Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях формирования российской правовой государственности проблемы осуществления справедливого и эффективного правосудия приобретают огромное значение и являются предметом многих современных научных исследований. Значительное место в современной правовой науке за¬нимает проблема определения принципов судебной деятельности, признанных на международном уровне и нашедших свое закрепление в Конституции Российской Федерации, в законах о судеб¬ной власти, в процессуальном отраслевом законодательстве. В условиях реформирования россий¬ской судебной системы сформировались новые научные подходы к пониманию роли, значения и функций судебной власти в механизме государства. Главной целью организации и функционирова¬ния судебной власти в российском государстве провозглашена защита прав и свобод личности.
Анализ функций судебной власти свидетельствует об ее особой роли в системе государствен¬ной власти и позволяет определить пути дальнейшего реформирования и совершенствования всей правовой системы российского государства. Формирование демократической государственности в России в значительной степени зависит от успешного развития судебной системы, от эффективности осуществления судебной реформы.
Состояние правосудия в Российской Федерации является одним из критериев оценки уровня демократии и законности. Мировой опыт свидетельствует, что правовое государство может существовать только в том случае, если в стране имеется сильная, независимая и авторитетная судебная власть. Это необходимое условие формирования гражданского общества и построения правового демократического государства.
В соответствии со ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. В ст. 120, 122 Конституции РФ закреплены принципиальные положения, согласно которым судьи неприкосновенны, независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.
Независимость судебной власти является основой любого демократического государства, поскольку именно она обеспечивает существование реальной конституции и проведение в жизнь идеи верховенства закона.
Актуальность данной темы обусловлена важностью судов в осуществлении правосудия на территории Российской Федерации в период проведения судебной реформы, а также непосредственным рассмотрением спорных правоотношений, возникающих во всех сферах жизни общества.
Теоретическая и практическая значимость темы исследования обусловлены ролью судов в осуществлении правосудия на территории Российской Федерации, актуальностью проблем, связанных с проведением судебной реформы в Российской Федерации.
Степень научной разработанности. Данная тема исследуется как учеными - юристами, так и практиками. Теоретическими источниками написания курсовой являются научные труды: И.Н. Алексеева, В.Н. Аргунова, В.П. Божьева, С.В. Бородина, Ю.А. Дмитриева, В.М. Жуйкова, К.А. Ишекова, В.Н. Кудрявцева, О.Е. Кутафина, В.М. Лебедева, Э.В. Ляднова, И.Б. Михайловская, И.Л. Петрухина, Н.М. Чепурновой и других ученых.
Целью данной работы является исследование теоретико-правовых конституционных основ осуществления правосудия.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
- рассмотреть конституционные основы судебной власти;
-определить понятие «правосудие» и его признаки;
-изучить конституционные принципы правосудия;
- проанализировать проблемы реализации конституционно-правовых принципов правосудия.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности судов в России.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности судов.
Методология. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания, в том числе: конкретно-исторический, метод системного анализа, структурно-функциональный, а так же ряд частно-научных методов - формально-юридический.
Глава 1 Юридическая сущность правосудия
1.1 Конституционные основы судебной власти
Согласно ст.ст.10 и 11 Конституции РФ судебная власть (наряду с законодательной и исполнительной) государственной власти и осуществляется судами Российской Федерации самостоятельно. Глава седьмая Конституции, посвященная по своему названию и содержанию судебной власти, определяет, что исключительное предназначение судебной власти состоит в осуществлении правосудия, которое возложено только на суды (ч.1 ст.118). Это отличает судебную власть от законодательной власти, наделенной законотворческой функцией, а также от нормотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности органов исполнительной власти.
Суды, как органы судебной власти, осуществляют правосудие посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118, часть 2, Конституции РФ). Это означает, что правосудие является способом реализации судебной власти при решении любых отнесенных к ее полномочиям вопросов, независимо от их различного правового характера.
Судебная власть обладает следующими свойствами:
1. Самостоятельность (независимость). Судебная власть не зависит от законодательной и исполнительной властей. Деятельность судебной власти не может напрямую регулироваться должностными лицами, органами исполнительной и законодательной власти, за исключением федеральных конституционных и федеральных законов. При этом судебной власти предоставлено право контроля за законностью деятельности органов законодательной и исполнительной власти (часть 3 статьи 5 ФКЗ «О судебной системе»). Самостоятельность судебной власти обеспечивается органами судейского сообщества, так как суд сам решает вопросы, связанные с организацией своей деятельности через Судебный департамент при судах.
2. Исключительность судебной власти. Ни один государственный орган или должностное лицо не может реализовывать полномочия суда по разрешению правовых конфликтов, следовательно, не может выносить решения при разрешении споров той же юридической силы, которой обладает суд, или принимать решения вместо суда.
3. Подзаконность судебной власти. В статье 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливается, что судьи подчиняются Конституции, федеральным конституционным и федеральным законам. Отступление суда при разрешении правового спора от законодательно закреплённой процедуры даже формально является основанием для отмены решения. В то же время судья выносит решение, руководствуясь своим правосознанием и принципом единообразия сложившейся судебной практики. Судья выносит решение не только на основании закона, но и на основании внутреннего убеждения и совести. У судьи при вынесении итогового решения, например, по уголовному делу есть богатый арсенал средств, которые ему позволяют вынести приговор, соответствующий принципу справедливости: учёт смягчающих обстоятельств, назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за это преступление, отсрочка наказания, условное осуждение. Судью нельзя загнать в жёсткие границы, когда он решает судьбу подсудимого, но регламентировать процедуру рассмотрения дела и порядок вынесения решения - важно, так как это является гарантией прав стороны защиты.
4. Полнота судебной власти - безусловное и неукоснительное соблюдение судебных актов всеми государственными органами и должностными лицами на всей территории России .
В Российской Федерации основы организации и деятельности судебной власти закреплены в основном законе - Конституции Российской Федерации. Конституционные основы судебной власти закреплены в виде двух групп норм.
Во-первых, это общие конституционные положения об организации и деятельности государственной власти, в том числе и судебной ее составляющей. К этой группе можно отнести конституционные положения, закрепленные ст. 1, 2, 4, 8, 10, 11, 15, 71, 72, 76, 104 и других статьях Конституции Российской Федерации. Многие исследователи отмечают, что такие основополагающие начала российской государственности как демократизм, суверенность, правовое государство с системой разделения власти, верховенство и прямое действие Конституции Российской Федерации, законность и федерализм, равенство всех перед законом и судом относятся в равной мере и к основам организации и функционирования судебной власти . Названные нормы устанавливают положение суда в государственной системе: ст. 10 провозгласила самостоятельность судебной власти, суды осуществляют государственную власть (ст. 11) в демократическом правовом государстве (ст. 1) на основе Конституции, законов, общепризнанных принципов и норм международного права (ст. 15). Эти нормы представляют особое значение для формирования статуса судебной власти, поскольку придают ему основные идеологические направления, определяют смысл и сущность ее деятельности.
Во-вторых, это положения гл. 7 Конституции РФ «Судебная власть и прокуратура», касающиеся специфики организации и функционирования судебной составляющей государственной власти. В ней закреплены некоторые функции и полномочия, принципы судебной власти, статус Конституционного суда РФ и Верховного Суда РФ, требования к лицам, претендующим на занятие должности судьи.
Разработанная на сегодняшний день и получившая свое юридическое подтверждение система российского конституционно-правового регулирования в названной сфере может быть представлена следующими направлениями:
- конституционные основы судоустройства;
- конституционные основы статуса судьи;
- конституционные основы судопроизводства.
Конституционно-правовые основы судоустройства в РФ. Конституционные основы судоустройства закреплены в ст. 118, 125 (полномочия Конституционного Суда РФ), 126 (полномочия Верховного Суда РФ) и соответствующем законодательстве, развивающем эти положения.
По сути, это конституционные основы системы органов судебной власти, которые отражают структурную организацию судебной власти, гарантирующую автономное и отделенное от других систем органов государственной власти самостоятельное функционирование судебных учреждений. В развитие этих норм приняты законы, в которых закреплена структура учреждений, наделяемых полномочиями по осуществлению правосудия в России.
1.2 Понятие «правосудие» и его признаки
В научной литературе, в том числе и современной не существует единого подхода к опре¬делению понятия «правосудия». Отсутствует легальное определение правосудия в нормативных актах. Данное обстоятельство не может не вызывать массу неразрешенных вопросов, затрагива¬ющих непосредственно не только судебную систему, но и правовое государство в целом, поли¬тико-правовой режим которого функционирует в Российской Федерации. Поэтому необходимо провести анализ различных взглядов ученых на понятие «правосудия». Это позволит выявить, что объединяет, а что разъединяет позиции исследователей по изучаемой проблеме.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года ] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
2. О судебной системе Российской Федерации: федер. конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1–ФКЗ (ред. от 16.04.2022) // Собр. законодательства Рос. Федерации РФ. – 1997. – №1. – Ст. 1.
3. О Верховном Суде Российской Федерации: федер. конституционный закон от 5 февраля 2014 г. N 3–ФКЗ (ред. от 16.04.2022) // Собр. законодательства Рос. Федерации РФ. – 2014. – N 6 – Ст. 550.
4. О статусе судей в Российской Федерации от 26 июня 1992 г.: Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132–I (ред. от 16.04.2022) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации – 1992. – N 30 – Ст. 1792.
Литература
5. Анишина, В.И. Избранное. - Москва : РГУП, 2016. 204 с.
6. Безуглов С.В. Бутурлина Е.С. К вопросу о понятии, системе и классификации принципов правосудия. //Власть Закона. 2018. №1 (33). С.92-103.
7. Воскобитова Л.А. Механизм реализации судебной власти посредством уголовного судопроизводства: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Москва, 2004. 32 с.
8. Гацолаева А.Х., Джикаев И.Ю. Вопросы классификации конституционных принципов правосудия // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014. №5 (95). С. 82-86.
9. Головинская И.В. Конституционное право граждан участвовать в отправлении правосудия и принцип независимости судей: проблемные вопросы. // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевич и Николая Григорьевич Столетовых. Серия: Юридические науки. 2015. №2 (4). С.5-11.
10. Гражданское общество и права человека: учеб. пособие / Т.М. Резер, Н.В. Сыманюк, Е.В. Кузнецова, М.А. Задорина. Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2018. 119 с.
11. Гук П.А. Конституционно-правовые основы судебной и прокурорской деятельности. Пенза, 2018. 276 с.
12. Ежов А. А. О конституционных принципах правосудия (в помощь изучающим конституционное право)// Вестник международного Института управления. 2015. №3-4 (133- 134). С. 54-56.
13. Задорина М.А. Конституционное право на среднее профес¬сиональное образование в Российской Федерации: вопросы теории и практики : специальность 12.00.02 «Конституционное право, конституционный судебный процесс, муниципальное право» : дис¬сертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Задорина Мария Андреевна; Уральский государственный юридический университет. Екатеринбург, 2018. 255 с.
14. Зеленцов А.Б. Теоретические основы правового спора: автореф.дис. ... докт. юрид. наук. Москва, 2005. 31 с.
15. Исследование ВШЭ зафиксировало перегрузку 62 % россий¬ских судей. // РБК: [сайт]. - 2018. - 17 апр. - URL: https://www.rbc.ru/society/17/04/2018/5ad094389a79472df75fa052 (дата обращения: 24.04.2022).
16. Киселёв В. С. К вопросу о классификации конституционных принципов организации и функционирования судебной власти // Государство и право. 2015. №6. С. 102- 104.
17. Лебедев В.М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. М., 2000. 251 с.
18. Марьина Е.В. Судебная система Российской Федерации. - Самара, Издательство Самарского университета, 2020. 239 с.
19. Номоконов Г.В. Понятие правосудия и его отличительные признаки // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 9 (77). С. 19.
20. О результатах эксперимента по психодиагностическому об¬следованию кандидатов на должность судьи и перспективах ис¬пользования методов психодиагностики в кадровой работе: По¬становление Президиума Совета судей Российской Федерации от 26 июля 2002 г. // Российская юстиция. 2002. № 10.
21. Панкова О.В. Правосудие в современной России: понятие и признаки// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2018. Т. 22. № 4. С. 527-546.
22. Рустамов Х.У., Безнасюк А.С. Судебная власть. М. 2002. 236 с.
23. Середнев В.А. К вопросу разграничения понятий «решение суда» и «осуществление правосудия»// Научный аспект. 2019. Т. 2. № 1. С. 121-127.
24. Судебная власть и правосудие в Российской Федерации. Курс лекций / Под ред. В.В. Ершова. Москва : РАП, 2011. 904 с.
25. Федоренко Н.В. Конституционные принципы организации и функционирования судебной власти российского государства //Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2020. № 5 (120). С. 85-87.
26. Хрулева В.В. Правосудие как функция судебной власти в современной России // Вестник института: преступ¬ление, наказание, исправление. 2018. № 4 (44). С. 29-35.
27. Цацалов О.О. Устойчивость правосудия как компонент механизма реализации принципов правосудия// Вест¬ник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2018. № 4. С. 155-160.