Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Анализ себестоимости, расходов и затрат позволяет выяснить тенденции выполнения плана, определить влияние факторов на прирост доходов, установить резервы и дать оценку работы организации по использованию возможностей снижения себестоимости.
Актуальность темы состоит в том, что управление себестоимостью, расходами и затратами, особенно в условиях рынка, – стержневое направление всей системы управления организациям, так как именно здесь собирается вся информация о фактических затратах, а значит, закладываются основы для получения фактической доходов.
В настоящее время, с жесткой конкуренцией и непредсказуемо меняющимися условиями на всех рынках, для выживания и развития предприятий необходимо принимать стратегически верные управленческие и финансовые решения. Острая конкурентная борьба заставляет предприятия проявлять пристальный интерес к управлению затратами, искать пути по усовершенствованию их учета и мониторинга.
Управление себестоимостью является важнейшим направлением управленческой деятельности, поскольку именно соотношение между доходами и расходами предприятия определяет в конечном счете его финансовое состояние, прибыльность и перспективы развития.
В современных условиях развития экономики необходимо уделять особое внимание управлению затратами на производство и реализацию продукции.
Объектом исследования является ООО «Навитэк».
Предметом исследования является управление себестоимостью на предприятии.
Цель исследования - разработать мероприятия по совершенствованию управления себестоимостью на производство и реализацию продукции (услуг) предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность и классификацию затрат на предприятии;
отразить особенности управления себестоимостью на предприятии;
представить организационно-экономическую характеристику ООО «Навитэк»;
провести анализ структуры и динамики себестоимости в ООО «Навитэк»;
разработать пути снижения себестоимости в ООО «Навитэк»;
рассчитать эффективность мероприятий по снижению себестоимости предприятия.
Работа написана на основе данных финансовой отчетности, предоставленной ООО «Навитэк» с использованием нормативно-статистических данных и трудов ведущих авторов, и современных экономистов по изучаемым вопросам, учебники, учебные и методические пособия по бухгалтерскому учету и экономике.
Кроме того, была использована теоретическая и правовая база исследования, нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также научная, специальная и справочная литература, а также личные наблюдения.
Для решения поставленных в работе задач использовались методы сравнительного, логического и системного анализа, экономико-математического и организационного моделирования.
В процессе работы над исследованием были использованы материалы, опубликованные отечественной печати, методические разработки, законодательные акты и нормативные документы Российской Федерации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные мероприятия по управлению затратами могут помочь в минимизации затрат на исследуемом предприятии.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Введение определяет актуальность темы, цель, задачи, объект, предмет исследования, а также практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются понятие и структура затрат на производство и реализацию продукции, методы управления себестоимостью.
Во второй главе анализируется структура затрат и проводится оценка финансового состояния предприятия.
В третьей главе определяются проблемы и разрабатываются мероприятия по совершенствованию управления себестоимостью.
В заключении подводятся итоги исследования.
1. Теоретические основы управления себестоимостью на предприятии
1.1. Сущность и классификация затрат на предприятии
При управлении крупным производственным предприятием важную роль играет отслеживание производственных затрат. Более того, производственные затраты находятся в центре внимания управленческого учёта, так как они напрямую влияют на стоимость и себестоимость изготовляемых товаров, а, следовательно, и на их рыночную цену и прибыль, которую сможет получить компания. Эти затраты – основные расходы любого производственного бизнеса, поэтому в приоритете у директоров всегда оказывается задача по их снижению .
Производственные затраты сложно и неоднозначно влияют на экономические результаты, которые показывает предприятие. Допустим, чтобы увеличить результаты от страховых процессов, компании нужно сократить размер выплат по страховке, но это возможно только в результате роста трат на обработку и урегулирование нанесённого ущерба.
Их состав многоэлементен, а при таком многообразии необходим широкий ассортимент методов и средств управления тратами. При динамизме производственных затрат важно отслеживать их непрекращающиеся изменения и управлять ими с учётом того, что цены на предметы и средства труда, а также нормы трудовых затрат не статичны и всегда в движении.
Ещё одна серьёзная особенность заключается в тех трудностях измерения, учета и оценки, с которыми сталкивается управленец, поэтому не существует абсолютных методов точного измерения и учёта этой категории издержек.
Для полноценного описания этих издержек требуется анализ совокупности материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, которые пущены на изготовление и продажу конечной продукции.
Поэтому производственные затраты состоят из пяти основных элементов:
амортизация основных фондов – это размер финансовых отчислений, покрывающих ремонт, пополнение и восстановление всех средств производства в компании, а также амортизацию наиболее активной части фонда согласно требованиям законодательства (эти суммы вычисляются на основании норм, установленных официальными актами, а также с опорой на балансовую стоимость);
затраты на оплату труда – это следующий по объёму за материальными тратами элемент, в него входят все средства, уходящие на зарплаты, премии, компенсации и стимулирующие начисления для основного персонала на производстве и для сотрудников, которые в штате не состоят, но участие в основной работе компании принимают;
материальные затраты (кроме стоимости остатков сырья и материалов, которые образуются при производственной деятельности предприятия) – можно сказать, что это основные производственные затраты бизнеса, так как они составляют от 60 до 90% в общей массе;
отчисления на социальные нужды и в социальные организации вне бюджета (такие как фонды занятости, социального и медицинского страхования, а также пенсионный фонд);
иные траты, так или иначе сопровождающие производство товаров и услуг, – обязательные по закону сборы и налоги, выплаты специальным фондам, отчисления за выбросы опасных и загрязняющих веществ в рамках допустимой нормы, средства, идущие на вознаграждение сотрудников компании за новые идеи, изобретения и предложения по рационализации работы организации и многое другое .
Таблица 1
Современные концепции управления себестоимостью
Концепция Время появления концепции Представители
Трансакционных издержек 1960–1970-е гг. Р. Коуз и О. Уильямсон
Добавленной стоимости 1980-е гг. Дж. Шанк,
В. Говиндараджан
Альтернативных затрат 1980-е гг. Ф. Визер
Система стратегического управления: затратообразующих факторов, цепочки ценностей, стратегического
позиционирования 1980 г. 1985 г.
1990-е гг. Ф. Шерер, Ш. Остер, М. Портер, Дж. Шанк, В. Говиндараджан
Функционального учета затрат по
видам деятельности (АВС) 1980-е гг. вторая
половина Р. Купер и Р. Каплан
Теории ограничений (ТОС) Начало 1980-х гг. Э. Голдратт
Экономической добавленной
стоимости (EVA) Начало 1990-х гг. Д. Стерн и Б. Стюарт
Системы сбалансированных
показателей (ССП) Начало 1990-х гг. Р. Каплан, Д. Нортон
На современном этапе развития управленческого учета в России его особенностью является апробация зарубежных методик, их адаптация к российским условиям. Поэтому считаем, что в предпринимательских структурах в целях управления рентабельностью и конкурентоспособностью работ (продукции, услуг) необходимо на базе существующих систем и методов формирование и внедрение методики управления себестоимостью, отвечающей современным рыночным условиям и позволяющей организациям удерживать свои конкурентные позиции.
1.2. Особенности управления себестоимостью на предприятии
Эффективную деятельность современного предприятия в любой сфере хозяйствования невозможно представить без использования и развития подхода к управлению теми процессами, главным содержательным элементом которых является движение материальных и сопутствующих им потоков.
Методику оценки эффективности управления производственными затратами разработаем на основе цикла PDCA (рисунок 1).
Рис. 1. Цикл PDCA разработки методики оценки эффективности управления производственными затратами
Важнейшая цель: разработка универсальной методики оценки результативности управления производственными затратами, которая может учитывать все переменные, все нюансы и все допустимые ситуации.
На рисунке 2 представлены существующие показатели эффективности управления производственными затратами.
Рис. 2. Показатели эффективности управления производственными затратами
Выполним группировку данных и выделим общий признак для каждой группы показателей. Эти признаки и являются ключевыми (комплексными) показателями эффективности производственной системы. Сгруппированные данные представлены на рисунке 3.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Агарков, А.П. Экономика и управление на предприятии: учебник для бакалавров / А.П. Агарков. – М.: Дашков и К, 2020. – 398 с.
2. Алексейчева, Е.Ю. Экономика организации (предприятия): учебник для бакалавров / Е.Ю. Алексейчева. - М.: Дашков и К, 2021. – 290 с.
3. Батраева, Э.А. Экономика предприятия общественного питания: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Э.А. Батраева. – М.: Юрайт, 2021. – 390 с.
4. Боброва, О.С. Организация коммерческой деятельности: учебник и практикум для среднего профессионального образования / О.С. Боброва. – М.: Юрайт, 2021. – 332 с.
5. Бычков, В.П. Экономика автотранспортного предприятия: учебник / В.П. Бычков. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 404 с.
6. Волков, О.И. Экономика предприятия: учебное пособие / О.И. Волков. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 264 с.
7. Воробьева, И.П. Экономика и управление производством: учебное пособие для вузов / И.П. Воробьева. – М.: Юрайт, 2020. – 191 с.
8. Гайдук, В.И. Экономика фирмы (предприятия) / В.И. Гайдук. – Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2020. – 161 с.
9. Давыдянц, Д. Е. Золотое правило экономики предприятия / Д.Е. Давыдянц. – М.: МИРАКЛЬ, 2020. – 24 с.
10. Дорман, В.Н. Экономика организации. Ресурсы коммерческой организации: учебное пособие для среднего профессионального образования / В.Н. Дорман. – М.: Юрайт, 2021. – 134 с.
11. Кирильчук, С.П. Экономика предприятия. Практикум: учебное пособие для вузов / С. П. Кирильчук. – М.: Юрайт, 2021. – 517 с.
12. Клочкова, Е.Н. Экономика предприятия: учебник для вузов / Е. Н. Клочкова. – М.: Юрайт, 2021. – 382 с.
13. Кондратьева, И.В. Экономика предприятия: учебное пособие для вузов / И.В. Кондратьева. – СПб.: Лань, 2021. – 232 с.
14. Корнеева, И.В. Экономика фирмы. Практикум: учебное пособие для вузов / И.В. Корнеева. – М.: Юрайт, 2021. – 123 с.
15. Коршунов, В.В. Экономика организации (предприятия): учебник и практикум для вузов / В.В. Коршунов. – М.: Юрайт, 2021. – 347 с.
16. Кузнецова, И.А. Экономика предприятия / И.А. Кузнецова. – Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2020. – 255 с.
17. Магомедов, А.М. Экономика организаций торговли: учебник для вузов / А.М. Магомедов. – М.: Юрайт, 2021. – 266 с.
18. Малый, В.И. Аутсорсинг в экономике предприятия / В.И. Малый. – Саратов: Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина, 2020. – 214 с.
19. Малых, Н.И. Экономика гостиничного предприятия: учебное пособие / Н.И. Малых. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 320 с.
20. Меняев, М.Ф. Цифровая экономика предприятия: учебник / М.Ф. Меняев. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 369 с.
21. Милкова, О.И. Экономика и организация предприятия: учебник и практикум для вузов / О.И. Милкова. – М.: Юрайт, 2020. – 473 с.
22. Мокий, М.С. Экономика фирмы: учебник и практикум для вузов / М. С. Мокий. – М.: Юрайт, 2021. – 297 с.
23. Морозов, М.А. Экономика организации туризма: учебник для вузов / М.А. Морозов. - М.: Юрайт, 2021. – 291 с.
24. Низовкина, Н.Г. Управление себестоимостью предприятия (организации): учебное пособие для вузов / Н.Г. Низовкина. – М.: Юрайт, 2021. – 187 с.
25. Попадюк, Т.Г. Экономика фирмы (организации, предприятия): учебник / Т.Г. Попадюк. - М.: ИНФРА-М, 2019. – 296 с.
26. Раздорожный, А.А. Экономика организации (предприятия): учебное пособие / А.А. Раздорожный. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 95 с.
27. Розанова, Н.М. Экономика фирмы в 2 ч. Часть 1. Фирма как основной субъект экономики: учебник для вузов / Н.М. Розанова. – М.: Юрайт, 2021. – 187 с.
28. Розанова, Н.М. Экономика фирмы в 2 ч. Часть 2. Производственный процесс: учебник для вузов / Н.М. Розанова. – М.: Юрайт, 2021. – 265 с.
29. Свечникова, В.В. Экономика предприятия (организации) в схемах и таблицах: учебное пособие / В.В. Свечникова. – М.: Флинта, 2021. – 95 с.
30. Скляренко, В.К. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): учеб. пособие / В.К. Скляренко. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 256 с.
31. Скобкин, С.С. Экономика предприятия в индустрии гостеприимства и туризма: учебник и практикум для вузов / С.С. Скобкин. - М.: Юрайт, 2021. – 373 с.
32. Сурина, Н.В. Экономика машиностроительного предприятия: учебное пособие / Н.В. Сурина. – М.: МИСиС, 2019. – 45 с.
33. Тертышник, М.И. Экономика организации: учебник и практикум для вузов / М.И. Тертышник. – М.: Юрайт, 2019. – 631 с.
34. Фридман, А.М. Экономика предприятия общественного питания: учебник для бакалавров / А.М. Фридман. – М.: Дашков и К°, 2020. – 462 с.
35. Чалдаева, Л.А. Экономика организации: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. А. Чалдаева. - М.: Юрайт, 2021. – 344 с.
36. Чалдаева, Л.А. Экономика предприятия: учебник и практикум для вузов / Л.А. Чалдаева. - М.: Юрайт, 2021. – 435 с.
37. Шимко, П.Д. Микроэкономика: учебник и практикум для вузов / П.Д. Шимко. – М.: Юрайт, 2021. – 240 с.
38. Шимко, П.Д. Экономика транснациональной компании: учебник и практикум для вузов / П.Д. Шимко. – М.: Юрайт, 2021. – 339 с.
39. Яркина, Н.Н. Экономика предприятия (организации) / Н.Н. Яркина. – Керчь: Керченский государственный морской технологический университет, 2020. – 445 с.