Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня каждое государство, в том числе и Россия, стремится к созданию развитой экономической системы, обеспечивающей интенсивное развитие и благополучное существование общества. Для достижения этих целей государства усиливают развитие своей внутренней системы, а также устанавливают и совершенствуют отношения с другими государствами, объединениями, мировыми сообществами и крупнейшими организациями мира. Экономическая политика практически всех государств заинтересована в привлечении передовых технологий, притоке капитала, поэтому важной задачей остается создание благоприятного климата для реализации ее целей. Наряду с другими важными факторами, влияющими на формирование благополучного климата для экономики страны, можно выделить налоговую систему.
Налоги появились с появлением государства. Без них государство не может существовать. Современное государство получает большую часть своих ресурсов благодаря налоговой системе. Чем больше средств получает государство, тем оно устойчивее и способно к развитию. Однако это не означает, что чем выше налоги, тем больше ресурсов и тем более развито государство. Налоговая система должна отражать как интересы государства, так и интересы его народа, и здесь необходимо найти необходимый баланс, который позволит удовлетворить интересы тех и других.
Среди множества экономических рычагов, посредством которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику как некий регулятор воздействия на негативные рыночные явления. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в рыночных условиях.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что государственные расходы и налоги активно используются властями для воздействия на экономическую ситуацию. Манипулируя ими, государство может влиять на совокупный спрос и ВВП. Таким образом, государство увеличивает или уменьшает как совокупный спрос на товары и услуги, так и предложение на рынке конечных товаров и услуг, произведенных в течение года (ВВП). В современной экономике доля государственных финансов в общем объеме ВВП (включая государственный бюджет с его основными составляющими - расходами государственного бюджета и налогами) планомерно растет.
Целью курсовой работы является анализ налоговой системы России, ее значение в жизни государства.
Задачи:
- изучить понятие и сущность налогов;
- рассмотреть виды налогов;
- рассмотреть налоги как инструмент бюджетного регулирования;
- провести анализ налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ за 2019-2021 года;
- провести анализ налоговых поступлений в областной бюджет субъекта РФ Амурской области за 2019-2021 года;
- провести анализ налоговых поступлений в местный бюджет субъекта РФ г. Свободного Амурской области за 2019-2021 года;
- проанализировать основные проблемы налоговой системы Российской Федерации и пути их решения;
- проанализировать основные проблемы налоговой системы по Амурской области и пути их решения.
Предметом курсовой работы является анализ налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ и в областной бюджет Амурской области.
Объектом курсовая работа являются налоговая система Российской Федерации.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВ
1.1 Понятие и сущность налогов
Налогообложение относят к числу давно известных методов регулирования доходов и источников увеличения государственных средств.
В истории на каждом этапе эволюции общества понятие «налог» изменялось наряду с развитием теории функционирования государства, его целей, форм существования и методов управления обществом.
Налоги формируют необходимую финансовую базу для операций государства в экономической сфере. Сама структура, масштабы и методы налоговых изъятий создают возможность целенаправленного государственного воздействия на темпы и пропорции накопления общественного капитала, позволяют контролировать практически весь совокупный капитал.
Еще Адамом Смитом были сформулированы четыре главных требования к налоговой системе, которые справедливы и в настоящее время (рисунок 1) [1].
Как мы видим А. Смит основывался на таких принципах налогообложения, как:
1) равномерность, понимаемую как равнонапряженность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;
2) определенность, означающую четкость, ясность, стабильность норм, ставок налогообложения;
3) простата и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов;
4) не отягощенность, то есть умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых ложится тяжким бременем на налогоплательщиков
[2].
Через использование различных налогов, их ставок, способов налогообложения государство достигает определенные цели, актуальные на данном этапе развития. Из этого следует, что налоги выполняют некоторые функции. Именно в них выражается сущность налога.
Функции налогов помогают показать, какую роль они играют в социально-экономическом развитии государства. Существуют разнообразные взгляды по поводу количества и качественного содержания функций налогов.
В целом же, вся налоговая система выполняет ряд важнейших функций:
1) Фискальная функция, смысл которой заключается в том, что, взимаемые налоги являются источником государственных финансовых ресурсов, накоплением материальных благ, необходимых для дальнейшего распределения на определенные нужды государства. Фискальная функция формирует базу доходов бюджетов страны. Здесь же кроется определенная проблема, возможность и желание уплаты налогов гражданами напрямую зависит от уровня дохода населения, что может снизить уровень уплаты налогов в период кризиса и экономической нестабильности.
2) Регулирующая функция, которая связана с перераспределением собранных средств на дальнейшие нужды государства, а также направления средств в отдельные отрасли и сферы народного хозяйствования. Также данная функция регулирует уровень дохода различных слоев населения.
3) Социальная функция. Данная функция имеет тесную связь с фискальной и регулирующей функцией, так как налоговой базой в данном случае будет являться имущество и доходы физических и юридических лиц. Смысл этой функции заключается в том, что большую часть данного налога уплачивают люди с высоким уровнем дохода. Полученные денежные средства в большей степени перераспределяются в пользу малоимущих слоев населения в виде различных выплат и оказываемой материальной помощи со стороны государства.
4) Контрольная функция. Она создает базу для наблюдения и контроля за стоимостными пропорциями в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономической системы. Но данная функция никак не связана с налоговым контролем, осуществляемым органами государственного контроля. Только комплексный учет всех функций налогов может гарантировать успешную налоговую политику, создаст из налогов эффективный механизм влияния на экономику страны [3].
От величины налоговых поступлений зависит, сможет ли государство выполнить возложенные на него функции. В определенной степени суммы поступлений налогов в бюджетную систему зависят от налоговых органов, которые, в свою очередь, осуществляют налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Проанализировав разные точки зрения на понимание сущности налога и определив его основные функции, можно сказать, что:
1) налог является экономической ценностью для современного государства и способствует поддержанию жизнедеятельности населения;
2) налог следует рассматривать как существенный элемент финансовой и экономической политики государства.
С помощью налогов в стране устанавливаются стимулирующие либо диссимулирующие условия для развития бизнеса и обеспечения имущественного положения граждан. Налоги достаточно разнообразны по видам и создают довольно разветвленную совокупность. Стремление унифицировать налоги и попытки сократить количество их видов не венчались успехом. Возможно, это происходит по той причине, что уместнее вместо одного большого налога взимать множество, которые менее заметны и чувствительными для населения страны [4].
1.2 Виды налогов
Налоги разделяют на различные группы по множеству признаков:
1) прямые и косвенные (в зависимости от источника их взимания);
2) пропорциональные, прогрессивные, регрессивные (в зависимости от налоговых ставок);
3) государственные и местные (в зависимости кто взимает налог, и в какой бюджет).
Важным вопросов при определении влияния налогов на экономику страны является соотношение прямых и косвенных налогов. Прямые налоги взимаются напрямую с дохода налогоплательщика, так что налогоплательщик ощущает их в виде недополученного дохода.
Основной аргумент выгодности прямых налогов – это их прогрессивность. Посредством прямых налогов можно достичь более справедливого распределения доходов и налогового бремени. Поэтому они обладают наименьшей тенденцией неблагоприятного размещения ресурсов внутри негосударственного сектора.
Дополнительным преимуществом прямых налогов является их восприимчивость к росту и спаду в экономике. Помимо этого, некоторые из прямых налогов – встроенные стабилизаторы. Снижение прямых налогов и увеличение косвенных повлияет на структуру национального дохода от потребления в сторону сбережения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Налоговый Кодекс РФ. Ч.2 Ст. 25/ Электронный ресурс:
http://kodeks.systecs.ru/nk_rf/nk_glava25
2. Письмо Минфина РФ от 2 апреля 2021 года 03-11-06/24241 / Электронный ресурс: https://www.klerk.ru/doc/513072/
3. Закон Амурской области от 09.10.2012 № 93-ОЗ "О патентной системе налогообложения на территории Амурской области" (в редакции от
11.10.2021) / Электронный ресурс: conomy.amurobl.ru/pages/nalogovayapolitika/normativnye-pravovye-akty/zakon-amurskoy-oblasti-ot-09-10-2012-93oz-o-patentnoy-sisteme-nalogooblozheniya-na-territorii-amurs/
4. Беспалов М.В., Филина Ф.Н. Схемы минимизации налогообложения / М.В. Беспалов. – М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2019. – 67с.
5. Баташева, Ф. А. Проблемы современной налоговой системы РФ и предложения по ее совершенствованию / Ф. А. Баташева. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2021. № 17 (97). - С. 436-438. - URL: https://moluch.ru/archive/97/21802/ (дата обращения: 20.04.2022).
6. Болдова К. Объем доходов федерального бюджета по итогам
2021 года / К. Болдова. Открытый журнал. №3.2022. Электронный ресурс:
https://journal.open-broker.ru/research/obem-dohodov-federalnogo-byudzhetavyros/ (дата обращения 20.04.2022)
7. Глущенко, Я. С. Сущность, функции и виды налогов / Я. С.
Глущенко, М. С. Егорова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 11.4 (91.4). - С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/archive/91/20102/
(дата обращения: 20.04.2022).
8. Григолия С.З., Ржевская Д.С., Бледных А.Д. Налоговые доходы Федерального бюджета РФ, анализ их состава, динамики и структуры // Вестник современных исследований. – 2019. – №4.7 (31). – С. 78-83.
9. Дадашев А.З., Мешкова Д.А., Топчи Ю.А. Налоги и налогообложение в России: научное пособие. – М.: Юнити, 2021. – 44с.
10. Евстигнеев В.Н. Налоговая политика РФ: проблемы и
перспективы / В.Н. Евстигнеев. – М.: Финансы и статистика, 2020. – 55с.
11. Зырянова Т.В., Загурский А.О. Налоговая политика как инструмент государственной поддержки сельского хозяйства / Т.В. Зырянова, А.О. Загурский. Аграрный сектор Урала. №6, - 2018. С. 72-78.
12. Исполнение консолидированных бюджетов субъектов РФ / Электронный ресурс:https://www.csr.ru/upload/iblock/623/gd1sf3nv0o1m7rpls2 yuhyvqkohsjffz.pdf
13. Киреенко А.П. Уклонение от уплаты налогов / А.П. Киреенко. – М.: ЮНИТИ-ДАТА 2019. – 177с.
14. Козырин А. Н., Рыжков К. В. Правовое регулирование налогов, Финансы / А.Н. Козырин. – М.: ЮНИТИ – ДАТА, 2020. – 230с.
15. Крылова Н.С. Налоговое регулирование в федеративных государствах: конституционно-правовые аспекты / Н.С. Крылова. Гос-во и право – 2021 - №6 – с. 66-74
16. Маслова Д.В. Налоговый кодекс и активизация стимулирующего потенциала налога на прибыль/ Д.В. Маслова. Финансы. № 3. 2022. С. 26-29.
17. Миляков Н. В. Налоги и налогообложение / Н.В. Миляков. - М.:
Инфра-М, 2020. – 365 с.
18. Налоговая система Российской Федерации: учебник / М. М. Шадурская, Е. А. Смородина, И. В. Торопова, М. И. Львова, А. Г. Лачихина; под общ. ред. М. М. Шадурской; Министерство науки и высшего образования
Российской Федерации, Уральский федеральный университет. –
Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. – 254 с
19. Оперативный доклад Счётной палаты об исполнении
федерального бюджета за январь — декабрь 2021 г./ Электронный ресурс:
https://ach.gov.ru/audit/oper-2021
20. Официальный сайт Амуринфо. Амурские предприниматели опасаются удвоения налоговых платежей/Электронный ресурс: https://www.amur.info/news/2022/
21. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. Г. Пансков. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. – 436 с
22. Тамбовцева А. Р. Налог на имущество и земельный налог: новые нормы и их применение // Экономика железных дорог. 2018. № 3. С. 8–18.
23. Финансовое управление администрации г.Свободного
Бюджетная отчетность об исполнении бюджета за 2021 год / Электронный
ресурс: http://svobgorfin.ru/page/otchet-obispolnenii byudzheta (дата обращения: 20.04.2022).
24. Бюджет для граждан к Федеральному закону о федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов / Электронный ресурс: https://minfin.gov.ru/common/uploa (дата обращения 20.04.2022)
25. Бюджет для граждан. По проекту бюджета Амурской области на
2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов/Электронный ресурс:
http://gorod.tynda.ru/wp-content/uploads/2020/11/Byudzhet-dlya-grazhdan-2021-
2023.pdf (дата обращения 20.04.2022)