Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОМИЧЕСКОГО В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ 5
1.1. Категория комического в литературном процессе 5
1.2. Виды комического в художественной литературе 9
1.3. Языковые средства создания комического эффекта в художественной литературе 13
Выводы по первой главе 16
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ КОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М.Н. ЗАДОРНОВА 18
2.1. Общая характеристика творчества М.Н. Задорнова 18
2.2. Анализ языковых средств для создания комического эффекта в произведениях М.Н. Задорнова 21
Выводы по второй главе 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что на сегодняшний день, в эпоху цифровизации и технологического развития, художественная литература постепенно стала отходить на второй план в списка интересов современных людей, несмотря на то, что только традиционные формы чтения могут по-настоящему оказать воздействие на читателя, стать основой трансформации его идеалов и отношения к жизни.
Современный юмор становится все более приземленным. На сегодняшний день он фактически ограничивается стендапом, который зачастую полон различной пошлости и однонаправленности. Поэтому изучение юмористических и сатирических произведений писателей-«классиков» XXI века очень важно для популяризации данного направления и воспитания современной молодежи в направлении формирования у них стремления к качественному чтению.
Творчество М.Н. Задорнова, так рано ушедшего от нас интереснейшего писателя-сатирика, является актуальным и на сегодняшний день, т.к. оно кажется несколько пророческим.
Цель исследования – провести анализ языковых средств создания комического эффекта в прозе М.Н. Задорнова.
Объект исследования – комический эффекта в прозе М.Н. Задорнова.
Предмет исследования – языковые средства создания комического эффекта в прозе М.Н. Задорнова.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Рассмотреть категорию комического в литературном процессе.
2. Охарактеризовать виды комического в художественной литературе.
3. Описать языковые средства создания комического эффекта в художественной литературе.
4. Привести общую характеристику творчества М.Н. Задорнова.
5. Провести анализ языковых средств для создания комического эффекта в произведениях М.Н. Задорнова.
Методы исследования: анализ научной и художественной литературы, сравнительный, описательный, обобщение, классификация, хронологический, контент-анализ, моделирование.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научных источников по проблеме изучения комического в научной литературе. Полученные теоретические данные могут быть полезны для проведения дальнейших научных разработок в этом направлении.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью составления программы занятий по изучению комического общеобразовательной школе на материале прозаических произведений М.Н. Задорнова.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе «Теоретические аспекты изучения комического в литературном произведении» раскрываются такие вопросы как категория и виды комического в литературном процессе, а также рассматриваются языковые средства создания комического в художественном произведении.
Вторая глава «Создание комического эффекта в произведениях М.Н. Задорнова» посвящена общей характеристике творчества писателя, а также его выбору языковых средств для создания комического в своих произведениях.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОМИЧЕСКОГО В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
1.1. Категория комического в литературном процессе
Одним из понятий эстетического осмысления литературного произведения является категория комического, осознание которой происходит на разных этапах развития философско-литературной мысли. Известно определение сущности комического, которое характеризует комизм как явление, которое вообще по самой своей природе зиждется на противоречивых противопоставлениях между целями внутри себя и их содержанием, с одной стороны, и случайным характером субъективности и внешних обстоятельств – с другой [Исакова, 2018; 100].
В этом определении выделяются положения, которые характеризуются как плодотворные для создания различных концепций.
В истории искусства было разработано множество теорий комического. Все принципиально важные и более или менее однозначные концепции комического можно свести, по существу, к 6 группам [Калмыкова, 2014; 138]:
– теория отрицательного качества или, говоря языком психологии, теория превосходства субъекта комического опыта над предметом;
– теория деградации;
– теория контраста;
– теория противоречия;
– теория отклонения;
– теория смешанного типа.
Также внутри этих групп можно выделить объективистские, субъективистские и реляционные теории.
Комизм рассматривается как [Исакова, 2018; 102]:
– эстетическая категория;
– пафос;
– идейно-эмоциональное отношение автора к изображаемому;
– вид художественного содержания;
– способ художественности.
В истории искусствоведения развитие категории комического неразрывно связано с философским осмыслением природы смеха и его эстетической роли. В частности, раскрывается демократическая сущность смеха, позволяющая человеку установить «свободный фамильярный контакт между всеми людьми».
Важной литературоведческой проблемой является выявление жанрообразующей роли комического в литературе. При освоении огромного поля историко-литературных фактов в аспекте этой проблемы выработался ряд общетеоретических положений о реализации комического в драме в связи с жанром комедии [Щуркова, Саблина, 2020; 19].
Вместе с тем, следует отметить, что реализация комического в драме возможна не только в комедии, но и во всех других жанрах как элемента, обеспечивающего необходимую эмоционально-психологическую разрядку. Итак, в структуру античной трагедии в композицию тетралогии входила «сатирическая драма», а это означало, что издревле читались закономерности восприятия зрителем содержания драмы, протекающие в зоне реальной эмпатии, которая формируется по принципу «здесь и сейчас» [Ястребова, 2022; 60].
Эстетическая роль комического определяется как его содержанием, так и высокой степенью эмоциональной «заразительности» смеха, его объединяющим и синтезирующим потенциалом [Уварова, Летникова, Самарина, 2022; 33].
Если учесть, что акт эстетического общения включает в себя определенную модель взаимодействия автора, героя и читателя, то на первый план в исследовании выходит вопрос об особенностях субъектно-объектных отношений [Калмыкова, 2014; 138].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александров, Ю.М. Сатирические аспекты творчества М.Н. Задорнова / Ю.М. Александров // Вопросы литературоведения. – 2019. – № 6. – С. 55–70. – Текст непосредственный.
2. Вениаминова, О.Л. Виды комического в художественных текстах / О.Л. Вениаминова // Литературный вестник. – 2020. – № 6. – С. 50–61. – Текст непосредственный.
3. Володина, И.М. Творчество и стилистическая манера М.Н. Задорнова в контексте русской культуры / И.М. Володина // Материалы международной научно-практической конференции «Русская культура начала XXI века: основные проблемы и перспективы развития». – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. – С. 40–50. – Текст непосредственный.
4. Гаврилина, А.Е., Петухова, И.И., Самсонова, Ю.В. Принципы разграничения сатиры и юмора в художественной литературе / А.Е. Гаврилина, И.И. Петухова, Ю.В. Самсонова // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы литературоведения и филологии». – Казань: Казанский государственный университет, 2019. – С. 54–32. – Текст непосредственный.
5. Исакова, Е.П. Основные приемы создания комического эффекта в литературе и театре / Е.П. Исакова // Вестник культурологи. – 2018. – № 12. – С. 100–109. – Текст непосредственный.
6. Калмыкова, И.Г. Категория комического и жанр комедии в литературном процессе: проблемы изучения / И.Г. Калмыкова. – Текст электронный // Вестник Бурятского государственного университета. – 2014. – № 10(14). – С. 138–143. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kategoriya-komicheskogo-i-zhanr-komedii-v-literaturnom-protsesse-problemy-izucheniya/viewer (дата обращения: 26.04.2022).
7. Курбатова, О.В., Мясников, Т.С. Юмор и гротеск в творчестве М.Н. Задорнова / О.В. Курбатова, Т.С. Мясников // Материалы научно-практической конференции «Современная литература: процессы и стили». – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2022. – С. 52–68. – Текст непосредственный.
8. Озеров, М.А., Баталова, С.И. Творчество М.Н. Задорнова в современной литературе: литературоведческий анализ / М.А. Озеров, С.И. Баталова // Вестник Казанского государственного университета. – 2021. – № 6. – С. 97–109. – Текст непосредственный.
9. Саранова, Ю.В., Юдина, Д.В. Юмор и сатира как отражение комического стиля писателя / Ю.В. Саранова, Д.В. Юдина // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2022. – № 1. – С. 35–48. – Текст непосредственный.
10. Уварова, И.С., Летникова, Е.Г., Самарина, В.А. Принципы разграничения комического в художественной литературе / И.С. Уварова, Е.Г. Летникова, В.А. Самарина // Сборник статей Тамбовского государственного университета. Вып. 2. – Тамбов: Издательство Тамбовского государственного университета, 2022. – С. 33–45. – Текст непосредственный.
11. Фефелова, Г.Г. Комическое в произведении Задорнова / Г.Г. Фефелова. – Текст электронный // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017. – № 8(71). Ч. 2. – С. 165. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komicheskoe-v-proizvedenii-m-zadornova/viewer (дата обращения: 24.04.2022).
12. Харитонова, И.М., Смаровоз, Е.Н. Творческая манера М.Н. Задорнова: литературоведческий анализ / И.М. Харитонова, Е.Н. Смаровоз // Сборник статей Балтийского федерального университета им. И. Канта. Вып. 2. Литературоведение. – Калининград: Издательство Балтийского федерального университета им. И. Канта, 2022. – С. 99–107. – Текст непосредственный.
13. Чурикова, П.А., Антоневская, А.В. Специфика языковых средств в сатирических произведениях / П.А. Чурикова, А.В. Антоневская // Вопросы русской культуры. – 2022. – № 2. – С. 78–90. – Текст непосредственный.
14. Шевердяева, И.С., Слонимская, Н.Г. Языковые средств русского литературного языка / И.С. Шевердяева, Н.Г. Слонимская. – Мурманск: Полярные зори, 2021. – 322 с. – Текст непосредственный.
15. Щуркова, Е.В., Саблина, О.М. Комическое как философская категория / Е.В. Щуркова, О.М. Саблина // Философские исследования. – 2020. – № 6. – С. 20–27. – Текст непосредственный.
16. Ястребова, И.И. Языковые средства создания комичных ситуаций в художественной литературе / И.И. Ястребова // Вопросы литературоведения. – 2022. – № 1. – С. 60–72. – Текст непосредственный.