданию имеется ряд претензий, как со стороны историков, так и со стороны филологов-языковедов [5].
По итогам реставрации в 1989-1991 гг. древнейших духовных грамот Ивана Калиты (30-е гг. XIV в.) обнаружились неточности в отражении текста оригиналов во всех существующих изданиях. В.А. Кучкин поднял вопрос о новом их издании. В 2008-2009 гг. на страницах научного журнала «Древняя Русь. Вопросы медиевистики» им были опубликованы первая духовная грамота князя Ивана Калиты и вторая духовная грамота сына Калиты, князя Ивана Красного, с учетом современных требований и ошибок предшественников.
В работе используется издание 1950 г. поскольку, во-первых, на данном этапе оно удовлетворяет решению поставленных задач, во-вторых, ограничен доступ к оригиналам и более ранним изданиям [6].
Современная методика исследования актов во многом обязана С. М. Каштанову, одному из крупнейших специалистов в области древнерусской дипломатики. На примере анализа русских актов (под которыми в узком смысле он понимает документы, устанавливающие определенные отношения между контрагентами) различных временных промежутков Каштанов показал механизм выявления устойчивой внутренней структуры акта (формуляра) и эволюции этой структуры во времени. Прямое сличение текстов грамот (индивидуальных формуляров), выделения в них смысловых статей (и более дробных частей – реалий, формул, описаний), позволяет вывести конкретные формуляры, то есть формуляры групп источников, из которых состоит разновидность (метод формулярного анализа).
Духовные и договорные грамоты как документы, имеющие устойчивую внутреннюю структуру, исследованы совершенно недостаточно. Не охваченным остается весь их комплекс. Формуляр договорных грамот практически не разрабатывался. С другой стороны, освещены многие проблемы внешней критики; существует обобщающее исследование по истории формирования этого комплекса актов; о периоде складывания единого Русского государства написан ряд монографических исследований с привлечением данных княжеских грамот.
Обработать все грамоты, которых насчитывается более сотни и размер которых на протяжении XV в. увеличивался, методами традиционной дипломатики теоретически возможно, практически же сложно реализуемо. Даже если представить, что подобная работа проделана, следующим этапом должно стать оперирование данными (данный этап представить еще сложнее). Поэтому возник проект создания полнотекстовой базы данных комплекса княжеских грамот. При этом не лишним окажется визуальное отображение результатов труда – электронная публикация источников.
В распоряжении исследователей около тридцати «душевных» грамот за период, начиная с 30-х гг. XIV в. и заканчивая «исповеданием» Ивана Грозного 1572 г. Древнейшие «грамоты душевные» из архива московских князей представляют собой написанные на пергамене или бумаге подлинники завещаний великих князей – отца (Ивана Калиты) и его двух сыновей (Семена Гордого и Ивана Красного) [7].
В процессе подготовки издания 1950 г. Черепнин отнес их к 1339, 1353 и 1358 гг. соответственно (составители долгое время грамоты не датировали). Однако датировки первой и третьей грамот были убедительно оспорены
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. Великокняжеские грамоты Московских князей. История отечественной дипломатии и историографии. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
2. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Иван Калита. Актуальные проблемы историографического исследования. – Воронеж: Альянс, 2017. – 522 с.
3. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Духовные грамоты Ивана Калиты. Исследователи и их подходы. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
4. Жилина Е.Ю. Завещание Ивана Калиты. Историографическое исследование. Развитие и совершенствование. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
5. Копанев А.И. О «куплях» Ивана Калиты // Исторические записки. Т. 20. М., 1946. С. 25-30.
6. Лебедев О.М., Носов М.С. Российский парламентский финансовый контроль. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 476 с.
7. Медведева Н.А. Петрова М.С. Иван Данилович Калита. Исследование и анализ духовных грамот. – Краснодар: Пальмира, 2018. – 432 с.
8. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Завещание Ивана Калиты. Историографическое исследование. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
9. Пресняков А.Е. Образование Великорусского государства. – М., 1998. С. 112 -114.
10. Семенов О.В. Борисов А.В. Иван Калита. Актуальные проблемы историографического исследования. – Уфа: Меридиан, 2019. – 531 с.
11. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Практикум по истории Древней Руси. Московское княжество. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
12. Тихонова Е.Е. Теория и практика исследования завещания Ивана Калиты. Исторический, юридический и политический аспект. – Уфа: Полис, 2017. – 489 с.
13. Утина И.В., Проводина Г.П. Теория и практика историографического исследования наследия Ивана Калиты. Плюсы и минусы. – Нижний Новгород: Фортуна, 2018. – 623 с.
14. Фадеева А.Ю. Историография Московского княжества. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
15. Фомина О.Н., Георгиева А.В. Исторические заметки. Историография Ивана Калиты. – Барнаул: Вектор, 2020 – 528 с.
16. Черепнин Л.В. Русские феодальные архивы XIV – XV вв. Ч. 1. М.; JL, 1948. С. 18-35